ELT и SPOT: как сделать полет безопасным?


«Хелипорт Москва» рассказывает о гаджете, который поможет спасателям обнаружить вертолет при возникновении чрезвычайной ситуации

На сегодняшний день вертолет становится все более популярным видом транспорта. Но необходимо помнить, что воздушное пространство это зона повышенной опасности, и от профессионализма пилотов, а также от надежного оборудования зависят жизнь экипажа. Согласно стандартам Международной организации ИКАО, каждая модель современного вертолета оснащается прибором ELT (Emergency Locator Transmitters). В случае непредвиденной ситуации прибор передает сигнал бедствия на определенной частоте на ближайшие приемники. Однако, согласно статистическим данным в 99% чрезвычайных случаев произошедших с пилотами вертолетов, ELT не сработал.


«Главный минус ELT заключается в том, что до момента катастрофы прибор молчит. Единственная система, которая будет работать так, что вас будет видно до момента аварии, - это GPS-трекер, например SPOT, и в этом его принципиальное отличие от ELT», - пояснил Андрей Борисевич, руководитель направления авиатуризма «Хелипорты России».

У ELT есть два режима – «Arm» (ручной) и «Auto» - автоматический. В автоматическом режиме система срабатывает в случае ударной нагрузки на вертолет (жесткой посадки). После срабатывания, ELT включает аварийный сигнал, который принимает международная диспетчерская служба, но проблема заключается в том, что вертолет летает на небольшой высоте и малой скорости, и очень часто даже сильной ударной нагрузки бывает не достаточно, чтобы ELT начал передавать сигнал. В ручном режиме ELT можно включить заранее, но очень часто при аварии повреждается антенна передатчика, и сигнал никуда не уходит.

Спутниковый трекер SPOT действует по другому принципу. Один раз в десять минут он передает координаты GPS на сервер, а его современные модификации, например SPOT Gen3, позволяют сократить промежуток времени до 2,5 минут. В результате, любой пользователь интернета сможет увидеть позицию или трек вертолета на интерактивной карте в реальном времени.

При взлете пилот активирует GPS-трекер и с этого момента, через равные промежутки времени SPOT начинает передавать координаты на сервер о текущем местоположении вертолета. Организация АОПА разработала специальный сервис в дополнение к SPOT, который анализирует эти точки и после потери сигнала, система шлет sms-сообщение пилоту. В общей сложности ему дается 30 минут на подтверждение, что с ним все в порядке, и если ответа не последовало, SPOT оповещает контакты пилота, которые он внес в список оповещения.

SPOT и подобные ему GPS-трекеры достаточно компактны и их можно использовать в качестве маяка в походах и путешествиях, где нет сотовой связи. Приобрести его можно в магазине «Хелипорт Москва».