Рулить по-новому


Казалось бы, что нового может быть в аэропортовом тягаче?

Компания Lufthansa LEOS (дочерняя фирма Lufthansa Technik) получила разрешение Европейского агентства по безопасности авиаперевозок EASA на проведение испытаний аэропортового тягача TaxiBot в ходе выполнения реальных взлетно-посадочных процедур в аэропорту Франкфурта.

Что нового, казалось бы, может быть в аэропортовом тягаче?

Есть вещи настолько привычные, что даже непонятно, как в них можно что-то усовершенствовать. Тем более удивительно смотреть, как кто-то решился предложить принципиально новое решение для рутинных операций. И еще интереснее понимать, что через какое-то время новый подход станет отраслевым стандартом.

Израильская компания IAI (Israel Aerospace Industries) совместно с немецкой Lufthansa LEOS работала над тягачом TaxiBot с 2007 г., и в результате появился не просто новый тягач, а новая концепция руления в аэропорту.

В рамках стандартного подхода обычный тягач выталкивает самолет к месту запуска двигателей, после чего экипаж запускает двигатели и выполняет в режиме малого газа руление до позиции исполнительного старта. В крупных аэропортах на это могут уходить многие минуты и даже десятки минут.

TaxiBot не просто выталкивает самолет — он выполняет весь процесс руления. При этом двигатели у самолета остаются выключенными, работает только вспомогательная силовая установка, а двигатели запускаются незадолго до исполнительного старта, когда тягач отцепился.

Главная инновация заключается в том, что управляет тягачом не водитель TaxiBot, а пилот самолета, причем его действия ничем не отличаются от процедуры обычного руления. И никакие дополнительные органы управления в кабине самолета не требуются. Реализовано это весьма изящно. TaxiBot едет, как машина с коробкой-автоматом, то есть на месте его нужно держать тормозом, — полная аналогия с обычным рулением самолета при тяге от двигателей. Тормоза используются самолетные, и это позволяет не только полностью повторить действия пилота при обычном рулении, но и снизить нагрузку на переднюю стойку шасси, которая находится на специальном захвате тягача. Поскольку этот захват поворотный, он реагирует на повороты передней стойки, которые делает пилот с помощью стандартных органов управления, и это движение преобразуется в поворот всех четырех колес тягача, который выдерживает нужную траекторию движения. Кроме того, в компьютерной системе управления заложена и карта движения по конкретному аэродрому, так что на крутых поворотах, например, тягач сам сбрасывает скорость. Водитель в TaxiBot нужен только для дополнительной страховки, кроме того, он перегоняет тягач после завершения буксировки самолета.

«Это тягач совершенно новой конструкции, — рассказал мне исполнительный вице-президент IAI Иешуа Эльдар, — он развивает скорость до 45 км/ч, тогда как обычные — 5-7 км/ч». Для демонстрации возможностей TaxiBot компания Lufthansa пригласила 19 февраля журналистов во Франкфурт, и я оказался рядом с г-ном Эльдаром в самолете Boeing 737-500, который выполняет руление по аэропорту Франкфурта с помощью TaxiBot. Тягач мощностью 800 л.с. выполнен по гибридной дизель-электрической схеме — каждое колесо приводится своим электромотором, а энергию вырабатывает дизель-генератор. «Когда-нибудь мы заменим дизель на аккумуляторы, — говорит Иешуа Эльдар, — Тогда наш тягач будет еще более экологичным». Но и сейчас благодаря рулению без двигателей экономится около 85% топлива, которое самолет потратил бы при обычном рулении. Как сообщил на пресс-конференции член правления Lufthansa Кей Кратки, использование тягачей TaxiBot во Франкфурте, одном из двух основных хабов Lufthansa, позволит авиакомпании сэкономить до 2700 т авиатоплива в год. «Конечно, наш тягач стоит подороже, чем обычный, — признает г-н Эльдар, — Но при такой экономии топлива инвестиции окупятся за один-два года». Тем временем мы едем мимо самолета Airbus A380 авиакомпании Lufthansa. «Ваша новая цель?» — спрашиваю я у г-на Эльдара. «Да, мы как раз подписали меморандум о взаимопонимании, касающийся разработки тягача для широкофюзеляжных самолетов, — отвечает он. — Так что у нас будет два типа тягачей. A380 с полной загрузкой весит более 500 т., нужна совсем другая мощность. Мы планируем в этом году приступить к испытаниям нового тягача, а сертифицировать его в начале следующего года».

Алексей Синицкий

Источник: АТО