Снижение конкурентоспособности Китая открывает новые возможности для молодых игроков рынка ТОиР
По последним прогнозам, мировой рынок ТОиР планеров воздушных судов достигнет 17,5 миллиардов долларов США в 2014 году, что свидетельствует о стабильном росте данного сегмента. Тем не менее, ситуация в различных регионах мира отличается. Например, снижение темпов экономического роста Китая с 10-11% до 7-8% в год отразилось на спросе на авиаперевозки, а также на услуги по техническому обслуживанию воздушных судов. В результате, по мнению некоторых экспертов, ситуация на рынке стала более благоприятной для молодых и конкурентоспособных игроков.
В 2013 году пассажиропоток в Китае продолжал расти, однако значительных скачков спроса на авиаперевозки уже не наблюдалось. Относительное снижение нагрузки местных авиакомпаний отразились и на загруженности провайдеров ТОиР услуг. Некоторые игроки сообщают, что их загрузка (измеряемая в человеко-часах) выросла на 7-8%, вместо прогнозируемых 10-12% в 2013 году. Тем не менее, есть основания полагать, что более слабые показатели местных авиаперевозчиков – не самый важный фактор, повлиявший на снижение загрузки провайдеров техобслуживания.
«В мировом масштабе конкурентоспособность китайских провайдеров ТОиР планеров ВС во многом основывается на недорогой рабочей силе и высокой эффективности. Однако, в последнее время заработные платы в регионе начали расти примерно на 10% в год, и ситуация на рынке стала меняться. Подобная динамика, безусловно, станет важным фактором в развитии рынка ТОиР услуг в ближайшие годы», - отметил Кястутис Волунгявичюс, глава FL Technics Training.
Некоторые признаки вышеупомянутых изменений на рынке заметны уже сейчас. К примеру, несмотря на то, что потребности Северной Америки в ТОиР услугах не увеличиваются, многие аналитики подчеркивают, что растущий уровень зарплат в некоторых странах Азии меняет формулу контрактов на услуги по техобслуживанию: многие клиенты склонны выполнять работы по ТОиР планеров своих ВС в менее отдаленных местах. То, что ранее было практически 30% экономией, сейчас фактически исчезло. Недавний опрос консалтингового агентства Oliver Wyman показал, что около 60% представителей североамериканских авиакомпаний готовы платить на 5% больше и покупать услуги местных провайдеров, а 20% опрошенных выразили готовность мириться даже с 15% подорожанием.
Перемены в уровне зарплат окажут влияние не только на конкурентоспособность китайских провайдеров, но и на весь Азиатско-Тихоокеанский рынок ТОиР услуг. Есть основания полагать, что новые ТОиР возможности Индонезии, Филиппин, Малайзии и ряда других стран позволят этим игрокам привлечь новых клиентов и занять серьезные доли рынка, в первую очередь, за счет более низкой стоимости рабочей силы.
«Как следствие данной тенденции, китайская индустрия станет менее конкурентоспособной. К примеру, индонезийский перевозчик Lion Air, у которого средняя зарплата намного ниже, чем в Китае, уже открывает крупный центр ТОиР на острове Батам рядом с Сингапуром. Вьетнамские провайдеры также могут стать одними их крупнейших игроков в Юго-Восточной Азии. Однако, как и Китаю, всем этим новичкам еще предстоит многому научиться. Одним из серьезных вызовов будет достижение необходимого уровня эффективности, что окажет соответствующее давление на провайдеров технической подготовки», - прокомментировал Кястутис Волунгявичюс.