Продажа воздушного судна


Продажа воздушного судна – долгая и трудоемкая сделка, осуществление которой может занять не один год. Какие нюансы сопровождают этот процесс?

Продажа воздушного судна – долгая и трудоемкая сделка, осуществление которой может занять не один год. Какие нюансы сопровождают этот процесс? Каковы основные статьи расходов, которые ожидают владельца частного самолета при его продаже? Какие модели самолетов самые популярные в России? Обо всем этом традиционно рассказывает управляющий директор компании Jet24 Павел Захаров.

 Gulfstream_welcome.jpg

Каковы позиции России на рынке вторичных воздушных судов?

Если рассматривать чартерный бизнес в Европе, то на данный момент Россия является рынком номер один. Мы занимаем там лидирующие позиции и в рамках купли-продажи воздушных судов. Так что отечественный сегмент бизнес-авиации твердо стоит на ногах и достаточно успешно развивается.

Какие самые популярные модели частных самолетов у отечественных владельцев? 

В этом вопросе предпочтения наших соотечественников мало чем отличаются от общемировых. Однако у российского покупателя наблюдается склонность к более тяжелым и дальнобойным воздушным судам. В Европе наибольшую популярность завоевали небольшие самолеты. В России же самые распространенные сделки по купле-продаже воздушных судов происходят с Bombardier Challenger 300,  Challenger 650,  Legacy, а также  Gulfstream G550 и Bombardier Global Express.

Основные причины, по которым владельцы чаще всего продают свои воздушные суда?

Среди подобных обстоятельств можно выделить два основных. Во-первых, это замена одного самолета на другой. В этом случае владельцем чаще всего руководит желание приобрести новый самолет - тот, который в большей степени ответит его текущим бизнес-задачам. Во-вторых, здесь может сыграть роль ухудшение благосостояния владельца, и он попросту захочет избавиться от лишних активов.

С чего начать продажу частого самолета?

Главный его этап – размещение рекламных объявлений в различных информационных источниках. Как правило, это общемировые издания. Рынок вторичных воздушных судов не настолько ликвидный, и речь о тысячах совершенных сделок здесь не идет. Именно поэтому срок экспозиции подобных самолетов достигает примерно двух лет с момента подачи объявления, а в некоторых случаях продажа может длиться еще дольше. На протяжении всего этого срока брокер постоянно контактирует с потенциальными покупателями, предоставляет им запрашиваемую информацию. Когда, наконец, покупатель заинтересовался судном и готов перейти к сделке, то подписывается, так называемое, письмо о намерениях, начинается работа над специальной документацией и, наконец,  происходит сама сделка. Ее конечный результат зависит от цены и пожеланий владельца.

Как строится процесс продажи?

Главный его этап – размещение рекламных объявлений в различных информационных источниках. Как правило, это общемировые издания. Рынок вторичных воздушных судов не настолько ликвидный, и речь о тысячах совершенных сделок здесь не идет. Именно поэтому срок экспозиции подобных самолетов достигает примерно двух лет с момента подачи объявления, а в некоторых случаях продажа может длиться еще дольше. На протяжении всего этого срока брокер постоянно контактирует с потенциальными покупателями, предоставляет им запрашиваемую информацию. Когда, наконец, покупатель заинтересовался судном и готов перейти сделке, то подписывается, так называемое, письмо о намерениях, начинается работа над специальной документацией и, наконец,  происходит сама сделка. Ее конечный результат зависит от цены и пожеланий владельца.

Какие основные расходы ждут владельца судна?

В этом вопросе стоит быть готовым к тому, что итоговая цена продажи может оказаться значительно ниже ожидаемой владельцем цены. Как я уже говорил, все это связано с тем, что вторичная частная авиация - не самый ликвидный рынок. Основные расходы – это комиссия брокера. Если же владелец решил самостоятельно провести продажу самолета, то его ждут расходы на маркетинг самолета, на демо-полеты для потенциальных покупателей (если он их делает за свой счет). Но, как правило, подобные полеты  производятся все же за счет покупателя. Помимо прочего, стоит учитывать и расходы на устранение разного рода недостатков.   

Есть ли какие-то риски, к которым надо быть готовым при планировании продажи частного самолета?

Да. Могут возникнуть проблемы при организации демо-полета. Дело в том,  что  покупатели часто просят совершить пробный полет на самолете, однако оплачивать его  нередко оказываются. В таком случае подобные расходы берет на себя владелец самолета. После демо-полета судно может не понравиться потенциальному покупателю, при этом финансовые убытки понесет владелец. Других существенных подводных камней, пожалуй, нет. Что касается юридической составляющей вопроса, различной документации, то здесь продавец достаточно защищен, поскольку передача прав на имущество в любом случае происходит одновременно с процессом оплаты. Она, как правило, происходит через эскроу-агентов. Это организации, которые гарантируют соблюдение прав как покупателя, так и продавца.

Как вы рекомендуете организовать продажу самолета, чтобы сделка прошла гладко и эффективно?

Прежде всего, доверить это сложное дело профессионалам, компаниям, которые специализируются на подобных вопросах. Существуют управляющие компании, работающие именно в сегменте бизнес-авиации, хорошо знают рынок, тонкости процесса сделки и имеют ресурсы, позволяющие оперативно и эффективно выставить воздушное судно на продажу. Работа с ними - это чаще всего работа «под ключ».