Подбор персонала для бизнес-джета


Бизнес-джет, как один из наиболее сложных и дорогостоящих активов, особенно нуждается в высококвалифицированных кадрах во всех подразделениях и службах, отвечающих за его эффективную работу

Подбор профессионального и качественного персонала – один из наиболее ключевых вопросов для функционирования любого бизнеса и предприятия. Бизнес-джет,  как один из наиболее сложных и дорогостоящих активов, особенно нуждается в высококвалифицированных кадрах во всех подразделениях и службах, отвечающих за его эффективную работу. Павел Захаров, управляющий директор компании Jet24, делится с читателями своим видением и рекомендациями, как решить вопросы, связанные с подбором и управлением персоналом для бизнес-джета.

pilots.jpg

Какой персонал нужен для функционирования бизнес-джета?

В целом этот персонал можно разделить на две группы. В первую входят люди, которые имеют отношение непосредственно к эксплуатации самолета, такие как экипаж, в который входят пилоты и стюардесса, а также инженер, который занимается обеспечением технического обслуживания воздушного судна. Во вторую входят люди, которые непосредственно не связаны с полетами и техникой, но нужны для того, чтобы самолет бесперебойно совершал полеты. Речь, к примеру, идет о диспетчерах, которые занимаются подтверждением обслуживания воздушного судна в аэропортах назначения, о специалистах по аудиту воздушного судна, который, как правило, осуществляется на разовой основе, а не на постоянной. Также в эту группу входят люди, которые занимаются непосредственно контролем персонала.

Где и как находят наиболее профессиональных сотрудников в этой области?

В силу интернационального характера сегмента бизнес-авиации, как и всей гражданской авиации в целом, персонал, естественно, ищут не только в России, но и за рубежом. Я бы сказал, что последнее больше доминирует, особенно в нашей индустрии. Сотрудников за границей находят соответственно с помощью специализированных кадровых агентств. Также большой популярностью пользуются международные пилотские биржи труда, где профессиональные опытные сотрудники предлагают свое участие в экипажах, размещая объявление о поиске контрактов. Это связано с тем, что большое количество летного персонала, в том числе из Европы, находится в перманентном поиске работы, потому что западные страны только начинают выходить из периода стагнации и на рынке можно найти большое количество квалифицированных кадров.

Из каких стран, и с каким опытом предпочтительнее рассматривать кандидатов?

Как правило, российские владельцы предпочитают либо российский, либо европейский экипаж. У российских экипажей есть свои плюсы при базировании в Москве, такие как отсутствие оплаты за проживание и размещение, оплаты суточных в период, когда самолет находится на базе. Также важным преимуществом является понимание российского менталитета и то, что они говорят на одном языке с владельцем. Минусы российского персонала заключаются в том, что, зачастую, квалифицированный российский персонал очень сложно найти, потому что очень мало самолетов зарегистрировано в России и очень мало владельцев, которые действительно пользуются услугами российских экипажей. Таким образом, рынок пилотов в России узкий, и, как правило, пилоты также требуют переобучения. Это связано с тем, что принципы эксплуатации западной техники отличаются от российских. Что касается требований к опыту, то в нашем сегменте требуется, чтобы у первого пилота было как минимум 4 000 часов налета, у второго как минимум 2000. Однако по данному вопросу у каждого владельца подход индивидуальный. Кто-то предпочитает более опытные кадры, которые стоят дороже. Кто-то предпочитает менее опытные кадры, которые, соответственно, стоят чуть-чуть дешевле.

Как правильно подобрать хороший экипаж?

Экипаж – это одна из ключевых историй в эксплуатации бизнес-джета. Мы не рекомендуем на ней экономить. В процессе подбора следует уделить внимание профессиональной подготовке, и не менее важно уделить внимание психологической совместимости членов экипажа, их психологической устойчивости. Также важно  получить рекомендации с их предыдущего места работы. То есть это многоступенчатый процесс, который можно сравнить с подбором топ-менеджера в крупную корпорацию, потому что этому кандидату владелец доверяет дорогостоящий актив и, в конце концов, свою жизнь.

А как правильно подобрать технический персонал?

При подборе технического персонала ключевым фактором является наличие у кандидата опыта по обслуживанию именно того типа воздушных судов, которые используются именно этим владельцем. Также важным является наличие рекомендаций с предыдущих мест работы. Однако, опять-таки, проблема подбора квалифицированного инженера за адекватные деньги достаточно многоступенчатая и далеко не всегда решается просто. Очень распространен способ, когда инженера используют как временного приглашенного специалиста, и его вознаграждение привязывается к фактическим услугам, которые он оказал. В данном случае управляющая компания подбирает персонал в месте базирования воздушного судна.

Как найти подходящих сотрудников для менеджмента судна?

Для этого, прежде всего, необходимо привлечь профессиональную управляющую компанию, которая возьмет на себя все необходимые функции, в том числе подбор и управление персоналом. Однако работу управляющей компании также необходимо контролировать, она регулярно должна проходить аудит, который заказывается у сторонней компании. Что касается качеств, которыми должны обладать сотрудники, которые будут заниматься менеджментом воздушного судна, то, в первую очередь, это должны быть люди с большим опытом работы в авиационном бизнесе. Во вторую, они должны быть преданы владельцу, чтобы жестко и правильно отстаивать его интересы. Однако, на наш взгляд, даже при наличии сотрудников с такими качествами, мы рекомендуем все-таки проводить аудит хотя бы раз в полгода.

Как управлять персоналом и контролировать его?

Ответ на этот вопрос находится в компетенции управляющей компании и это именно то, за что она получает свое вознаграждение. И один из ее аспектов заключается в том, что управляющая компания должна работать так, чтобы даже такие форс-мажорные обстоятельства, как болезнь одного из членов экипажа, или прочие непредвиденные сложности, не отражались на планах, безопасности и комфорте владельца воздушного судна. Однако если владелец занимается этими вопросами самостоятельно, то ответственность за правильно подобранный персонал, его мотивацию и самоотдачу он берет на себя, или на кадровое агентство, которому он поручит решение этой задачи.