Похожие проблемы


Доля «серых» рейсов на Ближнем Востоке доходит до 40%

Как оказалось, проблема «серого» каботажа остро стоит не только в нашей стране. Аналитики Middle East Business Aviation Association просто «ужаснулись», когда взялись за детальное исследование рынка Ближнего Востока. По предварительным подсчетам, до 40% рейсов, выполняемых в регионе, – «серые». И лекарства от этого нет, но зато есть предложения участников рынка.

По мнению главы ближневосточной ассоциации деловой авиации Али Аль Нагби, призывы к совести не помогают – «серые» рейсы, распространяющиеся из года в год как чума, усиливают свое влияние в тех странах, которые ранее считались благополучными. «Это явление ставит коммерческих операторов в явно невыгодное положение. Частные владельцы не имеют таких высоких накладных расходов, как лицензированные бизнес-операторы. Демпинг, отсутствие страховых гарантий для пассажиров и зачастую недобросовестная конкуренция – реальное препятствие росту новых бизнес-операторов», - сетует г-н Нагби.

«Не называйте это «серым» каботажем – это черный рынок», - более эмоционально утверждает главный операционный директор Al Jaber Aviation Марк Пьеротти. «Самое главное – они (частные владельцы) даже не скрывают, что ведут незаконную деятельность, что показывает вопиющее пренебрежение. Нам просто необходимы резкие и адекватные меры, чтобы навсегда искоренить эту заразу», - продолжает г-н Пьеротти.

Многие игроки рынка действительно предлагают радикальные меры, например, конфискацию воздушного судна, однако на сегодня судебных перспектив не имеет ни один из документально подтвержденных случаев. Тем не менее, ситуация может измениться. Иордания официально объявила о внеплановых проверках на перронах, и в случае подтверждения «серого» рейса бизнес-джет или вертолет будет конфискован до решения суда, а владельцу будет закрыто небо в Иордании. Но и тут есть пессимисты. Так, исполнительный директор комиссии по регулированию работы гражданской авиации Иордании Амин Аль-Коран прямо говорит, что не верит в предложенные меры и склонен все же к «просвещению и убеждению».

А исполнительный директор Royal Jet Патрик Гордон уверен, что полумеры и уговоры не принесут желаемого результата. «Если радикальные меры не будут приняты в ближайшее время, этот тренд станет неуправляемым. Я работаю в корпоративной и VIP-авиации на протяжении десятилетий и постоянно слышу обоснованные жалобы чартерных операторов. И если раньше это носило не столь массовый характер, то сейчас просто «катастрофа», которая лишает законопослушные компании развития. Может хватит это терпеть?», - говорит Гордон.

Действительно, местным регуляторам часто не хватает принципиальности, хотя может влияют и иные факторы – российским игрокам рынка деловой авиации такое хорошо известно. Но дело не в этом. На Ближнем Востоке большинство схем очень сложно просчитать. Например, воздушное судно зарегистрировано в одной стране, а сертификат эксплуатанта – в другой, базировка – в третьей. А юристы делают все возможное, чтобы на конкретный рейс не было нареканий, на ходу «придумываются» родственные узы, «демонстрационные полеты», ведь и механизмов «отбелить» рейс предостаточно. «Многочисленные уровни подотчетности и ответственности, которые трудно тщательно контролировать, только на руку недобросовестным предпринимателям. В регионе сложилась ситуация, когда «серые» борта, как пароходы курсирующие по странам Залива под удобными флагами, зарегистрированны в странах, которые не слишком интересуются судьбой самолета, а живут лишь за счет регистрационных сборов», - резюмирует Гордон.

Также некоторые из игроков рынка предлагают еще один весьма интересный выход из ситуации. Самым эффективным оружием для борьбы должно стать доносительство. В западном мире информаторы ставили на колени целые отрасли. Чем рынок бизнес-авиации отличается от иных бизнес-сфер, задаются вопросом представители крупных операторов. И начать необходимо с сотрудников компании. Если они (сотрудники) знают о незаконной деятельности, должен включиться финансовый стимул, механизмы которого необходимо тщательно продумывать. То есть сотрудник компании должен собрать все счета-фактуры, списки пассажиров и полетные задания, отмечая частоту полетов и конкретных пассажиров, аккумулировать их и передавать в соответствующие службы.

Все это должно делаться на добровольной основе и полностью конфиденциально. Смешно? Но именно этот законопроект будет впервые анонсирован уже на следующей неделе в Дубай в рамках выставки МЕВА 2014. Как говорят вдохновители идеи – будет учтен опыт американских регуляторов, который дает определенные результаты уже сегодня.

Очень знакомые проблемы, согласитесь?