Еще недавно частный вертолет считался недоступной даже по московским меркам роскошью. Но с ростом благосостояния к людям пришло понимание его преимуществ в мегаполисе. В борьбу с московскими пробками включились десятки вертолетных такси.
Еще недавно частный вертолет считался недоступной даже по московским меркам роскошью. Но с ростом благосостояния к людям пришло понимание его преимуществ в мегаполисе. В борьбу с московскими пробками включились десятки вертолетных такси, в регионе стали множиться вертолетные площадки.
Автостопом с вертолетом
В последнее десятилетие вертолетный рынок Москвы переживает революцию. Из предмета, свидетельствующего об очень высоком благосостоянии владельца, частный вертолет превратился в мобильный и удобный инструмент бизнеса. Рынок вертолетных услуг — один из наиболее динамично развивающихся в Европе: по данным информационного агентства BizavNews.ru, московскую «прописку» имеет уже около 200 вертолетов разных классов: от рабочей лошадки поршневого Robinson R44 до дорогого газотурбинного AW139. Компаний же, сертифицированных для выполнения вертолетных работ, насчитывается 33. И наверняка их еще прибавится: ежегодно число частных вертолетов увеличивается более чем на 10%. Примечательно, что это связано не только с ростом благосостояния граждан, но и с изменением их представлений о возможностях, которые предлагает вертолет деловым людям. Альтернативным транспортом в мегаполисах все чаще становится вертолетное такси.
Эксперты сходятся во мнении, что вертолетное такси уже выделилось в Москве, равно как и в крупных российских городах, в самостоятельный сегмент, в котором есть свои правила игры, маркетинговые фишки и, конечно, конкурентная борьба. Кстати, конкуренция уже сыграла решающую роль в ценообразовании перевозок на вертолетных такси. Большинство игроков московского рынка работает практически на уровне рентабельности, взяв за основу стоимость летного часа с минимальным собственным интересом. Дальше все зависит от предпочтений пассажира. На наиболее популярных в России легких поршневых вертолетах Robinson R44 летный час обходится примерно в 25 тыс. руб. Сумма за проезд делится на всех пассажиров, что делает услуги вертолетного такси более доступными.
«Из Внуково в Шереметьево можно долететь за 4-5 тыс. руб. на троих, что сопоставимо по стоимости с автомобильным такси, хотя время в пути всего минут 12,— рассказывает президент компании «Аэросоюз» Александр Климчук.— С более серьезными газотурбинными машинами ситуация немного другая. Час полета, например, на комфортабельном AW119 обойдется в 72 тыс. руб., на пятиместном Eurocopter AS350 или шестиместном Bell 407 — примерно 55 тыс. руб. в час».
В Московском регионе можно взять «напрокат» и настоящий воздушный лимузин, например просторный скоростной AW139, стоить это будет от 100 тыс. руб. в час. Для сравнения: в Нью-Йорке средняя стоимость часа полета на 12-местном вертолете Sikorsky — 5,6 тыс. руб., а в Лондоне стоимость только одной минуты — от 300 до 2 тыс. руб.
Кстати, при аренде дорогих вертолетов в Москве владельцы частных вертолетных площадок, которые, как правило, выступают и эксплуатантами арендованных вертолетов, стараются максимально облегчить финансовое бремя клиентов, освобождая их от сборов за взлет и посадку. Правда, так делают не все: в государственных аэропортах с пассажиров возьмут все причитающееся, например аэропортовые сборы, где стоимость взлета и посадки часто превышает стоимость летного часа поршневого Robinson R44. Жалобы вертолетных операторов на высокие расценки в аэропортах остаются без внимания, тем не менее сложившаяся ситуация стала одной из предпосылок развития частной наземной инфраструктуры.
Вертодромный бум
Удивительно, но факт: для вертолетов, которые взлетают и приземляются практически на любой поверхности, в последние годы активно возводятся вертолетные площадки. Этот тренд наблюдается не только в столицах, но и в регионах России. Как отмечалось выше, среди причин бурного роста — высокие аэропортовые сборы, запрет на полеты над Москвой, автомобильные пробки и отсутствие высококачественного авиационного бензина, который пока импортируется. Наличие этих проблем и понимание того, что решать их придется частным порядком, привели к очень существенному росту негосударственных инвестиций в вертолетный сегмент.
Один из ярких примеров выхода на московский рынок серьезных инвесторов — проект вертолетного такси «Хелипорт Москва», инвестором и девелопером которого выступает «НДВ-Групп». Всего за полгода компания вложила 1,3 млрд руб. при общем объеме инвестиций 3 млрд руб. В перспективе компания планирует создать разветвленную сеть вертолетных центров «Хелипорты России», которые свяжут города и населенные пункты страны. В компании убеждены, что комплексный подход в формировании отрасли «с нуля» в будущем обеспечит успешное развитие вертолетного такси, сделает население более мобильным, а экономику — более эффективной.
«Единственное препятствие сегодня — это даже не запрет полетов над Москвой, а неразвитость вертолетной инфраструктуры,— убеждена Нина Абулова, заместитель генерального директора «Хелипортов Москва».— Только в последнее время на рынок стали выходить серьезные инвесторы, которые стремятся подойти к этому направлению с соответствующим его потребностям масштабом. Например, только «Хелипорт Москва» будет рассчитан на базирование 250 вертолетов, а его авиапарк станет одним из самых больших среди частных компаний России. Нами также будут создаваться новые площадки и хабы, что сделает вертолеты территориально ближе к потребителю. За счет этого вертолетное такси станет не только доступнее по цене, но и эффективнее».
В другом масштабном проекте по развитию инфраструктуры участвует компания «Аэросоюз». Совместно с Министерством транспорта Московской области она реализует программу строительства сети вертолетных центров вдоль окружных автодорог Москвы: 10 вертолетных центров на МКАД, 15 центров вдоль ЦКАД, 25 центров между МКАД и ЦКАД. В компании считают, что вертолет никогда не станет альтернативой автобусу, но именно в России с ее большими расстояниями и плохими дорогами у него есть все предпосылки стать более массовым видом транспорта. В «Аэросоюзе» также добавляют, что наиболее популярные направления вертолетного авиатакси — это Нижний Новгород, Липецк, Брянск, соглашаясь при этом, что развитие услуг авиатакси в нашей стране упирается в отсутствие достаточного количества полноценных объектов наземной инфраструктуры.
«Для комфорта пассажиров, для повышения безопасности полетов недостаточно создавать просто посадочные вертолетные площадки, необходимы полноценные вертолетные центры с заправочными комплексами, с ассортиментом запчастей к самым популярным маркам, с инженерами, техническими специалистами высокого уровня. Собственно, говорим мы об этом давно, и «Аэросоюз» активно занимается развитием такой сети как на федеральном уровне, так и на уровне правительства Московской области»,— рассказывает президент компании «Аэросоюз» Александр Климчук.
Одним из пионеров вертолетного такси можно считать компанию Heli Express, созданную «Русскими вертолетными системами» и компанией «ЮТэйр», входящей в пятерку крупнейших операторов вертолетных услуг в мире. В парке вертолетного такси Heli Express имеются вертолеты разных классов: Robinson R44, Airbus Helicopter AS350, AW109, Ми-8, что позволяет предлагать услуги авиатакси разным группам пассажиров. Heli Express располагает 4 вертолетными площадками, в 2014 году намечено открытие еще 2 у МКАД, на разных стадиях реализации находится еще 14 проектов в Москве и ближайшем Подмосковье. В компании убеждены, что вертолетное такси становится популярным альтернативным транспортом, приводя в пример данные о своей работе: с 2008 по 2013 год количество выполняемых в течение месяца рейсов выросло с 30 до 450.
«Клиенты Heli Express пользуются нашими услугами в совершенно разных целях, будь то полет на дачу или на деловую встречу,— говорит гендиректор Heli Express Вадим Караваев.— Кстати, услуга по аэропортовому трансферу, как это ни странно, наименее популярна. Пассажиры научены, что любая ситуация с аэропортами — масса проблем, связанных прежде всего с УВД и высокими аэропортовыми сборами. Мы же предлагаем свой вариант: выполняем рейс на ближайшую к аэропорту площадку и затем в течение двух минут доставляем пассажиров в воздушную гавань».
Для самих московских аэропортов вертолетное такси остается пока факультативной составляющей, хотя работы по созданию соответствующей инфраструктуры уже ведутся. В 2013 году в Шереметьево появилась современная вертолетная площадка компании «Авиа-Групп», а во Внуково-3 в 2015 году заработает крупный вертодром, инвестиции в который составят $30 млн.
По мнению главного редактора информагентства BizavNews.ru Дениса Лобастова, качественное развитие инфраструктуры и рост числа предложений определяют основной тренд развития рынка вертолетного авиатакси в Московском регионе.
«Рынок вступил в важную фазу своего развития: на нем началась конкуренция, что обернется для клиентов обилием новых предложений и, самое важное, снижением цен. Если же говорить о количестве вертолетной техники и числе выполняемых полетов «по запросу», то стоит ожидать роста показателей уже в этом году на 20% и 40% соответственно»,— резюмирует эксперт.
Дмитрий Петроченко
Источник: Коммерсантъ – Вертолетная индустрия