Авиакомпании переводят на отечественные метеосводки


Авиакомпании России будут в обязательном порядке платить за метеоданные от Росгидромета. Соответствующие проект новых правил метеообеспечения экипажей гражданской авиации Минтранс направит в правительство в ближайшие дни

Авиакомпании России будут в обязательном порядке платить за метеоданные от Росгидромета. Соответствующие проект новых правил метеообеспечения экипажей гражданской авиации Минтранс направит в правительство в ближайшие дни, пишут «Известия». Проект подготовлен в рамках поручения вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего транспортную отрасль. Об этом рассказал заместитель министра транспорта Валерий Окулов.

«Мы предлагаем, чтобы в дальнейшем оплата за метеоинформацию Росгидромета осуществлялась через «одно окно», то есть по одному каналу, и чтобы эта плата была включена в аэронавигационные сборы», - отметил Валерий Окулов. «Тогда окончательным плательщиком перед Росгидрометом будет только «Госкорпорация по ОрВД», что освободит авиакомпании от прямого общения с Росгидрометом».

Сейчас авиакомпании самостоятельно определяют, чьей метеорологической информацией они будут пользоваться при планировании полетов — зачастую это международные поставщики: SITA (Швейцария), Jeppesen (США; входит в Boeing), Lido (Германия), Jet Planning (Германия). Впрочем, де-факто авиадиспетчеры вынуждены им сообщать метеоинформацию от единственного российского поставщика специализированной метеоинформации — ФГБУ «Авиаметтелеком», который подчиняется Росгидромету (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды). В прошлом году это ведомство активно лоббировало свои услуги на федеральном уровне. Сводка «Авиаметтелекома» по одному аэропорту для авиакомпании стоит в среднем от 1 тыс. до 5 тыс. рублей.

В подготовке проекта правительственных актов Минтрансу помогало Минприроды. Министерство, в чьем ведении находится Росгидромет, действительно предложило обязать «авиакомпании получать метеоинформацию исключительно у 
уполномоченного аэродромного метеорологического органа, назначаемого
 Росгидрометом». То есть речь идет о том, что авиакомпании станут пользоваться только услугами структур Росгидромета — при этом, по словам пресс-службы Минприроды, Росгидромет будет закупать данные у международных поставщиков; порядок возмещения этих затрат будет определен дополнительно.

В Минприроды признали, что сейчас в сфере метеорологического обеспечения авиации
 сложилась ситуация, когда авиакомпании в массовом порядке отказываются от заключения договоров с ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

«Данная ситуация стала возможной после утверждения Минтрансом России
Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в
гражданской авиации Российской Федерации» (приказ Минтранса России от
30.07.2009 № 128), по которым экипажам воздушных судов
предоставлена возможность получать метеорологическую информацию из любого источника, который они посчитают достоверным», - рассказали в пресс-службе Минприроды. «Авиакомпании стали брать данные для полетов из сети интернет, у иностранных провайдеров, которые в своих коммерческих продуктах используют метеорологическую информацию Росгидромета. Данные организации получают метеорологическую информацию из всемирного фонда данных, куда Росгидромет в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации и Всемирной метеорологической организации передает метеоинформацию на безвозмездной основе. Привлечение иностранных провайдеров в стратегически важную сферу
метеорологического обеспечения полетов затрагивает национальные интересы
 России в информационной сфере».

В министерстве подытожили, что «Авиаметтелеком Росгидромета» лишился основного источника дохода и может прекратить деятельность по предоставлению метеоинформации.

«Особенно критическая ситуация сложилась в 20 авиационных метеорологических станциях аэропортов из 66: Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Магнитогорск, Воронеж, Белгород, Мурманск, Калининград, Архангельск, Петрозаводск, Самара, Уфа, Красноярск, Абакан, Ростов-на-Дону, Краснодар, Хабаровск, Магадан, Якутск, Нерюнгри, не имеющих необходимого объема возможных доходов от указанных авиакомпаний», - рассказали в ведомстве.

Окулов при этом крайне скептичен по поводу мощностей и возможностей Росгидромета. По его словам, у структур Росгидромета не хватает современного оборудования для конкуренции с иностранными поставщиками метеоданных.

«Плотность существующих метеостанций у Росгидромета сегодня такова, что получаемая от них фактическая информация является недостаточной для составления качественных прогнозов даже при помощи метеоконсультантов Росгидромета, которые не могут гарантировать точность своих прогнозов», - сказал Окулов. «Наиболее объективную информацию о фактической и прогнозируемой погоде дают материалы и данные, полученные со спутников. Данные со спутников предоставляют на весь мир несколько центров. И упрекать эти центры в некомпетентности и необъективности предоставляемой метеорологической информации нет никаких оснований. Этим и объясняется то, что при планировании полетов экипажи отдают свои предпочтения не данным Росгидромета, а другим источникам. То, что сегодня предоставляет Росгидромет, является кусочками разрозненной информации. К примеру, Росгидромет может дать информацию о фактической погоде в аэропорту Тазовский и Стрежевой, а в промежутке между ними информации будет ноль».

Заслуженный работник транспорта Геннадий Русских подтверждает, что основное преимущество зарубежных конкурентов «Авиаметтелекома» в том, что их данные поступают непосредственно со спутников в реальном времени.

«Беда Росгидромета состоит в том, что «Авиаметтелеком» оказался на сегодня неконкурентоспособным из-за отсутствия мощного спутникового потока информации и сокращения количества его наземных станций метеонаблюдений, в результате чего охват сузился», - говорит Русских.

Замминистра Окулов также подверг критике ценовую политику российских метеорологов.

«Самая дорогая метеоинформация предоставляется региональным авиаперевозчикам, то есть перевозчикам на местных воздушных линиях, особенно вертолетчикам, которые выполняют полеты по правилам визуальных полетов. Эти экипажи должны получать информацию по площадям. Информация по площадям носит экспертный характер, то есть не всегда опирается на имеющиеся фактические данные, что связанно с недостаточностью наземных метеостанций», -рассказал Окулов.