О том, сколько выигрывают собственники самолетов от честного финансового аудита, и что ждет российский рынок в будущем в интервью BizavWeek рассказал владелец компании Emperor Aviation Ираклий Литанишвили
История Emperor Aviation – это синергия успеха таких ключевых международных брендов бизнес-авиации, как Ocean Sky и RSS Jet Centre. Именно топ-менеджмент этих компаний создал в 2013 году сильную и способную мыслить по-новому авиакомпанию Emperor Aviation. С одной стороны, этот молодой игрок рынка уже является крупным европейским оператором: парк в 10 бизнес-джетов считается солидным даже в Европе, где авиакомпании эксплуатируют всего по 2-3 самолета. С другой стороны, Emperor Aviation – это настоящий бутик-перевозчик, который задал новый стандарт в услугах премиум-класса. Компании удалось возвести индивидуальное обслуживание клиента в превосходную степень: от исключительного качества услуг до создания прозрачной и понятной финансовой структуры, анализирующей все статьи расходов на бизнес-джет для каждого владельца в отдельности. О том, сколько выигрывают собственники самолетов от честного финансового аудита, и что ждет российский рынок в будущем в интервью BizavWeek рассказал владелец компании Emperor Aviation Ираклий Литанишвили.
Ираклий, Ваши личные ощущения рынка – можно ли говорить о некой коррекции за последние пару месяцев?
Рынок деловой авиации, как и любая другая отрасль, переживает как взлеты, так и циклические падения. Сейчас как раз одно из них. В среднем за последний год рынок ощутил спад в организации частных перелетов на 18-20%. Но для разных игроков это цифра меняется, так как зависит от клиентского портфеля компании, от диверсификации ее бизнеса. Например, операторы бизнес-джетов, такие как Emperor Aviation, востребованы на рынке, так как в нашу сферу деятельности входит управление воздушными судами в интересах собственников, а они продолжают летать.
Если говорить о ситуации за последние 2 месяца, то на рынке действительно наметились изменения, однако они связаны, главным образом, с традиционно высоким трафиком на майские праздники. Интенсивность рейсов бизнес-джетов в мае 2015 года выросла в среднем на 20% по сравнению с предыдущим месяцем. В июне эта благоприятная тенденция продолжилась – рост трафика по сравнению с маем составил 22%.
Портрет клиента до и после кризисного периода. Можно ли утверждать, что клиенты действительно пересаживаются на «более легкий класс»?
Портрет пассажиров деловой авиации не изменен. Это – собственники бизнес-джетов, крупные российские корпорации и топ-менеджемент. Не открою секрета, если скажу, что последняя категория наиболее уязвима с точки зрения деловой авиации. Стабильная конъюнктура рынка позволяет им фрахтовать бизнес-джеты несколько раз в год, однако когда экономическая ситуация ухудшается, эта целевая аудитория предпочитает пересаживаться в первый класс регулярных авиалиний. Так происходило в 2008-2009 годах, так происходит и теперь. Пожалуй, эти штрихи – главное различие в портрете пассажиров деловой авиации до и после кризиса.
Ираклий, а действительно ли, что на рынке появляется все больше «свободных» самолетов различных классов и корректируется стоимость перелета (владельцы все чаще отдают свои борта на чартеры)?
Я бы не был столь категоричен. Действительно, часть пассажиров «пересела» на регулярные авиалинии, однако наиболее устойчивая и масштабная аудитория – это собственники бизнес-джетов и корпорации – продолжают летать. Более того, бизнес Emperor Aviation диверсифицирован – мы оказываем услуги и управляющей компании, и по организации бизнес-чартеров, поэтому в принципе более устойчивы к колебаниям спроса по сравнению с другими игроками рынка, которые, например, предоставляют только брокерские услуги.
А можно ли поподробнее рассказать о внутреннем рынке и его перспективах?
Россия просто создана для деловой авиации. Огромная территория страны и слабое регулярное авиасообщение создают предпосылки для возобновления развития отрасли. Кроме того, не стоит забывать о фундаментальных факторах развития бизнес-авиации, которые начнут благоприятно влиять на отрасль вместе с оживлением экономики. А это – рост ВВП страны, увеличение прибылей корпораций, наличие HNWI, высокие цены на энергоресурсы, подъем строительного сектора, проведение крупных международных мероприятий. К драйверам роста может добавиться и импортозамещение, которое способно стимулировать интерес бизнеса к регионам России. Учитывая практически полное отсутствие в них регулярного авиасообщения, бизнес-авиация может стать самым мобильным и эффективным транспортом, отвечающим новым экономическим потребностям.
По нашей оценке, состояние рынка деловой авиации в России стабилизируется уже в первой половине 2016 года, и он вновь начнет набирать обороты. Более того, «скачкообразный» рост в 3-12% будет заметен к сентябрю 2015 года.
Конкуренция на рынке услуг по менеджменту ВС и преимущества Emperor Aviation.
Преимущества Emperor Aviation – это открытый диалог с нашими клиентами. Только на первый взгляд это может показаться чем-то эфемерным. На самом деле за прозрачными взаимоотношениями лежит реальная финансовая выгода для наших клиентов – снижение затрат на эксплуатацию бизнес-джетов составляет от 15% до 25%. Все дело в принципиально новом подходе к самой структуре финансового анализа. В нашей компании работает целый штат аналитиков, которые персонально для каждого клиента создают ежемесячный отчет. В документации детально прописаны абсолютно все статьи расхода на эксплуатацию бизнес-джета, для каждого клиента создан персональный отдельный счет в банке, через который прослеживается любая операция. Создание и поддержание такой колоссальной структуры, конечно, усложняет работу нашей компании, но серьезно упрощает жизнь нашим клиентам. Они начинают в деталях понимать, как расходуются их средства. Я не преувеличу, если скажу, что фактически мы взяли на себя образовательную функцию: единый финансовый документ, создаваемый нашими аналитиками, понятен даже человеку без специального образования. В конечном итоге объяснимое ценообразование формирует разумную выгоду от владения бизнес-джетом, который из необъяснимо дорогого транспорта становится реальным инструментом ведения бизнеса.
Хотелось бы узнать и о проектах компании.
Emperor Aviation поступательно развивает качество и ассортимент предоставляемых услуг. Например, в мае 2015 года компания начала предоставлять эксклюзивные условия аренды вертолетов в VIP-комплектациях на всем протяжении Лазурного побережья, считающимся самым популярным направлением бизнес-авиации. К услугам клиентов Emperor Aviation предлагает круглосуточное бронирование и наиболее гибкие цены на самые популярные вертолеты в своих ценовых сегментах – AgustaWestland AW139, Airbus Helicopters H125 и H130.
Для нас очевидно, что в новых реалиях успеха добьются те компании, которые предложат более прозрачные и гибкие условия при неизменно высоком качестве и безопасности. При этом ошибочно полагать, что качество может быть случайным или дешевым. Согласитесь, если вы заказываете стильный пиджак с индивидуальным покроем, то для его пошива выбираете редкий натуральный кашемир, подкладку изо льна, виртуозного портного. И априори ждете качественной и недешевой работы. Также и в деловой авиации – безопасное и качественное управление бизнес-джетами в принципе не может быть недорогим и хорошим, так как в этой работе заложено множество параллельных расходов на поддержание самолета, которые категорически нельзя игнорировать.
И напоследок вопрос о названии компании Emperor – это император?
Не совсем. Когда я создавал Emperor Aviation, для меня было важно вывести на рынок не просто утилитарный бизнес, а мыслящую по-новому компанию, у которой есть своя философия. Emperor – это императорский пингвин, самая крупная и тяжелая птица в своем семействе, которая уверенно стоит на земле. Несмотря на солидный вес, она трогательно и нежно заботится о потомстве. Именно в этом наша философия – максимально внимательно заботиться о наших клиентах, предлагая им только самые качественные и эффективные услуги.
Ираклий, Ваши личные ощущения рынка – можно ли говорить о некой коррекции за последние пару месяцев?
Рынок деловой авиации, как и любая другая отрасль, переживает как взлеты, так и циклические падения. Сейчас как раз одно из них. В среднем за последний год рынок ощутил спад в организации частных перелетов на 18-20%. Но для разных игроков это цифра меняется, так как зависит от клиентского портфеля компании, от диверсификации ее бизнеса. Например, операторы бизнес-джетов, такие как Emperor Aviation, востребованы на рынке, так как в нашу сферу деятельности входит управление воздушными судами в интересах собственников, а они продолжают летать.
Если говорить о ситуации за последние 2 месяца, то на рынке действительно наметились изменения, однако они связаны, главным образом, с традиционно высоким трафиком на майские праздники. Интенсивность рейсов бизнес-джетов в мае 2015 года выросла в среднем на 20% по сравнению с предыдущим месяцем. В июне эта благоприятная тенденция продолжилась – рост трафика по сравнению с маем составил 22%.
Портрет клиента до и после кризисного периода. Можно ли утверждать, что клиенты действительно пересаживаются на «более легкий класс»?
Портрет пассажиров деловой авиации не изменен. Это – собственники бизнес-джетов, крупные российские корпорации и топ-менеджемент. Не открою секрета, если скажу, что последняя категория наиболее уязвима с точки зрения деловой авиации. Стабильная конъюнктура рынка позволяет им фрахтовать бизнес-джеты несколько раз в год, однако когда экономическая ситуация ухудшается, эта целевая аудитория предпочитает пересаживаться в первый класс регулярных авиалиний. Так происходило в 2008-2009 годах, так происходит и теперь. Пожалуй, эти штрихи – главное различие в портрете пассажиров деловой авиации до и после кризиса.
Ираклий, а действительно ли, что на рынке появляется все больше «свободных» самолетов различных классов и корректируется стоимость перелета (владельцы все чаще отдают свои борта на чартеры)?
Я бы не был столь категоричен. Действительно, часть пассажиров «пересела» на регулярные авиалинии, однако наиболее устойчивая и масштабная аудитория – это собственники бизнес-джетов и корпорации – продолжают летать. Более того, бизнес Emperor Aviation диверсифицирован – мы оказываем услуги и управляющей компании, и по организации бизнес-чартеров, поэтому в принципе более устойчивы к колебаниям спроса по сравнению с другими игроками рынка, которые, например, предоставляют только брокерские услуги.
А можно ли поподробнее рассказать о внутреннем рынке и его перспективах?
Россия просто создана для деловой авиации. Огромная территория страны и слабое регулярное авиасообщение создают предпосылки для возобновления развития отрасли. Кроме того, не стоит забывать о фундаментальных факторах развития бизнес-авиации, которые начнут благоприятно влиять на отрасль вместе с оживлением экономики. А это – рост ВВП страны, увеличение прибылей корпораций, наличие HNWI, высокие цены на энергоресурсы, подъем строительного сектора, проведение крупных международных мероприятий. К драйверам роста может добавиться и импортозамещение, которое способно стимулировать интерес бизнеса к регионам России. Учитывая практически полное отсутствие в них регулярного авиасообщения, бизнес-авиация может стать самым мобильным и эффективным транспортом, отвечающим новым экономическим потребностям.
По нашей оценке, состояние рынка деловой авиации в России стабилизируется уже в первой половине 2016 года, и он вновь начнет набирать обороты. Более того, «скачкообразный» рост в 3-12% будет заметен к сентябрю 2015 года.
Конкуренция на рынке услуг по менеджменту ВС и преимущества Emperor Aviation.
Преимущества Emperor Aviation – это открытый диалог с нашими клиентами. Только на первый взгляд это может показаться чем-то эфемерным. На самом деле за прозрачными взаимоотношениями лежит реальная финансовая выгода для наших клиентов – снижение затрат на эксплуатацию бизнес-джетов составляет от 15% до 25%. Все дело в принципиально новом подходе к самой структуре финансового анализа. В нашей компании работает целый штат аналитиков, которые персонально для каждого клиента создают ежемесячный отчет. В документации детально прописаны абсолютно все статьи расхода на эксплуатацию бизнес-джета, для каждого клиента создан персональный отдельный счет в банке, через который прослеживается любая операция. Создание и поддержание такой колоссальной структуры, конечно, усложняет работу нашей компании, но серьезно упрощает жизнь нашим клиентам. Они начинают в деталях понимать, как расходуются их средства. Я не преувеличу, если скажу, что фактически мы взяли на себя образовательную функцию: единый финансовый документ, создаваемый нашими аналитиками, понятен даже человеку без специального образования. В конечном итоге объяснимое ценообразование формирует разумную выгоду от владения бизнес-джетом, который из необъяснимо дорогого транспорта становится реальным инструментом ведения бизнеса.
Хотелось бы узнать и о проектах компании.
Emperor Aviation поступательно развивает качество и ассортимент предоставляемых услуг. Например, в мае 2015 года компания начала предоставлять эксклюзивные условия аренды вертолетов в VIP-комплектациях на всем протяжении Лазурного побережья, считающимся самым популярным направлением бизнес-авиации. К услугам клиентов Emperor Aviation предлагает круглосуточное бронирование и наиболее гибкие цены на самые популярные вертолеты в своих ценовых сегментах – AgustaWestland AW139, Airbus Helicopters H125 и H130.
Для нас очевидно, что в новых реалиях успеха добьются те компании, которые предложат более прозрачные и гибкие условия при неизменно высоком качестве и безопасности. При этом ошибочно полагать, что качество может быть случайным или дешевым. Согласитесь, если вы заказываете стильный пиджак с индивидуальным покроем, то для его пошива выбираете редкий натуральный кашемир, подкладку изо льна, виртуозного портного. И априори ждете качественной и недешевой работы. Также и в деловой авиации – безопасное и качественное управление бизнес-джетами в принципе не может быть недорогим и хорошим, так как в этой работе заложено множество параллельных расходов на поддержание самолета, которые категорически нельзя игнорировать.
И напоследок вопрос о названии компании Emperor – это император?
Не совсем. Когда я создавал Emperor Aviation, для меня было важно вывести на рынок не просто утилитарный бизнес, а мыслящую по-новому компанию, у которой есть своя философия. Emperor – это императорский пингвин, самая крупная и тяжелая птица в своем семействе, которая уверенно стоит на земле. Несмотря на солидный вес, она трогательно и нежно заботится о потомстве. Именно в этом наша философия – максимально внимательно заботиться о наших клиентах, предлагая им только самые качественные и эффективные услуги.