Вертолетные операторы считают автоматические аварийные радиомаяки бесполезными
Спустя почти 10 лет после начала обязательной эксплуатации автоматических аварийных радиомаяков (АРМ) на основе международной спутниковой системы поиска и спасения КОСПАС-САРСАТ на российской авиационной технике, не осталось сомнений в ряде недостатков АРМ. Это и ложное срабатывание, и неэффективность — за все время автоматические радиомаяки не спасли ни одной жизни, т. к. сама система разработана таким образом, что подает сигнал только после происшествия. Впрочем, были зафиксированы несколько случаев спасения при ручном активировании радиомаяков. Такие данные были озвучены на прошедшем VII Вертолетном форуме Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) «Партнерство во имя безопасности», который прошел в конце прошлой недели в Москве.
Кроме этих ключевых недостатков были названы и большая стоимость установки (она варьируется от 150 до 500 тыс. руб.), и сложности с регистрацией маяка в Росавиации – все аппараты должны быть зарегистрированы и закреплены за эксплуатантом, однако не установлен общий механизм проверки регистрации, поэтому часто случаются ошибки при установлении владельца судна. Также недостатком является то, что сигнал сначала поступает в госорганы, что устраивает далеко не все авиакомпании. Существенным недочетом является однонаправленность системы – при использовании АРМ невозможно подтвердить получение сигнала и информацию о начале поиска.
Несмотря на то что АРМ КОСПАС-САРСАТ признаются операторами неэффективными, эксплуатанты находятся в безвыходном положении и обязаны устанавливать радиомаяки на все вертолеты российского производства. Это закреплено в приказе Министерства транспорта РФ от 15 марта 2007 г. № 29 “Об оснащении воздушных судов гражданской авиации аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ”. Таким образом, на всех винтокрылых российских машинах, эксплуатируемых на территории РФ, установлены маяки производства НИИ космического приборостроения (НИИ КП) АРМ-406 П и АРМ-406 АС1, работающие в диапазоне 406 МГц.
Аварийные радиомаяки (АРМ) с использованием международной спутниковой поисково-спасательной системы КОСПАС-САРСАТ были разработаны в 70-е гг. и внедрены в международной практике в 80-е гг. С 2005 г. началось внедрение автоматических радиомаяков на базе системы КОСПАС-САРСАТ на авиационной технике в России. Приказ от 2007 г. об обязательном оснащении вертолетов радиомаяками отвечает рекомендациям ICAO (Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации, часть I, пункт 6.17) по оснащению аналогичными маяками самолетов, которые эксплуатируются на дальнемагистральных маршрутах, пролегающих над водной поверхностью или безлюдной местностью.
Сегодня при осуществлении международных рейсов использование автоматических радиомаяков обязательно во всем мире, однако ряд стран при полетах внутри страны к настоящему моменту уходит от этих систем в сторону альтернативных устройств. ICAO в 2010 г. приняли рекомендацию о переходе к альтернативным средствам сообщения о местоположении. Эта рекомендация была рассмотрена на 37 Ассамблее Организации. Как следует из рабочего текста документа, вопрос был поднят ввиду развития альтернативных средств оповещения, которое позволяет рассмотреть возможность их использования в авиации общего назначения. Таким образом, закрепление автоматических радиомаяков для обязательного использования на российской технике, с одной стороны, соответствует рекомендациям ICAO, с другой – не отвечает последним мировым тенденциями развития гражданской авиации, которые при полетах внутри страны и на небольшие расстояния допускают использование альтернативных устройств.
Сегодня ряд стран на внутренних рейсах отказывается от использования АРМ. В частности, в США для полетов по стране не требуется использования АРМ 406 МГц для регулярных перевозчиков при полетах в пределах 50 миль от аэропорта, при перегоне новых ВС заказчику и в ряде других случаев. Например, эксплуатант може продолжать использовать ВС при снятом для ремонта или техобслуживания АРМ сроком до 90 дней. Напомним, что российские эксплуатанты не имеют возможность временно эксплуатировать вертолетную технику без АРМ в случае ее поломки и для продолжения полетов необходимо установить запасной блок АРМ, что порождает другую проблему, связанную с регистрацией запасного и основного АРМ.
Кроме того, что в ряде стран теперь можно заменить АРМ КОСПАС-САРСАТ на другие устройства, у эксплуатантов западной техники всегда был выбор среди различных компаний-производителей радиомаяков в отличие от России, где только маяки производства НИИ КП сертифицированы для использования на российской авиационной технике. Фактически на рынке существует монополия одного производителя этих аппаратов, что также вызывает критику со стороны российских операторов.
Председатель Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (РАОПА) Владимир Тюрин на VII Вертолетном форуме выступил с предложением рассмотреть возможность использования АРМ зарубежного производства, а также замены этой системы другими альтернативными устройствами, а именно: персональными радиомаяками (ПАРМ), системами автоматического наблюдение CNS/ATM-АЗН-B, GPS/ГЛОНАСС трекерами, коммерческими спутниковыми устройствами SEND (Satellite Emergency Notification Devices) и CENALD (Commercial Emergency Notification and Locating Device).
Персональные радиомаяки позволяют оперативно в ручном режиме вызывать спасателей через международную систему поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ. Существенным преимуществом является то, что эти устройства позволяют экипажу самостоятельно оценить обстановку и отреагировать на сложную ситуацию, вызвать помощь, что неоднократно с момента начала использования системы КОСПАС-САРСАТ спасало человеческие жизни. Система не только эффективна, но и экономична – стоимость аппарта составляет в среднем 200 долл.
Система автоматического наблюдение CNS/ATM-АЗН-B основана на новой системе организации воздушного движения CNS/ATM, разработанной еще в 1991 г., которая сейчас совершенствуется и постепенно внедряется в практику мировой гражданской авиации.
Преимуществом использования трекеров, основанных на сотовой связи GPS/ГЛОНАСС, является возможность передачи сигнала сначала доверенному лицу (авиакомпании, собственнику ВС) и только затем в государственные органы. Кроме того, они позволяют получить подтверждение доставки сообщения, что важно при спасении экипажа. Эти устройства также более экономичны: их стоимость составляет около 300 долл., также в процессе эксплуатации будет необходимо обслуживание стоимостью около 300 долл. в год.
На добровольной основе сейчас можно использовать любые из этих устройств, но при существующем законодательстве, установка автоматических аварийных радиомаяков на вертолеты обязательна, как и их регистрация, что несет финансовые и организационные издержки. На VII форуме АВИ было заявлено, что Минтранс готов рассмотреть возможность использования альтернативных спасательно-аварийных систем оповещения вместо АРМ. Однако еще рано говорить о том, что вопрос поступил на обсуждение в правительство и едва ли стоит в ближайшее время ожидать соответствующего решения госорганов о переходе к другим аварийным устройствам оповещения.
Операторы в свою очередь продолжают нести издержки из-за установки неэффективных АРМ. Оснащение дополнительными средствами ручного оповещения, которые действительно способны спасти жизни членов экипажа и пассажиров, остается делом добровольным и не системным, что влияет на безопасность полетов.
Безусловно, за все время эксплуатации автоматических радиомаяков НИИ КП работали над усовершенствованием системы и планируют устранить некоторые недостатки в маяках второго поколения, которые выйдут в 2015-2018 гг., с внедрением среднеорбитальной группировки. Однако ошибки АРМ носят скорее системный характер, и причина недовольства операторов автоматическими радиомаяками лежит в самом принципе их работы, формирующих то, что АРМ фактически не способны обеспечить оперативный поиск и спасение экипажа.
Светлана Калинина
Источник: АТО