Казахстан – время перемен


Крупнейший бизнес-оператор Казахстана – компания Jet Airlines считает, что рынок бизнес-авиации в стране переживает свою третью трансформацию
На страницах нашего издания мы долго и, главное, много рассказываем о тенденциях и состоянии рынка деловой авиации различных регионов. А ближайшие соседи из Республики Казахстан незаслуженно обделены нашим вниманием, хотя те процессы, которые в последнее время наблюдаются там, ярко иллюстрируют экономическую ситуацию в стране. Мы решили исправить это недоразумение и сегодня у нас в гостях совладельцы крупнейшего бизнес-оператора Казахстана – компании Jet Airlines – ее генеральный директор Абдулатип Аутович Исаев и заместитель, директор по развитию бизнеса Данияр Аханович Бижанов, которые расскажут читателям BizavWeek о ситуации на рынке бизнес-перевозок и планах компании.



Директор по развитию бизнеса Данияр Аханович Бижанов и Генеральный директор Абдулатип Аутович Исаев

Расскажите, пожалуйста о рынке бизнес-авиации в Казахстане. Оценка инфраструктуры, какие сегменты наиболее востребованы и бизнес-трафик в цифрах?

По нашему мнению рынок бизнес-авиации в Казахстане переживает свою третью трансформацию. Зародился рынок в начале 2000-х и к 2007 году он насчитывал около 30 авиакомпаний с порядка 50 самолетами, работающих в секторе корпоративных перевозок. Около 70% самолетов в тот период составляли ВС советского производства, переоборудованные в бизнес-джеты. После кризиса 2008 года и введения всех авиакомпаний Казахстана в 2009 году в «черный список» начался резкий упадок отрасли бизнес-перевозок – количество казахстанских авиакомпаний, работавших в секторе корпоративных и бизнес-перевозок к 2012 году, сократилось до 9, количество самолетов до 20, в основном западного производства. Начиная с 2013 года количество бизнес-операторов сократилось до 5, но наблюдается постепенный рост количества самолетов в данных авиакомпаниях на 20% в год и более ускоренный рост авиаперевозок на порядка 30% в год. На данный момент грубо можно поделить все перевозки в данном секторе на следующие составляющие: около 40% - корпоративные, около 30% – бизнес-чартеры, около 20% – VIP-туризм, а в остальные 10% входят медицинские эвакуации и пустые перегоны.

Что касается инфраструктуры, то по сравнению с серединой 2000-х здесь наблюдаются хорошие сдвиги. У большей части региональных аэропортов в Республике Казахстан реконструированы ВПП и установлено новое аэронавигационное и светосигнальное оборудование западного производства. Повышены минимумы категорий ВПП. Кроме этого, реконструированы терминалы и в наиболее привлекательных для туристов и бизнесменов городах построены новые VIP-терминалы. Все это очень благотворно сказывается на росте количества корпоративных и бизнес-перелетов внутри страны. Еще одним приятным трендом, связанным со все большим использованием самолетов западного производства, является строительство новых отапливаемых ангаров для хранения и технического обслуживания воздушных судов. Но пока это наблюдается только в основных городах базирования бизнес-джетов – в Астане и Алматы.

Основные тренды на рынке. Бизнес-авиация – эффективный механизм для бизнеса или все же дорогая игрушка?


Времена, когда для многих бизнесменов Казахстана бизнес-авиация была больше личной дорогой игрушкой, нежели эффективным инструментом ведения бизнеса, канули в лету. По нашему мнению, финансовый  кризис 2008 года внес свои корректировки в сознание бизнесменов. Времена шальных денег от кредитованных коммерческими банками мега-проектов и мудреных финансовых схем отпели свое, ужесточился контроль со стороны государства за коммерсантами и чиновниками, приобретающими дорогостоящие игрушки только для личных нужд. Также свою роль сыграл мораторий 2009 года на сертификацию новых авиакомпаний, до которого любой казахстанский нувориш мог за сравнительно небольшие деньги поучить свой личный коммерческий сертификат эксплуатанта, с возможностью осуществления рейсов по всему мир, имея под флагом всего один самолет или даже вертолет.


Сегодня индустриально-инновационное развитие страны является основным источником потребностей в корпоративных и бизнес-авиаперевозках. Большинство казахстанских владельцев бизнес-джетов, помимо того что удовлетворяют свои личные и бизнес-потребности, отдают свои самолеты в коммерцию для того, чтобы снизить финансовую нагрузку по содержанию своего самолета и обслуживающего его персонала. Некоторые владельцы рассматривают это даже как бизнес, вкладываясь в развитие управляющих компаний операторов, таких как наша Jet Airlines. Наша бизнес-модель управляющей компании-оператора дает свои положительные результаты. За много меньшую, чем содержание своей собственной авиакомпании или команды плату, владелец воздушного судна отдает его под управление нашей компании, летает на своем самолете по себестоимости и совместно с нами зарабатывает на коммерческих рейсах. Чем больше самолетов в нашей авиакомпании, тем меньше административные и сертификационные расходы.

Jet Airlines берет на себя обязательства по контролю за техническим состоянием ВС, обеспечению безопасности полетов, организации летной работы, поддержанию необходимой материально-технической базы и квалификации персонала, ведению необходимой документации, выполнению требований авиационных властей и других государственных органов, и, как уже было сказано, по пожеланию владельца ВС может выступить агентом по коммерческой продаже летных часов.

А какие процессы, на Ваш взгляд, тормозят развитие сегмента в стране?


Первая большая проблема – это плохо развивающаяся база новых клиентов сегмента бизнес-авиации. Медленно восстанавливающаяся после финансового кризиса экономика и нестабильность прогнозов пока не способствуют созданию достаточно плодородной почвы для роста зажиточной прослойки среднего класса, способной позволить себе полеты на бизнес-джетах и даже на турбопропах. Наша компания ведет планомерную работу по привлечению потенциальных клиентов из сектора self-made бизнес-элиты.

Большинство существующих клиентов, легко переживших кризис, – это крупные магнаты в основном из сырьевого и энергетического сектора, которые чаще всего имеют свои личные авиакомпании с парками личных самолетов и ВС, принадлежащих аффилированным с этими магнатами бизнесам. Некоторые из крупных бизнесменов, переживших кризис, могут позволить себе содержать свои самолеты в Европе и США. Таким образом, существующая клиентская база процентов на 70 сидит в сегменте крупного бизнеса, который на данный момент обслуживается в двух местных компаниях и за рубежом, и не обратится за услугами в такие компании, как наша. Таких компаний, как Jet Airlines, еще две на рынке, и нам остается около 30% существующих клиентов, однако мы серьезно прорабатываем возможности привлечения новых клиентов, для которых Jet Airlines может создать хорошую выгоду. Вторая проблема – это ограничение на полеты казахстанских компаний в Европу. И третья проблема – это нехватка квалифицированных кадров с опытом работы по западным стандартам.

Расскажите, пожалуйста, о Jet Airlines. С чего все начиналось, и какие проекты вы планируете реализовывать в будущем?


Авиакомпания была создана в декабре 2004 г. и стала первой в Республике Казахстан по работе с VIP-клиентами. Первоначальный флот Jet Airlines состоял из двух самолетов Ту-134 с VIP-салонами. Первый полет был произведен из Алматы в Астану. В дальнейшем географический арсенал компании «пополнился» полетами в СНГ, страны ближнего и дальнего зарубежья и насчитывал более 250 корпоративных рейсов в год. В мае 2013 года компания была куплена тремя новыми акционерами, двое из которых имеют большой опыт работы на рынке бизнес-авиации, западное авиационное образование, а мажоритарный акционер является медиа-магнатом с огромным опыт работы на медиа-пространстве Казахстана. Такая синергия дает свои хорошие результаты в развитии авиакомпании и росте количества клиентов авиакомпании. С момента приобретения компании новыми акционерами парк авиакомпании увеличился с одного до пяти самолетов, общий налет возрос в 50 раз.

Парк воздушных судов и планы по модернизации.

За 10 лет работы авиакомпанией накоплен большой опыт организации эксплуатации таких воздушных судов, как Ту-134, Bombardier Global Express, Challenger 605, Cessna Citation X, Hawker 850XP, 900ХР, Hawker Beechcraft Premier IA, Beechcraft King Air C90A и Beechcraft Super King Air 350. На данный момент под управлением Jet Airlines находятся девятиместная Cessna Citation X, Ту-134 Б-3 с VIP-салоном, рассчитанным на перевозку 32 пассажиров, восьмиместный Hawker 900XP, шестиместный Beechcraft Premier IA, а также турбовинтовой Beechcraft Super King Air 350 с VIP-салоном для 8 пассажиров. Сред-немесячный налет каждого самолета компании превышает 40 часов. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими владельцами и потенциальными покупателями бизнес-джетов для того, чтобы их самолеты зашли под наше управление.


Портфолио услуг, и какие новые направления бизнеса будут развиваться и станут доступны клиентам в будущем?


Сейчас портфолио услуг перевозчика включает не только выполнение чартерных рейсов, но и менеджмент воздушных судов и яхт, помощь в подборе и приобретении авиатехники и яхт, регистрация компаний владельцев техники, разработка инвест-проектов и поиск финансирования. Сегодня мы можем предложить финансирование под 4% годовых для новой авиатехники и яхт, и 7% годовых для авиатехники со вторичного рынка.

К 2017 году компания планирует пройти сертификацию по стандартам качества (IOSA, ISO9001:2008 и AS9100:2009), а также получить второе свидетельство эксплуатанта – AOC в европейской стране. По последнему вопросу руководство Jet Airlines уже ведет переговоры с администрацией гражданской авиации одного из государств. В случае положительного решения для авиакомпании откроется небо Европы. Авиакомпания прорабатывает проект регионального аэротакси на базе легких бизнес-джетов, а также «присматривается» к более емким машинам пассажировместимостью от 30 до 50 мест, рассматривая проекты по переоборудованию самолетов Boeing и Airbus в quick-convertible VIP-салоны для перевозки правительственных, бизнес-делегаций, спортивных команд и туристов.

Планирует ли компания в будущем найти партнера среди зарубежных игроков рынка?

На данный момент мы являемся партнером французской компании Aqua Marine по организации чартеров и приобретения яхт любых размеров по всему миру. Также мы являемся партнерами одной британской компании по вопросам финансирования и рефинансирования сделок по приобретению авиа-техники, яхт и недвижимости. В области организации бизнес-перелетов партнерство с зарубежными компаниями находится в стадии рассмотрения.

Помимо развития парка, планирует ли компания инвестировать, например, в собственные инфраструктурные объекты, например, FBO?

В авиакомпании завершается процесс сертификации авиационными властями республики Казахстан, как организации по ТОиР АТ (техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники). Имеющееся у авиакомпании в международном аэропорту Алматы техническое помещение позволяет иметь материально-техническую базу для проведения таких работ. Акционеры готовы сотрудничать с потенциальными инвесторами по вопросу развития инфраструктуры ангарного хранения и организации ТО авиатехники, что может являться перспективным направлением бизнеса. В данный момент большинству бизнес-джетов приходится летать на ТО в страны дальнего зарубежья.

С помощью каких маркетинговых механизмов компания планирует оставаться наиболее «сильной» в стране?


Цель нашей компании быть максимально удобной, комфортной и безопасной авиакомпанией для наших клиентов. Из наиболее эффективных маркетинговых инструментов у Jet Airlines существуют выгодные скидки и накопительные программы для постоянных клиентов, а также минимально возможные цены на рынке для клиентов, готовых вносить 100% предоплату за свои полеты на год вперед.

Наша авиакомпания является пионером казахстанского Интернет-пространства в области разработки web-систем, ориентированных на оптимальную работу с заказчиками VIP-рейсов. Первый сайт с работающей системой заказа VIP-рейсов и предоставлением информации об Empty Legs был запущен компанией в 2009 году. Сегодня мы практически завершили работу над новым сайтом, который уже работает с клиентами в тестовом режиме. Мы уже начали получать запросы на VIP-чартеры через наш сайт.

Структура компании и ее собственники.

Компания имеет стандартную структуру, рекомендованную международной организацией гражданской авиации ИКАО во всем мире, и полностью соответствует требованиям местного законодательства. Также изучаются нововведения в требованиях европейских авиационных властей и рекомендации к прохождению аудита IATA (международной ассоциации авиаперевозчиков), который наша авиакомпания планирует пройти в 2018 году. В компании на сегодня работает около 50 человек. Два главных руководителя авиакомпании являются ее акционерами.