Textron избавляется от неприбыльных активов


CitationAir прекращает операционную деятельность

Компания Textron Aviation официально подтвердила ранее появившуюся информацию о прекращении операционной деятельности своей дочки – долевого оператора CitationAir. Обременительный актив, в виде CitationAir, достался Textron Aviation «по наследству» от Cessna Aircraft при создании авиационного подразделения концерна, и уже тогда новый владелец намекал о желании избавиться от долевого оператора.

Проблемы CitationAir начались два года назад, когда топ-менеджмент компании официально признал неудачи в некоторых сегментах и решил отказаться от основного профиля бизнеса - схемы долевого владения. Тогда оператор мотивировал свое решение негативным влиянием продолжающейся экономической нестабильности на рынок бизнес-перевозок, а также успешностью другого своего продукта, программы Jet Card. Отраслевые эксперты предположили, что несмотря на уход с рынка крупного игрока, бизнес-модель долевого владения себя не дискредитирует и останется на рынке, хоть и в меньших масштабах. И они не ошиблись.

Оператор CitationAir, работавший по схеме долевого владения с 2000 года и ставший четвертой по количеству участников долевой программой в мире, в феврале 2012 года разослал своим клиентам уведомление о прекращении продаж долей в рамках программы Jet Shares и остановке действия членской программы Jet Access. Таким образом, спектр предложений компании сократился до двух – предоплаченных часов Jet Card и программы управления воздушными судами Jet Management. Теперь же компания отказалась и от этих продуктов.

Согласно сообщению Textron Aviation, 31 октября 2014 года CitationAir прекратит полеты по всем программам. Сейчас происходит выкуп оставшихся оплаченных долей у владельцев, детали которого не известны. Последние долевые контракты CitationAir заканчиваются в декабре 2015 года, однако в компании уверяют, что все юридические нюансы с держателями контрактов будут урегулированы в учетом интересов всех сторон. Возвращаться в этот бизнес компания не планирует. На балансе оператора находятся 17 самолетов Cessna Citation различных моделей.

За последние пять лет рынок услуг долевого владения в США существенно сократился. Крупнейшие операторы – Flexjet и NetJets – начали сокращения парка и персонала сразу после первых ударов финансового кризиса. Результаты этих мер отразились на смежных отраслях, в частности, на производителях бизнес-джетов, потерявших сотни заказов, и на рынке труда, пополнившемся сотнями уволенных пилотов.

Но в последние два года, по мере стабилизации отрасли, операторы долевого владения намечают планы роста. Так, NetJets существенно модернизирует свой парк. Его конкурент, Flight Options, уже приступил к увеличению воздушного флота, пополнив его 14 самолетами Embraer Phenom, Cessna Citation X и Nextant 400XT, причем все они, по свидетельству компании, распроданы. По словам представителей Flight Options, в 2013 году было привлечено на 53% больше новых участников, чем в 2012. Однако они признают, что и этот прирост, и ожидаемое пополнение в текущем году, в абсолютных цифрах является довольно скромным.

Данную оценку поддерживает и Джо Моггенберг, президент аналитического агентства ARGUS. Он называет положение дел на рынке долевого владения «стагнацией» и считает, что шаг CitationAir является смелым, но продуманным и взвешенным решением. «Для других операторов долевого владения исход CitationAir может стать тревожным звонком, особенно для тех, кто работает на грани убыточности или вообще никогда не были прибыльными», - считает он. По его прогнозам, рынок долевого участия, являющийся зрелым рынком, рано или поздно лишится еще одного-двух игроков. Однако Моггенберг отмечает, что в целом крупнейшим провайдерам удалось создать устойчивую инфраструктуру, способную поддержать работу данной бизнес-модели в существующих условиях.