Сложный выбор


Австралия не может определиться с будущим правительственным бизнес-джетом

Правительство Австралии всерьез взялось за изучение коммерческих предложений ведущих авиапроизводителей с целью замены ныне существующего парка бизнес-джетов для 34-й эскадрильи Королевских ВВС, которая занимается перевозкой первых лиц государства. Несмотря на свое геополитическое влияние в регионе, Австралия не имеет собственного парка и арендует самолеты: два Boeing BBJ и три Bombardier Challenger 604 (перевозят австралийского генерал-губернатора, премьер-министра и других чиновников). Во время своих немногочисленных международных визитов руководители страны летают вместе с помощниками и представителями СМИ, и ни один из самолетов в полной мере не может удовлетворить всем критериям по комфортабельности. Кроме этого, аренда всех пяти бортов заканчивается в 2015 году, и продление договора аренды не предполагается. 

Именно по этой причине в начале января 2014 года правительство страны внесло на рассмотрение вопрос о приобретении нового самолета для перевозки первых лиц государства. Сейчас рассматривается два варианта: покупка или лизинг.

В качестве необходимых опций  для будущего борта №1 выбраны только наличие спутниковой связи и интернета. Ни о каких излишествах в виде душа, эксклюзивной отделки самолета и прочих атрибутах VVIP-лайнера речи не идет. При этом, в самолете должен быть расширенный бизнес-класс для сопровождающих лиц.

В настоящее время наиболее приемлемыми для данных целей являются  Airbus A330 и Boeing 777. Однако мнения по той или иной машине разделились почти поровну. При схожих летно-технических характеристиках, на вторичном рынке самолетов, отвечающих критериям заказчика, очень мало. К тому же, как правило, это частные воздушные суда, поставленные владельцам как раз в эксклюзивной компоновке, и расставаться они с ними не спешат. Что касается новых самолетов, то здесь ситуация также весьма неопределенная: ждать самолета придется около двух лет, при этом столько же времени уйдет на комплектацию салона.

Поэтому вполне возможно, что уже в этом году специалисты начнут поиск относительно «молодого» лайнера, находящегося в коммерческой эксплуатации, с целью его приобретения. Но есть и противники покупки крупных авиалайнеров, которые аргументирует свою позицию тем, что основные визиты руководство страны совершает все же в пределах региона, и далеко не все аэропорты многочисленных островных государств смогут принять столь большой самолет. Также противники считают, что перевозка, например, тех же журналистов и ряда чиновников является неоправданной роскошью. В качестве альтернативы предлагаются самолеты Dassault Falcon, которые производитель передает заказчику полностью укомплектованными. При этом, наряду с хорошими характеристиками, они могут приземляться практически в любом аэропорту. Да и цена вопроса в разы интереснее.

И видимо отчасти прислушиваясь к своим оппонентам, правительство Австралии существенно урежет список должностных лиц, которые будут иметь право индивидуально летать на новом самолете.