На высоте: где лучше всего учиться летать на вертолете


Сегодня во многих странах можно взять вертолет напрокат, но, чтобы сесть за штурвал, нужна лицензия пилота. Где можно научиться летать на вертолете и при этом совместить приятное с полезным?

Сегодня во многих странах можно взять вертолет напрокат, но, чтобы сесть за штурвал, нужна лицензия пилота. Где можно научиться летать на вертолете и при этом совместить приятное с полезным? Для нашего обзора мы выбрали самую распространенную в мире модель — Robinson R22. Этот легкий и быстрый вертолет считается самым подходящим для обучения. Получив летный опыт на R22, можно пересесть на другую, более сложную, модель, к примеру Robinson R44, на котором часто возят туристов и бизнес-пассажиров.

С лицензией частного пилота в кармане в большинстве стран мира можно летать самому, перевозить своих друзей или коллег, но ее не получится использовать в коммерческих целях. Существует разница между обучением в США (сертификат FAA) и в Европе (лицензия EASA), но сегодняшний день один документ легко можно конвертировать в другой. К тому же чиновники от авиации обещают рано или поздно унифицировать процесс получения летных прав. Где и как можно получить лицензию пилота вертолета – в галерее Forbes.

США: недорогое обучение в мягком климате

Стоимость курса обучения: от $10 000 

Длительность курса: от трех до десяти недель в зависимости от интенсивности занятий.

Плюсы: низкая цена, летная погода круглый год, английский язык обучения.

Особенности: понадобятся виза особого типа, медицинская страховка, сертификат, подтверждающий знание английского языка; потребуется сдать отпечатки пальцев; для полетов в Европе или России придется пройти  переквалификацию.

Лицензия (сертификат): выдается на пять лет, каждый год необходимо подтверждать квалификацию.

Дешевле всего учиться управлять вертолетом в Калифорнии – в этом южном штате максимальное количество летных дней в году, к тому же  выбор школ для пилотов очень широк.

Федеральное авиационное управление США предъявляет к будущим пилотам относительно скромные требования. Для лицензии нужно налетать 35 часов, из них 10 самостоятельно, без инструктора. Один из полетов должен быть на расстояние не меньше 92 километров. Минимальный теоретический курс займет 15 часов, за которые будущего пилота познакомят с азами авиации и подготовят к письменному тесту.

Интенсивный курс обучения на лицензию пилота Robinson R22, например, в школе Califonia Aviation Services  можно пройти за три недели, заплатив $8 537. Примерно такая же сумма уйдет сверху на проживание рядом с летной базой, дополнительные часы налета (в среднем по стране кандидаты успешно сдают экзамен после 60-70, а не 35 часов), медицинское обследование, учебники по теории, а также сами экзамены. Плюс расходы на топливо для учебного вертолета.

Летная школа Group3Aviation с филиалами в Калифорнии и на Аляске предлагает полный курс обучения за $13 530, обычно он занимает 10 недель, но может быть адаптирован под учащегося. Некоторые школы, например, Cloud9helicopters во Флориде готовы предоставить русскоязычного инструктора и гарантируют визовую поддержку. Обучение здесь будет стоить от $17 000, еще около $1200 нужно будет заплатить за пять недель проживания в США.

Великобритания: дорого, но универсально

Стоимость курса: от $20 000 

Длительность курса: от трех недель

Плюсы: нет специальных требований к иностранным студентам; английский язык обучения; универсальная европейская лицензия, которую легко конвертировать для полетов в других странах-членах Европейского агентства по авиационной безопасности.

Особенности: стабильная летная погода здесь – редкость; многое из того, что придется учить, на практике не пригодится.

Лицензия: для перевозки пассажиров нужно совершать полет не реже чем раз в 90 дней; каждые два года необходимо проходить ревалидацию.

Учиться управлять вертолетов в Великобритании значительно дороже, чем в США. Выбор школ здесь тоже велик. Для обучения лучше выбрать летние месяцы, когда на Британских островах больше всего ясных дней.

Одна из многих летных школ при Центре чартерных вертолетных перевозок Rise расположена на юге Англии, в графстве Глостершир. У летной школы есть собственное здание неподалеку от взлетной полосы с гостиной, кабинетом для планирования полетов, а также душем и раздевалкой. Помимо обучения будущих пилотов центр специализируется на аренде вертолетов, здесь же готовы помочь в приобретении вашей собственной машины. Расходы и на квалификационный курс (около $3 000) и 45 часов налета ($18 000)  будут меньше, если брать их сразу «оптом». При оплате длительного летного курса комплект учебной литературы за $450 достанется бесплатно.

Курс обучения в частной школе Heifly будет стоить от $36 000. Учеба проходит на базе аэропорта Шорхэм в Восточном Сассексе. В стоимость включены 60 часов полета, в также все дополнительные расходы, которые касаются обучения (к примеру, аэродромные сборы) и сдачи экзаменов на получение лицензии.

Летать на территории Великобритании на собственном вертолете можно и по лицензиям других стран, входящих в Международную организацию гражданской авиации. К ним относятся лицензии, выданные в США, Новой Зеландии, в Австралии и Канаде. Чтобы подтвердить лицензию, полученную в других странах, нужно иметь не менее 100 часов налета, а также пройти краткий курс обучения и сдать теоретический и практический экзамены.

Канада: комфорт без проблем с визой

Стоимость курса: от  $24 000 

Длительность курса: от 8 до 14 недель

Плюсы: меньше полугода можно учиться по туристической визе; английский язык обучения; возможность получить дополнительные навыки полетов в условиях севера и лесистой местности.

Особенности: важно не перепутать «зарегистрированную» летную школу с «аккредитованной»: требования к первым со стороны авиационных властей ниже, ответственности они несут меньше, а значит можно столкнуться с незапланированными расходами.

Лицензия: легко конвертируется для полетов в Европе, Австралии, США и Новой Зеландии.

В Канаде частная авиации развита не меньше чем в США, здесь тоже можно найти пилотов-любителей, который летают на работу на вертолете за 200-300 км от дома. Обучение в Канаде дороже, чем в США, но местные школы пытаются любыми способами привлечь иностранных студентов и обеспечить им эффективное и комфортное обучение.

Например, Heli-College в Британской Колумбии в 35 минутах езды от Ванкувера ориентируется во многом именно на иностранных студентов. В отличие от США здесь не возникнет сложностей с визой и разрешением на учебу. Если вы хотите уложиться в полгода, учиться можно по обычной туристической визе. Курс, включающий в себя 50 часов полетов, а также учебную литературу, будет стоить около $24 000. При школе действуют языковые курсы, что удобно для тех, кто не уверен, что сможет без подготовки освоить авиационные термины на английском. Доступно несколько вариантов проживания на время учебы, в том числе в канадской семье с полным погружением в языковую среду. Школа также обязуется предоставить все необходимые документы и переводы для конвертации лицензии пилота на родине студента.

В частной школе Advanced Helifligh курс обучения будет стоить около $38 000. Инструкторы школы предлагают возможность пойти весь процесс обучения всего за пять недель, но для этого нужно будет заранее самостоятельно пройти 40-часовой курс теории.

Северная Европа: суровый климат и профессиональный подход

Стоимость курса: от $50 000 

Длительность курса: по индивидуальному графику

Плюсы: подходит тем, кто думает о получении лицензии коммерческого пилота; возможно пройти часть курса онлайн.

Особенности: уровень подготовки может оказаться выше, чем нужно для полетов в свое удовольствие; оплата в норвежских или шведских кронах; полеты в горах и заснеженных районах.

Лицензия: единая европейская лицензия.

Ведущая школа коммерческих пилотов в Европе — Европейский вертолетный центр предлагает пройти обучение не только коммерческим, но и частным пилотам. При этом условия учебы отличаться ничем не будут. Стоимость курса, рассчитанного минимум на 45 часов полетов, определяется индивидуально в зависимости от графика и готовности учиться в группе. Рассчитывать стоит примерно на $50 000, в эту сумму входит теоретический курс, необходимое количество часов полета, учебная литература, карты, униформа, все платежи, связанные с обучением (в том числе плата за приземление в аэропорту), плюс дополнительное проживание во время полетов в лесистой местности и в горах. Отдельно придется заплатить за экзамены и получение документов в норвежском управлении гражданской авиации.

Расположен обучающий центр в аэропорту Сандефьорд Торп в 118 километрах к югу от столицы Норвегии Осло. Студенты сразу осваивают полеты в условиях загруженного аэропорта.

В отличие от большинства других школ Европейский вертолетный центр уделяет внимание академической подготовке пилотов, в том числе, к примеру, изучению метеорологии, навигации и планирования.

База, на которой живут студенты, расположена рядом с аэропортом. Самый удобный способ проживания — прямо на базе, в отдельной комнате с общей кухней, прачечной, гостиной, ванной и спортивным залом. При этом выходные можно проводить в Осло, до которого 1,5 часа езды поездом.

Выбрав учебный центр Northern Helicopters в Швеции, обучение можно будет начать в удобное для вас время. С учетом климата вероятно, что часть курса вы будет проходить, летая над бескрайними снежными просторами и испытаете себя при самых разных погодных условиях. Неизбежная часть курса — полеты в горах.

Испания и Греция: совместить учебу и отдых

Стоимость курса: от $25 000

Длительность курса: от четырех недель

Плюсы: отличное место для учебы и отдыха, прекрасные виды во время полетов, хорошая погода 350 дней в году

Особенности: многие школы специализируются на дополнительной квалификации и часах налета, меньше времени уделяя теории и подготовке к экзаменам

Лицензия: единая европейская лицензия, возможность конвертировать документ для полетов по всему миру

Учиться летать на Майорке — сплошное удовольствие, в первую очередь благодаря прекрасным видам, которые открываются над островом — от гор до белых песчаных пляжей. Жить во время учебы можно в пятизвездочном отеле или же в семейном пансионате. Летная школа Sloane Mallorca  не только научит управлять вертолетом, но и конвертирует вашу лицензию пилота, полученную на родине, для полетов по всей Европе.  При желании в курс обучения можно включить отработку посадки на воде. В путешествиях, к примеру, по греческим островам этот навык может пригодиться.

Летные школы в Испании, как например, Fly-in Spain предлагают в дополнение к обучению туристическую программу с экскурсией по окрестностям Андалусии. Летать можно каждый день или с выходными, совмещая учебу и отдых. Полеты школа совмещает с путешествиями в Корбоду и Гренаду. Стоимость курса — около $29 000, без учета проживания и расходов на топливо. Обучение ведут инструктора из Великобритании, погода при этом здесь – как во Флориде.

Прекрасную погоду обещает и греческая летная школа Greek Airman, минимальный курс обучения будет стоить от $25 000. Школа проводит тесты на знание авиационного английского языка и обещает в скоро времени ввести программы обучения он-лайн. С греческими школами можно договариваться об условиях обучения индивидуально. Не стоит бояться того, что у греческих школ – не самые лучшие веб-сайты, они не влияют на качество и цену.

Южная Африка: дешево и экзотично

Стоимость курса: от $15 000 с учетом проживания

Длительность курса: от четырех недель, многие школы предлагают индивидуальный план занятий.

Плюсы: каждый полет как экскурсия; возможность совместить учебу с отдыхом.

Особенности: недешевый перелет из России в ЮАР; возможны непредвиденные расходы; высокий уровень коррупции в стране.

Лицензия: выдается по стандартам Международной организации гражданской авиации, легко конвертируется.

Европейские пилоты-любители неоднозначно отзываются о летных школах Южной Африки. С одной стороны, учиться там дешевле, с другой — далеко и не всегда надежно. Тем не менее по уровню подготовки и технической оснащенности южноафриканские школы не сильно уступают европейским. Например, в школе Hover Dynamics вам предложат пройти часть курса на симуляторе, что сэкономит время и к тому же абсолютно безопасно в отличие от реальных полетов.

Учебу в ЮАР можно успешно совмещать с отдыхом. Выбрав школу неподалеку от побережья, можно заодно заняться серфингом, проводить время на море хоть каждый день. Вариантов школ много, Flight Schools South Africa и Airborne Pilot Training предлагают курсы пилотов в Претории, Дурбане, Йоханнесбурге и Кейптауне. С точки зрения погоды лучше выбирать Дурбан — температура на протяжении года колеблется от 17 до 26 градусов. В Йоханнесбурге и Кейптауне можно наслаждаться роскошными видами во время каждого полета, но летная погода здесь стоит только летом. 

Школа Learn to Fly  уверяет, что по цене и качеству подготовки пилотов оставит позади многие американские учебные центры. Комплекс предлагаемых услуг действительно выглядит скорее как описание туристической VIP-поездки: с полетами над Национальными парками, возможностью порыбачить, поохотиться, с проживанием в роскошном отеле с бассейном.

В Восточной Европе и Прибалтике: на русском языке

Стоимость курса: от $20 000 не включая налог, топливные расходы и сборы аэропортов 

Длительность курса: от трех месяцев.

Плюсы: русскоговорящие инструкторы, курсы авиационного английского.

Особенности: учебная виза на весь срок пребывания, большинство школ все же работают на местном языке.

Лицензия: по единым европейским стандартам.

Хороший вариант обучения в Восточной Европе — Чехия. Первые аэроклубы появились здесь в середине XX века, уже в 80-е годы начала развиваться частная авиация. Школ в Чехии много и они с удовольствием принимают студентов из России. Никаких особых требований к ним не предъявляется, но необходимо получить учебную визу на весь срок пребывания. Если вы хотите летать не только в России, то стоит сразу же пройти курс авиационного английского — около 50 часов.

Школа Flying Academy специализируется на подготовке пилотов-профессионалов, но готовит к экзаменам и пилотов-любителей. Час полета с инструктором на вертолете Robinson R22 здесь стоит от $740. Все необходимые консультации можно получить по телефону на русском языке. Языковые курсы — часть подготовки к сдаче экзамена на лицензию европейского образца.

Привлекательным с точки зрения цены выглядит обучение в Польше и Прибалтике, где тоже можно найти русскоговорящих инструкторов. Например, в эстонской школе Pakker Avio неподалеку от Тарту, куда из Санкт-Петербурга можно добраться на автомобиле за 5-7 часов. Курс обучения обойдется примерно в $26 000, без учета цены самих экзаменов. Школа небольшая, поэтому интенсивные курсы здесь не проводят. В зависимости от индивидуальных способностей студента и погодных условий обучение займет от восьми месяцев до года.

В России

Стоимость курса: от $30 000

Длительность курса: от двух месяцев, можно учиться по индивидуальному плану.

Плюсы: обучение на русском; близко к дому; получить все консультации можно лично до начала учебы; школы помогают в оформлении документов на владение собственным вертолетом и регистрацию вертолетной площадки.

Особенности: летать до экзаменов вы будете вокруг только над аэродромами; непредсказуемая погода.

Лицензия: свидетельство пилота-любителя для полетов в России. Чтобы арендовать вертолет в Европе или США, придется пройти валидацию.

Расхожее мнение среди пилотов-любителей: в России учат хорошо, но довольно дорого и скучно. Большую часть летного опыта, скорее всего, вы получите, наматывая круги вокруг базового аэродрома. Ни о каком аэротуризме не может быть и речи. При этом если вы намерены летать только в России и не говорите по-английски это, скорее всего, единственный доступный вам вариант. Только в Москве и окрестностях действуют около 50 аэроклубов, правда, сертификат и лицензия на подготовку пилотов-любителей есть не у всех.

Научиться управлять вертолетом можно за $10 000 и 28 учебных дней, к примеру, в аэроклубе Истра (Авиамаркет) в Московской области (vertolet.ru), но до получения лицензии пилота-любителя с такой подготовкой далеко. Школа предлагает и полноценный курс подготовки пилота-любителя (правда на большем вертолете Robinson R44) уже за $31 141, после завершения которого выдаются документы, необходимые для получения свидетельства пилота-любителя гражданской авиации. В клубе можно пройти ознакомительный двухчасовой курс, чтобы составить представление об учебной программе.

Группа компаний «АвиаПарт» (heli-school.ru) предлагает первоначальное обучение в группе за $24 300 (870 000 рублей), курс включает 181 час занятий на земле и в небе. После прохождения теоретического курса необходимо сдать экзамен по 16 дисциплинам, согласно требованиям Управления гражданской авиации РФ. По итогам облучения выдается сертификат российского образца, авиационный центр обещает взять на себя все трудности получения свидетельства пилота-любителя в Высшей квалификационной комиссии.

Компания «Русские вертолетные системы» (helisystems.ru) готовит пилотов-любителей Robinson R44 за $27 000 (966 000 рублей). В курс входит 200 часов теории и 42 часа летной практики. Подготовка всех необходимых документов для получения свидетельства пилота-любителя займет еще 5-7 дней и будет стоить около $1 000.Из очевидных удобств — вертолетная площадка прямо на МКАД, на берегу Москвы-реки. Компания также предоставляет услуги по подготовке документов на право собственности вертолета и регистрации частной вертолетной площадки. 

С начала февраля в связи с введением нового порядка выдачи свидетельств авиаспециалистов свидетельства пилотов-любителей в России также временно не выдают.

Источник: Forbes.ru