Неясные перспективы


NetJets China понадобится десятилетие на признание в Китае

Китайская дочка компании NetJets – NetJets China, получившая месяц назад свой долгожданный сертификат эксплуатанта СААС, делает свои первые шаги на рынке Поднебесной. Китайское подразделение американского оператора создано в партнерстве с консорциумом китайских инвесторов (во главе с Hony Jinsi Investment Management) и частным инвестиционным фондом семьи Фунг (Fung Investments). Ранее, в середине июня, NetJets China получила разрешение на работу в стране, а в июле – сертификат Part 145.

Получение китайского сертификата было связано с рядом проблем. Ранее назывались сроки конец 2013 года – первый квартал 2014 года, однако в силу разногласий по распределению долей в будущем СП процесс немного растянулся.

Во время прохождения процедуры сертификации NetJets China продолжала активную подготовку к началу полетов. Компания полностью укомплектовала штат сотрудников и создала полноценное структурное подразделение. Также были заключены договоры с поставщиками топлива, хендлинговыми компаниями и центрами ТОиР. Сейчас в Китае находятся два самолета компании (Hawker 800ХР), которые сразу же после получения сертификата эксплуатанта приступят к полетам. Ожидается, что основной бизнес-моделью  NetJets China станет предоставление услуг по долевому владению частными самолетами. Пока NetJets China предлагает клиентам из Китая специальную программу Private Jet Travel Card, позволяющую им путешествовать вне страны и пользоваться всеми преимуществами карточного продукта. Базируется NetJets China в китайском Чжухай.

Но вот аналитики агентства Bloomberg считают, что бизнес в Китае для американской компании станет не таким уж радужным, и сейчас это скорее некий имиджевый ход, чем серьезная заявка на перспективный бизнес. К тому же отчасти с экспертами соглашаются и в самой компании. «Понадобится как минимум пять лет, чтобы китайские клиенты привыкли к имиджу и услугам NetJets China. Объяснение этому есть и кроется в сильнейшей конкуренции со стороны «родных» компаний, которых только сейчас насчитывается порядка двадцати, сетует Роберт Молсбергер, один из топ-менеджеров компании, отвечающий за международную экспансию. «Но и это не самая страшная трагедия, как для нас, так и для рынка в целом. Самым важным фактором, отрицательно сказывающимся на бизнес-перевозках в стране, становится общий экономический фон», - комментирует Молсбергер. Так, по данным того же Bloomberg, экономика страны в этом году вырастет лишь на 7,3%, в следующем лишь на 7%, тогда как в 2007 году эти цифры составляли 14,2%. И уже сейчас известно, что китайские авиационные чиновники существенно сокращают расходы на инфраструктуру, по-прежнему считая деловые перевозки необязательной статьей расхода. При этом подчеркивается, что на строительство и модернизацию гражданских и военных аэропортов пересмотра ранее намеченных бюджетов вовсе не планируется, однако места для бизнес-джетов и частных вертолетов вновь под вопросом.

«Самая густонаселенная страна в мире имеет всего 200 аэропортов, предназначенных для АОН, но это только предназначенных, а вовсе не обслуживающих деловую авиацию и АОН. У нас в Огайо 450 аэропортов, и то это не оптимально. Да, новый анонсированный Пекинский аэропорт – хороший сигнал для нас, но введение его в эксплуатацию вовсе не значит, что мы будем работать в нем без всяких ограничений и иных препятствий. Но как бы там ни было, NetJets China продолжает делать свои первые шаги на китайском рынке, экспериментируя и инвестируя, хотя мы отчетливо понимаем, что такое количество клиентов, которое мы имеем в США и Европе, мы на протяжении десяти лет вряд ли сможем привлечь», - резюмирует Молсбергер.

И именно о таких сроках говорят и в Bloomberg. Конкуренция и политический фактор заставят американскую компанию применять множество маркетинговых инструментов, чтобы «дочка» смогла занять хоть какую-нибудь нишу. Китайские конкуренты скорее всего пойдут и на новые для страны схемы, включая создание сильных СП именно в тех сегментах, в которых пробует себя NetJets China. Некоторые игроки рынка настолько сильны, что имеют весьма внушительное лобби в авиационном истеблишменте, и политический фактор на фоне усложняющихся отношений между США и Китаем может сыграть свою роковую роль в истории NetJets China, которая может очень быстро завершиться, так и не начавшись.