Регистрация воздушного судна - практические советы


Следующим шагом после покупки воздушного судна является его регистрация. Эта процедура является ключевой для дальнейшей эксплуатации воздушного актива

Следующим шагом после покупки воздушного судна является его регистрация. Эта процедура является ключевой для дальнейшей эксплуатации воздушного актива. Павел Захаров, управляющий директор компании Jet24, коротко расскажет читателям BizavNews о том, каковы особенности этого процесса, и какая схема регистрации наиболее оптимальна для российских владельцев.

Что такое регистрация воздушного судна, для чего она нужна и на каком этапе происходит?

Регистрация воздушного судна – это постановка самолета под регистр авиационных властей определенной страны и одновременно под флаг авиакомпании, или в частную эксплуатацию. Она происходит на этапе покупки воздушного судна, когда оно переходит во владение компании или физического лица. Регистрация судна необходима для того, чтобы авиавласти той или иной страны, в которой зарегистрирован самолет, подтвердили состояние его летной годности, и он мог начать полеты. Без этой процедуры самолет не сможет подняться в небо.

Какие виды регистрации воздушного судна бывают?

Регистрацию воздушного судна можно разделить на два основных вида: коммерческая регистрация, которая подразумевает возможность совершения коммерческих рейсов (перевозка третьих лиц и организаций помимо владельца),  и частная регистрация, которая используется тогда, когда не предполагается совершение коммерческих рейсов на этом самолете, то есть судно будет использоваться только его владельцем. Немаловажен выбор места регистрации самолета. У каждой страны есть собственный авиационный регистр со своими правилами и нюансами. Новый владелец должен сам решить, в какой стране в зависимости от местного налогового законодательства и от схемы финансирования воздушного судна ему удобнее произвести регистрацию, а также зафиксировать географию эксплуатации самолета. Последний параметр также играет ключевую роль в дальнейшем использовании судна. Например, самолет, который зарегистрирован в США, использовать в Европе очень сложно в виду особенностей законодательства европейских стран, и это грозит значительными налоговыми рисками. Точно также самолет, зарегистрированный вне стран Евросоюза, может совершать перелеты по Европе с очень большими ограничениями.

Какие же схемы регистрации воздушного судна оптимальны для российских владельцев?

Очень сложно ответить на этот вопрос однозначно, так как каждый случай индивидуален,  а возможности, интересы и ограничения владельцев совершенно разные. Много также зависит от схемы финансирования самолета при его приобретении. Однако, прежде всего, вопрос заключается в намерениях владельца. Если покупатель не планирует использовать воздушное судно для коммерческих перелетов, более предпочтительна схема регистрации самолета в странах оффшорной зоны.  Если владелец планирует использовать судно для коммерческих полетов, то наиболее оптимальной для него является регистрация в одной из европейских стран. Тем не менее, однозначный ответ на этот вопрос можно дать только после досконального изучения конкретной ситуации, связанной с тем или иным воздушным судном.

Какие действия необходимо произвести для регистрации воздушного судна?

Прежде всего, собирается необходимый пакет документов на сам самолет. Далее от авиакомпании или от эксплуатанта этого воздушного судна отсылается заявка в авиавласти выбранной страны на частную регистрацию. В течение определенного времени, если речь идет о большинстве продвинутых авиационных регистров, самолету присваивают бортовой номер и выдают документы на воздушное судно. Это занимает от двух недель до месяца в зависимости от страны регистрации. В России это занимает несколько больше времени в связи с медленными бюрократическими процедурами.

С какими проблемами человек может столкнуться при регистрации?

Как правило, проблемы возникают, когда новый владелец ошибается с выбором страны регистрации или неверно определяет для себя вид регистрации, не оценив объективно свои задачи и возможности по эксплуатации воздушного судна. То есть на этапе приобретения самолета владелец ставил для себя одни цели, а в последствии определил совершенно иные. Например, вместо личных поездок он начинает использовать самолет для коммерческих перелетов. В таком случае лучше изначально получать коммерческую регистрацию. Это же касается и резкой смены географии использования самолета. В этом случае неправильно подобранная страна регистрации может серьезно  усложнить эксплуатацию самолета в тех или иных регионах.

Кому лучше всего поручить эту операцию и кому ее не доверять?

Как правило, такими операциями занимаются управляющие компании. В данный момент на рынке достаточно много предложений по данной услуге. Однако важно, чтобы у выбранной компании был как минимум многократный опыт подобных операций, а также большой опыт консалтинга по данному вопросу. Последнее во многом определит будущие возможности самолета для владельца, поскольку при регистрации воздушного судна нужно предусмотреть целый спектр различных последствий, начиная от возможного коммерческого использования самолета, если в будущем владельцем будет поставлена такая задача, заканчивая возможными каботажными перевозками (внутренними) по разным регионам мира: по России, Америке или Европе. Обычно всем этим занимается управляющая компания, которую на этот момент владелец уже для себя определил.