Литовские операторы набирают обороты


О литовском рынке бизнес-перевозок, его состоянии и перспективах рассказывает директор компании Charter Jets Юлиус Масейва

За последние два года число частных авиарейсов в Литве увеличилось на 31,5%. Главной причиной роста бизнес-трафика в стране эксперты считают развитие международной торговли. В частности, проведенный анализ внешнего оборота, России и Литвы показал, что налицо существенное увеличение экспорта-импорта, а экономику Литвы одной из  самых быстро развивающейся во всем Евросоюзе.

О литовском рынке бизнес-перевозок, его состоянии и перспективах читателям BizavWeek рассказывает директор компании Charter Jets Юлиус  Масейва

За последние годы литовские компании, работающие в сегменте бизнес-перевозок явно прибавили, причем во всех сегментах. Как в Charter Jets оценивают итоги работы в уходящем году?

Результаты работы 2012 года Charter Jets положительные. Средний налет всего парка самолетов Hawker 800XР составляет 86 блок-часов на один самолет, а доходы по сравнению с 2011 годом возросли на 55 %. В 2012 компания Charter Jets дополнительно ввела в эксплуатацию третий самолет Hawker 800XP и Hawker Premier 1A.  Авиакомпания начала продвигать на рынок услугу менеджмента (управления) самолетов. На сегодняшний день авиакомпания управляет тремя самолетами - Hawker 800XP, Premier 1A и CRJ 200 VIP-конфигурация (10 мест).



В целом же на сегодняшний день в Литве зарегистрировано около 40 воздушных судов. Из них коммерческих - менее 10, остальные принадлежат к деловой и малой авиации. В стране сегодня действуют 5 компаний, которые занимаются управлением воздушных судов деловой авиации, их ремонтом и предоставляют услуги по организации частных чартерных перевозок. Ангарные возможности аэропорта Вильнюса позволяют одновременно вмещать до 9 самолетов типа Hawker. В целом, конечно, рынок небольшой, но со стабильными игроками. Предлагаемые услуги в основном предназначены для стран Балтии, Восточной Европы и СНГ.

Интересен ли компании российский рынок? Меняется ли доля российских заказчиков с течением времени? Какова их доля в сравнении с европейскими клиентами?

Думаю, что как и всем компаниям, Charter Jets очень интересен авиационный рынок России. В течение довольно короткого времени – 4 лет, Charter Jets завоевала немалое доверие в кругу российских клиентов. Компания выполняет не только бизнес-полеты, но и медицинские на единственном  в странах Балтии самолетом Hawker 800XP (номер LY-HCW), который имеет сертифицированное EASA оборудование “Life port”. Самый дальний полет, совершенный на этом самолете - Владивосток-Стамбул, был выполнен вместе с российскими партнерами (Профессиональная Медицинская Лига и JP Charter), с пациентом на борту, который имел открытую травму черепа.


Какой объем медицинских рейсов у компании?

На сегодняшний день в процентном соотношении около 15% от общего годового налета приходится на бизнес-джет, укомплектованный  медицинским оборудованием - Hawker 800XP (номер LY-HCW).


Какие проблемы, на Ваш взгляд, тормозят (или наоборот позитивные моменты, толкающие вперед) развитие перевозок сегмента бизнес-авиации в стране?

В Литве уровень бюрократии в области авиационного регулирования невысок, и авиационные власти действуют достаточно быстро. Если ТОиР организация отвечает требованиям EASA и обладает квалифицированным персоналом, соответствующей документацией и оборудованием, то процесс получения необходимых лицензий занимает немного времени. Финансовые расходы на регистрацию самого воздушного судна также относительно невелики. Единственный минус рынка – это его размеры. С другой стороны, «под боком» у Литвы 33-х миллионная Польша и Москва, где базируется основная часть российских деловых самолетов.

Литовские регуляторы действуют достаточно быстро и эффективно. Законодательная база в сфере авиации благоприятна не только для местного  авиабизнеса, но и для иностранных компаний. Поэтому литовским регистром пользуются как литовские, так и иностранные перевозчики, среди которых представители из России, Казахстана и скандинавских стран.

Расскажите, пожалуйста, о самолетном парке Charter Jets и есть ли планы модернизации в будущем?

На данный момент авиакомпания Charter Jets эксплуатирует три самолета Hawker 800 XP, один самолет Premier 1A. В марте месяце этого года парк самолетов авиакомпании пополнит  CRJ200, который будет переделан в 10-местный с VIP-конфигурацией. В настоящее время этот борт находится в Германии в центре комплектации компании RUAG. Переоборудование лайнера длится уже 9 месяцев. Мы надеемся, что новый самолет привлечет внимание клиентов, которые любят летать на широкофюзеляжных бизнес-джетах. Также мы сможем предложить очень хорошие цены на этот борт, и клиенты смогут сами выбирать между десятиместным CRJ200 и Challenger 850, цена которого выше, чем будет у нашего самолета.

Charter Jets обладает собственной технической базой для выполнения  форм A, B, C, E, F, замена шасси на Hawker 800XР, 750, 850ХР, 900XP. Планируете ли Вы в будущем расширить линейку обслуживаемых типов, включая самолеты других производителей?

В ближайшее время Charter Jets получит подтверждение на выполнение и самых сложных форм, таких как G и D, а также на обслуживание Hawker 125. При этом мы имеет возможность монтировать покрышки на этих самолетах.  В настоящее время компания сертифицирована только EASA. Кроме своих самолетов, мы предлагаем обслуживание воздушных судов других компаний, которые будут заинтересованы получить сервис высокого качества по низкой цене. Также Charter Jets предлагает услугу Part-M, с помощью которой отслеживается налет воздушного судна и выработка агрегатов.

Немного о маркетинге и ценовой политике. Как компания планирует сохранить за собой лидирующие позиции на литовском рынке бизнес-перевозок?

Как упоминалось выше, компания имеет свою техническую базу, на которой работают специалисты с огромным опытом, имеющие высшую квалификацию по выполнению технических работ (наши инженеры-техники с 2000 года работают с самолетами Hawker). Мы считаем, что наибольшее наше преимущество в том, что обслуживая в течение долгого времени как свои, так и самолеты третьих сторон, наш персонал накопил огромный опыт. Поэтому Charter Jets всегда может предложить лучшие цены и надежность, как при выполнении чартерных рейсов, так и при техническом обслуживании самолетов.

Charter Jets активно работает с авиационным регистром Ирландии. Планирует ли компания увеличить количество регистраторов (аккредитацию национальных авиационных властей), например Острова Мэн, Джерси и др.?

Сейчас мы об этом пока не думаем, но в будущем, когда компания выполнит поставленные цели, возможно что будем искать другие возможности удовлетворить потребностей рынка.

Расскажите, пожалуйста, об инфраструктуре компании в аэропорту Вильнюса (ангары и т.д.). Существуют ли еще проекты развития инфраструктуры, как в Литве, так и за ее пределами (строительство ангаров, мастерских и складов запасных частей и т.д.)?

На данный момент в аэропорту Вильнюса Charter Jets имеет ангар площадью 900 кв.м и 150 кв.м вспомогательных помещений для технического персонала. Компания имеет все необходимое оборудование, которое должно быть на базе технического обслуживания для выполнения вышеуказанных форм, при этом было инвестировано более чем 500000 EUR только в спецоборудование.

Charter Jets не имеет собственного терминала в аэропорту Вильнюса. На сегодняшний день пассажиропоток здесь таков, что время для строительства собственного терминала пока еще не наступило.

Ваш прогноз на 2013 год.

По нашему мнению, авиационный рынок будет только расширяться, поэтому считаем, что 2013 год будет для компании еще более успешным, чем 2012 год. Основные преимущества Charter Jets - опыт, хорошая, слаженная команда, свободно говорящая на русском языке, выгодное географическое положение, которое позволяет работать в тесном сотрудничестве, как с российским, так и с украинским рынками.

P.S. Компания Charter Jets начала свою деятельность в конце 2009 года. Тогда в эксплуатации имелся один самолет Hawker 800XP и 10 сотрудников. Так как в 2009 году еще ощущалось влияние кризиса, акционеры компании решили подождать с расширением парка самолетов.

Но в конце 2010 года компания начала активно искать возможность приобрести второй самолет Hawker 800XP. К этому времени Charter Jets полностью привела в порядок свои внутренние процедуры, дополнительно обучила нужных специалистов. Второй самолет был куплен в конце сентября 2011 года и был успешно введен в эксплуатацию. Третий самолет получен в апреле, а четвертый, Premier 1A, в июле 2012 года. CRJ200 будет введен в эксплуатацию в конце марта этого года.

Сейчас в авиакомпании работают 42 человека. Все ведущие работники компании имеют огромнейший опыт в авиации, поэтому Charter Jets всегда может обеспечить максимальную безопасность и наилучшее качество услуг.