Какого цвета «серый» чартер


Градус дискуссий о проблеме «серых» перелетов зашкаливает. Сколько компаний, столько и мнений

Градус дискуссий о проблеме «серых» перелетов зашкаливает. Сколько компаний, столько и мнений. Одни яростно, буквально на гране фола, призывают к тотальной борьбе, другие предлагают излишне не драматизировать ситуацию. Мы выслушали обе стороны и оставили мнения игроков без купюр.

Теория

Все любят выгодные сделки, особенно когда это касается дорогих услуг, например бизнес-авиации. Но если вам кажется, что цена слишком низкая, чтобы быть правдой, скорее всего, где-то подвох. Проблема в том, что такие «выгодные» сделки часто являются «серыми» чартерами – нелегальными, неконтролируемыми и небезопасными, считают в крупных международных компаниях.

«Многие владельцы воздушных судов сдают их в аренду, когда сами ими не пользуются. Обычно для этого нанимается управляющая чартерная компания, которая рассчитывает логистику судна, заботится о том, чтобы все необходимые меры предосторожности были приняты, и все необходимые сертификаты и разрешения получены. Это довольно хлопотная работа, так как государственное регулирование коммерческого эксплуатирования воздушных судов намного строже, чем для частного использования. Это относится не только к техническому обслуживанию, но также, например, регулируется количество рабочих часов экипажа в сутки и длина ВПП, на которой каждый конкретный тип самолета может приземляться», - комментируют в Air Charter Service.

Тем не менее, в связи с экономическим спадом несколько лет назад рынок «серых» чартеров заметно вырос. Владельцы бизнес-джетов стали неофициально предлагать свои суда в аренду друзьям и знакомым, а то и вовсе незнакомым людям, за очень низкую цену, чтобы хоть как-то компенсировать дорогостоящее содержание самолета. Знают они об этом или нет, но подобные действия незаконны, и они не только аннулируют все страховые обязательства, но также чреваты крупными штрафами вплоть до конфискации воздушного судна. Если что-то пошло не так, и воздушное судно было конфисковано в пункте назначения, то горе-владелец и вовсе может остаться на мели. Пассажиры тоже не застрахованы от потерь, ведь если нелегальность рейса была выявлена, и он был отменен, то потраченных средств никто не вернет.

Например, в том же Air Charter Service есть специально созданный департамент, который занимается вопросами соблюдения норм безопасности. «Мы проверяем всех операторов, с которыми мы взаимодействуем от имени клиентов, на наличие всех необходимых документов и соблюдение норм авиационного законодательства стран, на территории которых совершается перелет, а также техническое состояние судна, наличие страховки и прочее. Эта процедура является обязательной для каждого чартера в нашей компании. Поэтому мы рекомендуем каждый раз, как цена вам кажется слишком заманчивой, уточнять у оператора хотя бы наличие сертификата коммерческого эксплуатанта, без которого ни один самолет не может совершать коммерческие рейсы», - комментируют в Air Charter Service.

С представителями Air Charter Service согласен и совладелец Charterscanner Игорь Алехин, который считает, что масштабы этой проблемы в отрасли огромны, а «серый» чартерный рынок, по сути «пиратский», пример недобросовестной конкуренции, из-за которой снижается рыночная стоимость летного часа. От активной деятельности «серых» операторов страдают законопослушные авиакомпании, теряя долю прибыли. Пассажиры, арендуя «серый» самолет, иногда даже не подозревая того, становятся нарушителями, и в случае выявления факта нарушения в аэропорте прибытия, будут задержаны и оштрафованы наряду с перевозчиком.

«С незаконными чартерными рейсами борются регуляторы и региональные ассоциации деловой авиации. Например, во время нашей беседы о развитии отрасли, уважаемый председатель (MEBAA) Ali Ahmed Alnaqbi выразил озабоченность существующей проблемой. Мы заверили уважаемого председателя, что своей работой по развитию нашей онлайн системы мы не даем паразитировать «серым» чартерным операторам, предоставляя пассажирам удобный сервис бронирования легальных самолетов напрямую у авторизованных операторов без посредников. Многие бизнесмены уже знают, что бронирование частного самолета через нашу систему безопасно и просто, и мы приглашаем всех добросовестных операторов присоединиться к Charterscanner», - комментирует г-н Алехин.

Практика

В дискуссиях по проблемам развития и реальной практике работы современной международной деловой авиации под термином «серые» чартеры принято понимать сомнительную практику использования частного воздушного судна для выполнения коммерческих перевозок (т.е. перевозки за плату или компенсации) под прикрытием декларирования прямой или косвенной связи перевозимой загрузки с владельцем ВС и оплатой перевозки непрямыми платежами или компенсациями в какой-либо иной форме.

В отличие от коммерческих перевозок, выполняемых компаниями, сертифицированными и лицензированными авиационными властями на оказание транспортных услуг (условно «белый» чартер) или незаконного прямого получения оплаты представителем владельца частного ВС за выполнение полета в интересах третьих лиц (т.н. «черный» чартер), перевозки на «серых» чартерах выполняются на частном ВС с декларированием прямой или косвенной связи лиц, находящихся на борту ВС с владельцем ВС, то есть заявляется некоммерческий характер полета, а оплата осуществляется непрямыми платежами через брокеров или в иной компенсационной форме. Поскольку при выполнении «серого» чартера чрезвычайно трудно установить или доказать документально нарушение правил (оплату за полет), а также учитывая хорошо продуманные юридические схемы оформления таких полетов, эта не слишком законная форма использования частных самолетов получает все большее распространение на рынках деловой авиации.

По мнению главы российской компании TopAvia Дениса Мазирки, рынок серых чартеров был, есть и будет. «И чтобы ни говорили, 95% компаний «грешат» выполнением таких рейсов. Клиентов ставят в известность об этом, но зачастую никто из них не против, лишь бы было более интересное предложение, чем от коммерческих авиакомпаний. Отследить этот момент очень сложно, как правило, вскрываются такие вещи только по чьей-то «наводке». Но в расследовании этих вопросов никто не заинтересован, ни авиакомпании, ни брокеры, ни клиенты, ни авиационные власти того или иного государства. По моей информации, в нашей стране пытаются с этим бороться, запрашивают аэропорты списки пассажиров, летающих рейсами со статусом «private», проводят расследования, но зачастую это ни к чему не приводит. Все работает по обычным законам рынка, есть спрос, значит всегда будет предложение», - комментирует г-н Мазирка.

«Серый каботаж практиковался в России на этапе формирования отрасли деловой авиации – не менее десяти лет назад. Когда рынок «повзрослел» и предложение коммерческих бизнес-джетов стало соответствовать спросу, потребность в «серых» чартерах отпала. Появление новых «коммерческих» самолетов на рынке было продиктовано желанием владельцев оптимизировать расходы на их содержание, поэтому покупаемые машины начали оформляться официально для коммерческой эксплуатации и передаваться в управление коммерческим эксплуатантам. Одним из таких операторов является Emperor Aviation. Можно с уверенностью говорить, что сегодня основной процент чартерных полетов из Москвы – это законные, безопасные и соответствующие международным стандартам рейсы», - комментируют в Emperor Aviation.

Управляющий директор Клуба «Бизнес Авиация» Андрей Калинин считает, что не стоит излишне драматизировать. «Практика «серых» чартеров была текущей реальностью порядка десяти лет назад, сейчас рынок цивилизуется, и как явление, это конечно встречается, но не на регулярной основе», - говорит г-н Калинин.

Управляющий директор компании Jet24 Павел Захаров обращает основное внимание на сами истоки возникновения вопроса «серых» чартеров, которые во многом спровоцированы не вполне эффективным и не отвечающим потребностям времени отечественным законодательством в сфере частной авиации. По его словам, также вряд ли можно говорить о каком-то серьезном увеличении доли «серых» чартеров на рынке вследствие экономического кризиса. Их количество хотя и возросло, но незначительно, и ожидать какого-либо изменения структуры рынка в связи этим нет ни каких оснований.

По мнению главы ГК АВКОМ Евгения Бахтина, развитию «серых» чартеров приводит и несовершенство воздушного законодательства большинства стран Европы и Америки, прямо ущемляющее права коммерческих операторов по отношению к частным полетам. «Так, частный полет в Европу или США выполняется по уведомлению (флайт-плану), в то время как на коммерческий полет по тому же маршруту такого же ВС коммерческого оператора потребуется получить специальное разрешение, согласование и оформление которого может занять не менее 2-3 дней, причем в некоторых случаях потребуется согласовать такой полет с каждой из регулярных авиакомпаний, имеющих лицензии на такой маршрут. Аналогично и с российскими разрешениями: разрешение на полет частного иностранного самолета в российском воздушном пространстве выдается в течение 2-3 часов, в то время как разрешение на коммерческий полет если и будет выдано иностранному оператору, то никак не ранее 5-7 дней. Неудивительно, что все чартерные рейсы иностранных бизнес-джетов в Россию заявляются как частные, даже если выполняются за плату коммерческими операторами», - говорит г-н Бахтин. «Относить их к «серым» чартерам? Или к «светло-серым»?  Как потребитель, вряд ли вы будете готовы ждать 3-5 дней разрешения на законный «белый» чартер и, наверняка, воспользуетесь предложением «серого» чартера, если вам, как у известного литературного классика нужно: «В Париж. По делу. Срочно». Выбор очевиден и вопрос становится просто риторическим. До тех пор пока в правилах выполнения коммерческих полетов деловой авиации не будут сделаны кардинальные изменения по выравниванию прав или создания преимуществ коммерческих операторов в использовании воздушного пространства по отношению к частными полетам, все призывы ассоциаций NBAA и EBAA пользоваться только лицензированными коммерческими перевозчиками для выполнения платных полетов будут продолжать  оставаться исключительно «донкихотскими», - считает г-н Бахтин.