Каким должен быть медицинский вертолет? Эксперты утверждают – маневренным, с возможностью посадки на неподготовленные площадки. Идеально - погрузка/разгрузка пациентов при работающих двигателях, удобный доступ в кабину
На страницах BizavWeek мы стараемся как можно чаще и подробнее рассказывать о рынке медицинских вертолетов, который в последнее время существенно набирает обороты, особенно в России. В нашей стране действительно прорыв, и этот прорыв скорее в осмыслении роли воздушной скорой помощи в спасении людей. Те возможности, которые предоставляет вертолет, бесспорно являются уникальными, позволяющими не только сэкономить драгоценное время, но и начать оказывать помощь еще в полете, что реально повышает шансы пострадавших в разы.
Но вот какая досада. Анализируя ранее написанные материалы, мы, к сожалению, можем сделать только один вывод – все наши сюжеты сводятся лишь к сухим цифрам и фактам, да перечислению достоинств тех или иных моделей. И чтобы хоть как-то «ликвидировать» эту досадную недоработку, мы решили обратиться к профессионалам, которые помогут нам не только разобраться в специфике своей работы, но и точно передать те настроения, с которыми воздушные медики ежедневно спасают жизни многим людям. И поэтому основная наша задача сегодня – рассказ о воздушной скорой помощи.
Итак. Каким должен быть медицинский вертолет? Эксперты утверждают – маневренным, с возможностью посадки на неподготовленные площадки. Идеально - погрузка/разгрузка пациентов при работающих двигателях, удобный доступ в кабину для медперсонала, наличие аварийно-спасательного и медоборудования одновременно и самое главное - осуществление полетов в любое время суток.
Наш выбор был недолгим и пал на пионеров воздушной скорой помощи – Московский Авиационный Центр (МАЦ) МЧС России. Сейчас основу парка МАЦ составляют абсолютно разные вертолеты, как отечественные, так и зарубежные. Для выполнения различных задач в парке МАЦ эксплуатируются три вертолета КА-32, один МИ-26, один Bell-429 и три вертолета BK117 C2, более известные как ЕC145, производства Airbus Helicopters, которые и составляют медицинский «костяк» воздушного флота.
Основные миссии вертолетов МАЦ – мониторинг местности на предмет лесных пожаров, наводнений и других природных и техногенных катаклизмов, медицинское обеспечение Москвы и Московской области (ЕС145), пожаротушение (МИ-26 и КА-32 с вертикальной, боковой и горизонтальной системами пожаротушения), разбор завалов (вертолеты КА-32 оборудованы специальной системой «клещи») и пассажирские перевозки. МАЦ выполняет полеты в условиях плотной городской застройки, наличия большого количества ЛЭП, промышленных зон и автодорог в пределах столицы и Новой Москвы.
Наши собеседники Директор МАЦ Святенко Кирилл Витальевич, врач реаниматолог-анестезиолог Дмитрий Бобров и заместитель Директора по ИАС Бродников Юрий Иванович подробно рассказали о технологии выполнения медицинского рейса и об уникальных случаях спасения, казалось бы, безнадежных пациентов. Так что после подробного рассказа мы можем смело утверждать - каждый вылет медицинского вертолета это чья-то реально спасенная человеческая жизнь.
Святенко Кирилл Витальевич вспоминает о причинах, по которым был выбран ЕС145: «Идея создания медицинской вертолетной службы у нас возникла еще в 2006 году. При выборе вертолета ориентировались на маневренность, простоту обслуживания и возможность выполнять полеты в черте города, в любое время суток. И мы не ошиблись. Мы очень надеемся, что в будущем сможем эксплуатировать ЕС145Т2, который обещает стать таким же незаменимым и умным помощником в деле спасения наших пациентов. В 2007 наш выбор остановился на ЕС145 и уже на следующий год МАЦ заказал еще две машины. Мы остались очень довольны сделанным выбором, ведь ЕС145 отлично подходят для эксплуатации именно в городских условиях. Отличная управляемость, жесткая втулка и современная авионика, которая позволяет выполнять полеты днем и ночью с безопасным заходом на посадку в заданную точку, делают этот вертолет лучшим на сегодняшний день для выполнения рейсов санитарной авиации в городе. Именно эти машины способны приземлиться практически на любой пригодный «пятачок». А наличие раздвижных боковых дверей и широкой распашной сзади, высокорасположенной хвостовой балки, лебедки и прожектора делают работу на ЕС145 еще более эффективной,» - рассказывает г-н Святенко.
Состав экипажа ЕС145 всегда состоит из четырех человек: два пилота и два врача реаниматолога-анестезиолога, в отличие от стандартной бригады скорой помощи. Кроме этого, все врачи МАЦ проходят дополнительную подготовку в качестве спасателя и, если на месте требуется профессиональная работа спасателей, то медики МАЦ здесь незаменимы. При необходимости специалисты МАЦ могут выполнить достаточно сложную операцию как на месте ЧС, так и в полете. В Европе аналогичные экипажи укомплектовываются парамедиками, и работа бригад, вылетающих на место происшествия, сводится исключительно к транспортировке пострадавших в лечебные учреждения (зарубежные медицинские работники могут оказать на месте только доврачебную помощь). Поэтому процент выживаемости в Европе и России совершенно разный. В России он близок к 100%. По крайней мере в Москве это совершенно точная цифра.
К нашей беседе присоединяется врач реаниматолог-анестезиолог Дмитрий Бобров, который непосредственно вылетает на места происшествия и знает все медицинские нюансы. «При посадке один пилот всегда остается за штурвалом, второй контролирует весь процесс погрузки/выгрузки пострадавших для избежания несчастных случаев уже на земле. Вертолет оборудован лебедками и, если нет необходимой площадки для посадки, можно работать «с воздуха». У нас такой опыт имеется. Например, во время зимней Олимпиды в Сочи. Любого врача можно обучить на спасателя, а вот наоборот – невозможно. Бригады МАЦа – единственные в РФ, способные «лечить» и «спасать» одновременно. Каждый член экипажа постоянно повышает свою квалификацию, о чем ярко свидетельствует статистика. Ни одной потерянной жизни во время полета. Кстати, мы стараемся отслеживать статистику по перевезенным пациентам, особенно детям, так сказать их дальнейшую судьбу, и здесь цифры также очень позитивные,» - рассказывает г-н Бобров.
Но нам интересен весь процесс, поэтому следующий наш собеседник – заместитель Директора по ИАС Бродников Юрий Иванович – любезно согласился подробно рассказать о процессе подготовки к рейсам.
«Два вертолета ЕС145 постоянно находятся на дежурстве. Один в 15-й Московской городской больнице, а второй – в аэропорту «Остафьево» (в режиме двадцатиминутной готовности). Вызов поступает из ЦЭМП (центр экстренной медицинской помощи) на городской телефон МАЦ. По соглашению департамента Здравоохранения г.Москвы решение на вылет принимает дежурная бригада вертолета (командир ВС и врачи). Они всегда спрашивают, какая бригада скорой помощи выехала на место ЧС, через рацию связываются с медиками скорой помощи, которая выехала на место и ЦЭМП. Таким образом, идет непрерывный контакт обоих служб. На месте, при осмотре пациента и оказании первой помощи, отправляется запрос и получается наряд на госпитализацию пострадавшего из ЦЭМП. Диспетчер МАЦ сообщает в лечебное учреждение о факте прилета и диагнозе пострадавших. Вертолетный пациент всегда в приоритете, с одной стороны, все отлично понимают, что доставлен тяжелобольной пациент, а с другой – необходимо быстрее «освободить» вертолет для других возможных миссий. При этом врачи стараются выбрать медучреждения по профилю пострадавшего. Пострадавшие делятся на тяжелых, крайне тяжелых и детей. Дети всегда в приоритете. Если встанет дилемма: ребенок или крайне тяжелый взрослый – выбор падет всегда на ребенка».
В Москве шесть больниц, оборудованных вертолетными площадками, но вертолет может сесть практически в любом месте, минимально близком к приемному отделению любой больницы.
Кирилл Витальевич Святенко продолжает: «Существует правило «золотого часа». Что это значит? Принято считать, что если пациенту оказать помощь в течение часа – он будет жить. И как мы уже не раз говорили, благодаря вертолету пострадавший сможет быть в больнице не позднее 20 минут после взлета, причем в любой точке Москвы (для Подмосковья это время занимает до 30 минут). Вертолет всегда летит по кратчайшему пути, так как основная задача - добраться до места как можно быстрее. Решение о посадке принимает КВС, причем в этом процессе принимают участие все члены экипажа. Как говорится, две пары глаз это хорошо, а четыре – еще лучше».
Конечно же, громких ЧП предостаточно, стоит вспомнить одни только теракты в метро. А вот что вспоминают наши собеседники:
Дмитрий Бобров: «Двух одинаковых полетов не бывает. Наиболее экстремальным полетом принято считать посадку на неподготовленную площадку. Но больше запоминается крайний вылет, потому что он самый свежий в памяти. Были случаи, когда и сами врачи находились на стадии максимального нервного напряжения. На память сразу приходит пожар в ночном клубе «Хромая Лошадь», когда специалисты МАЦ перевозили пострадавших из аэропорта «Домодедово» в московские больницы; или авария в Подольске, где пассажиров рейсового автобуса «засыпало» щебнем при столкновении с грузовиком. Тогда мы смогли перевезти 16 пострадавших и впоследствии все они остались живы. И таких примеров предостаточно. Тот же пожар в Москва-сити, при сильном ветре и возможности «перекидывания» огня на другие строения. Работу по ликвидации такого пожара можно сравнить с уникальной операцией по пересадке сердца», - вспоминает Дмитрий.
«А вот был случай, когда мы столкнулись просто с непрофессионализмом бригады скорой помощи. Девочка попала под поезд, и когда медики МАЦ прилетели на место, скорая помощь уже находилась там, однако оказать своевременную помощь они не спешили, так как в бригаде не было специалистов. Они просто ждали. Пришлось на месте провести операцию по ампутации ноги, и девочка в итоге оказалась спасенной, хотя еще через пятнадцать минут помочь ей было бы уже невозможно. Или вот не так давно было: мальчик семи лет, до прилета врачей МАЦ, впал в кому вследствие серьезного ДТП, и вновь скорая оказалась «беспомощна» перед серьезными травмами (открытая черепно-мозговая травма и обильные ушибы внутренних органов). Благодаря вертолету мальчик оказался в больнице через двадцать минут и выжил».
Ну а как же происходит оперативно-медицинская помощь во время полета? Медицинский вертолет ЕС145 – это настоящий воздушный реанимобиль, оснащенный самым современным оборудованием: от полноценной медицинской стенки и диэлектрического пола, до вакуумных матрацев на каждого больного и наборов шин на детей и взрослых. Во время полета можно делать все необходимые реанимационные мероприятия, включая случаи с остановкой сердца. ЕС145 может перевозить сразу трех пациентов: двух лежащих и одного сидячего, а бригады МАЦ помогают всем пострадавшим без возрастных ограничений, начиная с грудничков.
Кирилл Витальевич Святенко: «Наши доктора не забывают, что главная задача – «качественно» довезти пострадавших до больницы, поэтому всю необходимую первую медицинскую помощь проводят еще на земле перед загрузкой. Выбор больницы зависит от жизненных показаний пострадавшего, но также наши врачи всегда консультируются с диспетчерами для определения оптимального лечебного заведения. При этом по прилету в больницу медицинские специалисты уже встречают вертолет, минимизировав тем самым время оказания неотложной помощи».
Продолжает Юрий Иванович Бродников: «Залогом безопасной эксплуатации любого воздушного судна является его техническое состояние. Наша техническая служба проводит ежедневный осмотр вертолетов. Плановое техническое обслуживание проходит по установленному календарному сроку или летному времени собственными силами специалистом МАЦ. Наш технический центр укомплектован необходимым количеством запасных частей, тем самым машина всегда находится в постоянной готовности. Экипажи МАЦ постоянно проводят практические тренировочные полеты, когда это позволяет обстановка. Ведь все же лучше, чтобы мы проводили в небе больше времени исключительно для собственной самоподготовки».
BizavWeek благодарит за всестороннюю помощь в подготовке материала Александру Власову (Airbus Helicopters Vostok).
P.S. Когда верстался этот материал, стало известно, что Airbus Helicopters Vostok (российский филиал Airbus Helicopters) выиграл тендер на поставку еще двух новых медицинских вертолетов для Департамента здравоохранения города Москвы с поставкой в следующем году.
Но вот какая досада. Анализируя ранее написанные материалы, мы, к сожалению, можем сделать только один вывод – все наши сюжеты сводятся лишь к сухим цифрам и фактам, да перечислению достоинств тех или иных моделей. И чтобы хоть как-то «ликвидировать» эту досадную недоработку, мы решили обратиться к профессионалам, которые помогут нам не только разобраться в специфике своей работы, но и точно передать те настроения, с которыми воздушные медики ежедневно спасают жизни многим людям. И поэтому основная наша задача сегодня – рассказ о воздушной скорой помощи.
Итак. Каким должен быть медицинский вертолет? Эксперты утверждают – маневренным, с возможностью посадки на неподготовленные площадки. Идеально - погрузка/разгрузка пациентов при работающих двигателях, удобный доступ в кабину для медперсонала, наличие аварийно-спасательного и медоборудования одновременно и самое главное - осуществление полетов в любое время суток.
Наш выбор был недолгим и пал на пионеров воздушной скорой помощи – Московский Авиационный Центр (МАЦ) МЧС России. Сейчас основу парка МАЦ составляют абсолютно разные вертолеты, как отечественные, так и зарубежные. Для выполнения различных задач в парке МАЦ эксплуатируются три вертолета КА-32, один МИ-26, один Bell-429 и три вертолета BK117 C2, более известные как ЕC145, производства Airbus Helicopters, которые и составляют медицинский «костяк» воздушного флота.
Основные миссии вертолетов МАЦ – мониторинг местности на предмет лесных пожаров, наводнений и других природных и техногенных катаклизмов, медицинское обеспечение Москвы и Московской области (ЕС145), пожаротушение (МИ-26 и КА-32 с вертикальной, боковой и горизонтальной системами пожаротушения), разбор завалов (вертолеты КА-32 оборудованы специальной системой «клещи») и пассажирские перевозки. МАЦ выполняет полеты в условиях плотной городской застройки, наличия большого количества ЛЭП, промышленных зон и автодорог в пределах столицы и Новой Москвы.
Наши собеседники Директор МАЦ Святенко Кирилл Витальевич, врач реаниматолог-анестезиолог Дмитрий Бобров и заместитель Директора по ИАС Бродников Юрий Иванович подробно рассказали о технологии выполнения медицинского рейса и об уникальных случаях спасения, казалось бы, безнадежных пациентов. Так что после подробного рассказа мы можем смело утверждать - каждый вылет медицинского вертолета это чья-то реально спасенная человеческая жизнь.
Святенко Кирилл Витальевич вспоминает о причинах, по которым был выбран ЕС145: «Идея создания медицинской вертолетной службы у нас возникла еще в 2006 году. При выборе вертолета ориентировались на маневренность, простоту обслуживания и возможность выполнять полеты в черте города, в любое время суток. И мы не ошиблись. Мы очень надеемся, что в будущем сможем эксплуатировать ЕС145Т2, который обещает стать таким же незаменимым и умным помощником в деле спасения наших пациентов. В 2007 наш выбор остановился на ЕС145 и уже на следующий год МАЦ заказал еще две машины. Мы остались очень довольны сделанным выбором, ведь ЕС145 отлично подходят для эксплуатации именно в городских условиях. Отличная управляемость, жесткая втулка и современная авионика, которая позволяет выполнять полеты днем и ночью с безопасным заходом на посадку в заданную точку, делают этот вертолет лучшим на сегодняшний день для выполнения рейсов санитарной авиации в городе. Именно эти машины способны приземлиться практически на любой пригодный «пятачок». А наличие раздвижных боковых дверей и широкой распашной сзади, высокорасположенной хвостовой балки, лебедки и прожектора делают работу на ЕС145 еще более эффективной,» - рассказывает г-н Святенко.
Состав экипажа ЕС145 всегда состоит из четырех человек: два пилота и два врача реаниматолога-анестезиолога, в отличие от стандартной бригады скорой помощи. Кроме этого, все врачи МАЦ проходят дополнительную подготовку в качестве спасателя и, если на месте требуется профессиональная работа спасателей, то медики МАЦ здесь незаменимы. При необходимости специалисты МАЦ могут выполнить достаточно сложную операцию как на месте ЧС, так и в полете. В Европе аналогичные экипажи укомплектовываются парамедиками, и работа бригад, вылетающих на место происшествия, сводится исключительно к транспортировке пострадавших в лечебные учреждения (зарубежные медицинские работники могут оказать на месте только доврачебную помощь). Поэтому процент выживаемости в Европе и России совершенно разный. В России он близок к 100%. По крайней мере в Москве это совершенно точная цифра.
К нашей беседе присоединяется врач реаниматолог-анестезиолог Дмитрий Бобров, который непосредственно вылетает на места происшествия и знает все медицинские нюансы. «При посадке один пилот всегда остается за штурвалом, второй контролирует весь процесс погрузки/выгрузки пострадавших для избежания несчастных случаев уже на земле. Вертолет оборудован лебедками и, если нет необходимой площадки для посадки, можно работать «с воздуха». У нас такой опыт имеется. Например, во время зимней Олимпиды в Сочи. Любого врача можно обучить на спасателя, а вот наоборот – невозможно. Бригады МАЦа – единственные в РФ, способные «лечить» и «спасать» одновременно. Каждый член экипажа постоянно повышает свою квалификацию, о чем ярко свидетельствует статистика. Ни одной потерянной жизни во время полета. Кстати, мы стараемся отслеживать статистику по перевезенным пациентам, особенно детям, так сказать их дальнейшую судьбу, и здесь цифры также очень позитивные,» - рассказывает г-н Бобров.
Но нам интересен весь процесс, поэтому следующий наш собеседник – заместитель Директора по ИАС Бродников Юрий Иванович – любезно согласился подробно рассказать о процессе подготовки к рейсам.
«Два вертолета ЕС145 постоянно находятся на дежурстве. Один в 15-й Московской городской больнице, а второй – в аэропорту «Остафьево» (в режиме двадцатиминутной готовности). Вызов поступает из ЦЭМП (центр экстренной медицинской помощи) на городской телефон МАЦ. По соглашению департамента Здравоохранения г.Москвы решение на вылет принимает дежурная бригада вертолета (командир ВС и врачи). Они всегда спрашивают, какая бригада скорой помощи выехала на место ЧС, через рацию связываются с медиками скорой помощи, которая выехала на место и ЦЭМП. Таким образом, идет непрерывный контакт обоих служб. На месте, при осмотре пациента и оказании первой помощи, отправляется запрос и получается наряд на госпитализацию пострадавшего из ЦЭМП. Диспетчер МАЦ сообщает в лечебное учреждение о факте прилета и диагнозе пострадавших. Вертолетный пациент всегда в приоритете, с одной стороны, все отлично понимают, что доставлен тяжелобольной пациент, а с другой – необходимо быстрее «освободить» вертолет для других возможных миссий. При этом врачи стараются выбрать медучреждения по профилю пострадавшего. Пострадавшие делятся на тяжелых, крайне тяжелых и детей. Дети всегда в приоритете. Если встанет дилемма: ребенок или крайне тяжелый взрослый – выбор падет всегда на ребенка».
В Москве шесть больниц, оборудованных вертолетными площадками, но вертолет может сесть практически в любом месте, минимально близком к приемному отделению любой больницы.
Кирилл Витальевич Святенко продолжает: «Существует правило «золотого часа». Что это значит? Принято считать, что если пациенту оказать помощь в течение часа – он будет жить. И как мы уже не раз говорили, благодаря вертолету пострадавший сможет быть в больнице не позднее 20 минут после взлета, причем в любой точке Москвы (для Подмосковья это время занимает до 30 минут). Вертолет всегда летит по кратчайшему пути, так как основная задача - добраться до места как можно быстрее. Решение о посадке принимает КВС, причем в этом процессе принимают участие все члены экипажа. Как говорится, две пары глаз это хорошо, а четыре – еще лучше».
Конечно же, громких ЧП предостаточно, стоит вспомнить одни только теракты в метро. А вот что вспоминают наши собеседники:
Дмитрий Бобров: «Двух одинаковых полетов не бывает. Наиболее экстремальным полетом принято считать посадку на неподготовленную площадку. Но больше запоминается крайний вылет, потому что он самый свежий в памяти. Были случаи, когда и сами врачи находились на стадии максимального нервного напряжения. На память сразу приходит пожар в ночном клубе «Хромая Лошадь», когда специалисты МАЦ перевозили пострадавших из аэропорта «Домодедово» в московские больницы; или авария в Подольске, где пассажиров рейсового автобуса «засыпало» щебнем при столкновении с грузовиком. Тогда мы смогли перевезти 16 пострадавших и впоследствии все они остались живы. И таких примеров предостаточно. Тот же пожар в Москва-сити, при сильном ветре и возможности «перекидывания» огня на другие строения. Работу по ликвидации такого пожара можно сравнить с уникальной операцией по пересадке сердца», - вспоминает Дмитрий.
«А вот был случай, когда мы столкнулись просто с непрофессионализмом бригады скорой помощи. Девочка попала под поезд, и когда медики МАЦ прилетели на место, скорая помощь уже находилась там, однако оказать своевременную помощь они не спешили, так как в бригаде не было специалистов. Они просто ждали. Пришлось на месте провести операцию по ампутации ноги, и девочка в итоге оказалась спасенной, хотя еще через пятнадцать минут помочь ей было бы уже невозможно. Или вот не так давно было: мальчик семи лет, до прилета врачей МАЦ, впал в кому вследствие серьезного ДТП, и вновь скорая оказалась «беспомощна» перед серьезными травмами (открытая черепно-мозговая травма и обильные ушибы внутренних органов). Благодаря вертолету мальчик оказался в больнице через двадцать минут и выжил».
Ну а как же происходит оперативно-медицинская помощь во время полета? Медицинский вертолет ЕС145 – это настоящий воздушный реанимобиль, оснащенный самым современным оборудованием: от полноценной медицинской стенки и диэлектрического пола, до вакуумных матрацев на каждого больного и наборов шин на детей и взрослых. Во время полета можно делать все необходимые реанимационные мероприятия, включая случаи с остановкой сердца. ЕС145 может перевозить сразу трех пациентов: двух лежащих и одного сидячего, а бригады МАЦ помогают всем пострадавшим без возрастных ограничений, начиная с грудничков.
Кирилл Витальевич Святенко: «Наши доктора не забывают, что главная задача – «качественно» довезти пострадавших до больницы, поэтому всю необходимую первую медицинскую помощь проводят еще на земле перед загрузкой. Выбор больницы зависит от жизненных показаний пострадавшего, но также наши врачи всегда консультируются с диспетчерами для определения оптимального лечебного заведения. При этом по прилету в больницу медицинские специалисты уже встречают вертолет, минимизировав тем самым время оказания неотложной помощи».
Продолжает Юрий Иванович Бродников: «Залогом безопасной эксплуатации любого воздушного судна является его техническое состояние. Наша техническая служба проводит ежедневный осмотр вертолетов. Плановое техническое обслуживание проходит по установленному календарному сроку или летному времени собственными силами специалистом МАЦ. Наш технический центр укомплектован необходимым количеством запасных частей, тем самым машина всегда находится в постоянной готовности. Экипажи МАЦ постоянно проводят практические тренировочные полеты, когда это позволяет обстановка. Ведь все же лучше, чтобы мы проводили в небе больше времени исключительно для собственной самоподготовки».
BizavWeek благодарит за всестороннюю помощь в подготовке материала Александру Власову (Airbus Helicopters Vostok).
P.S. Когда верстался этот материал, стало известно, что Airbus Helicopters Vostok (российский филиал Airbus Helicopters) выиграл тендер на поставку еще двух новых медицинских вертолетов для Департамента здравоохранения города Москвы с поставкой в следующем году.