Вертолеты - будущее региональной авиации?


Если общественность обсуждает перспективные модели, то специалисты заняты поиском новых направлений развития отрасли. Вот одно из мнений, хотя по странному стечению обстоятельств оно родилось в недрах ремонтной организации Helisota

Если общественность обсуждает перспективные модели, то специалисты заняты поиском новых направлений развития отрасли. Вот одно из мнений, хотя по странному стечению обстоятельств, оно родилось в недрах ремонтной организации Helisota.

Несмотря на то, что рост вертолетного рынка, в основном, происходит за счет военных вертолетов, гражданский сектор неуклонно увеличивается благодаря повышению спроса мировой экономики на региональные вертолеты. Производители видят потенциал роста в расширении использования вертолетов в региональных перевозках.

Вертолеты могут предложить быстрое включение без дорогостоящего развития инфраструктуры. Когда цены на топливо были низкими, а крупные города получали мощные потоки инвестиций, идея полетов городских вертолетов была реальна. К сожалению, из-за увеличения расходов лишь немногие могут себе позволить вертолетные услуги.

В то же время, если рынок вертолетов устойчиво растет, то по прогнозам, в течение 20 лет доля региональных джетов сократится с 13% до 6%. Такие тенденции позволяют вертолетостроителям предполагать, что с увеличением скорости полета и производительности вертолеты способны занять определенную нишу в сегменте коротких маршрутов, занятых в настоящее время региональными самолетами. Одна из причин, которая может помешать вертолетам превратиться в средство регионального воздушного транспорта, – это шум даже на большом удалении. Это заставит авиалинии дважды подумать, прежде чем перейти от самолетов к вертолетам.

Однако сегодня с причинами, которые мешали операторам в реализации идеи пассажирских перевозок, столкнулись крупные аэропорты, обслуживающие мегаполисы. Продолжающийся лавинообразный рост интенсивности воздушного движения, на фоне озабоченности проблемами шума и окружающей среды, в условиях сохранения размеров инфраструктуры привел к перегрузке аэропортов. Так идея использования вертолетов для пригородных и региональных маршрутов начинает возрождаться вновь.

Сегодня для взлета или посадки самолета вне зависимости на 19 мест или 180 мест требуется свободный интервал на взлетно-посадочной полосе. Проблема спроса/возможностей решается путем отказа от мелких самолетов в пользу крупных, а региональные перевозки переложить на вертолеты. В то же время спрос на региональные и туристические полеты остается высоким, что требует продуманных решений, в которых могут быть полезны вертолетные технологии.

Конечно, есть регионы, где относительно легко создать дополнительные возможности. Но в большинстве случаев потребуется время на строительство взлетно-посадочных полос. Не начато строительство сегодня, они не появятся до конца 2020-х. А если нет возможностей для расширения и низкая интенсивность пассажиропотока, то вертикальный взлет и посадка – одно из решений, для которого потребуется лишь вертолетная площадка.

Однако говорить о списании региональных самолетов слишком рано. Отрасль могла бы задуматься о сегментации, а не о замене. Зона региональных вертолетных перевозок могла быть 300 км и менее. Если такие изменения произойдут в ближайшее десятилетие, мы можем стать свидетелями рождения более разнообразной и универсальной авиационной отрасли.          

Действительно, идея вертолетных пассажирских перевозок не нова. В свое время она уперлась в высокую стоимость. Если вертолетчики смогут привлечь серьезные деньги (и серьезные кадры) и предложить реальные цены, пассажиры полетят на вертолетах. А если нет? Мы так и будем толкаться в пробках, наблюдая, как проносятся бесконечные кортежи разного рода начальников и чиновников. Любое мнение заслуживает, чтобы к нему прислушивались.

Евгений Матвеев

Источник: Вертолетные заметки