Российский рынок лихорадит, но «болезнь» не смертельная


Президент ГК «АВКОМ» Евгений Бахтин рассказывает о реализации программы Jet Travel Club (JTC) и основных трендах на рынке

В преддверии московской выставки Jet Expo 2015 BizavNews продолжает серию материалов об участниках главного отечественного события рынка деловой авиации. Сегодня у нас в гостях Президент ГК «АВКОМ» Евгений Бахтин, который расскажет о реализации программы Jet Travel Club (JTC) и основных трендах на рынке.

Евгений Юрьевич, как отражается на деятельности программы Jet Travel Club замедление экономического роста в РФ?

Разумеется, снижение темпов экономического развития России, экономические санкции и визовые ограничения не могли не сказаться на спросе на услуги деловой авиации России и уже привели к почти 30%-ому спаду в международных полетах бизнес-самолетов в РФ, отмеченному ключевыми аэропортами РФ. Впрочем, в некоторой степени такое снижение компенсируется 5-7%-ным ростом спроса на частные и деловые полеты внутри страны. Ситуация усугубляется и резким возрастанием расходов на поставки запасных частей и поддержание летной годности импортных воздушных судов вследствие изменений валютного курса рубля, что не позволяет маневром цен расширить ценовую доступность индивидуального воздушного транспорта.

Неблагоприятная рыночная конъюнктура не могла не задеть и деятельность Jet Travel Club – первой клубной компании России, обеспечивающей частные деловые и развлекательные поездки членов клуба на самолетах JTC. И хотя количество членов JTC осталось почти на том же уровне, ежемесячное количество полетов снижается в 2015 г. на 5-10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что, впрочем, соответствует ожидаемому понижению деловой активности в стране. Российские бизнесмены – члены клуба действительно пользуются самолетами JTC для выполнения своих частных деловых поездок, связанных с ведением регионального бизнеса и любое снижение производственно-хозяйственной деятельности не может не сказываться на потребностях в выполнении деловых поездок.

Что предпринимает Jet Travel Club в условиях снижения спроса на полеты деловой авиации?

В условиях снижения экономической активности Jet Travel Club предпринимает ряд шагов для сохранения действующей структуры и повышения эффективности использования самолетов JTC для частных полетов членов клуба.

Прежде всего, перемещение основной эксплуатационной базы на подмосковный аэродром «Раменское», где размещен новый центр технического обслуживания и ремонта «АВКОМ-Техник», обеспечивающий поддержание летной годности воздушных судов бизнес-класса. Делая основной упор на развитие технического обслуживания в России вместо использования зарубежных центров, мы реально способствуем реализации в стране программы импортозамещения. В перспективе, развитие гражданского сектора этого аэродрома позволит перенести в «Раменское» и операционную базу JTC, что позволит существенно снизить эксплуатационные расходы с одновременным улучшением качества обслуживания и повышением уровня безопасности и конфиденциальности полетов наших клиентов.

В планировании самолетного парка мы делаем упор на приобретение воздушных судов легкого и среднего класса, таких как хорошо зарекомендовавшие себя на российском рынке Cessna Citation и Hawker 800 серии. Вполне обоснованно мы ожидаем возрождение российского внутреннего рынка деловых поездок, чему в немалой степени способствуют введенные внешние визовые и экономические ограничения, стимулирующие рост деловых и развлекательных поездок внутри страны.

Нами подготовлен ряд новых продуктов для членов JTC, включающий предложения по использованию комфортабельного автомобильного офиса JTC для наземной доставки от офиса компании к трапу самолета или вертолетной трансфер до места жительства или ведения бизнеса. Мобильный офис оснащен всеми видами связи, Интернетом небольшим баром с кофеваркой, что позволяет продолжать офисную работу на пути в/из аэропорт, не теряя ни минуты ценного рабочего времени. Мы работаем также над предоставлением членам JTC on-line доступа через сайт к услугам клуба.          

Как на деятельности JTC могут сказаться изменения отраслевого регулирования и призывы запретить иностранную регистрацию ВС отечественным операторам?

ГК «АВКОМ» всегда придерживалась принципиальной позиции регистрации своих воздушных судов в Российском регистре, поэтому все частные самолеты JTC а также самолеты других компаний ГК «АВКОМ» оформлены в российской регистрации, что снимает ограничения на выполнение полетов внутри России, хотя и надо признаться российская авиационная бюрократия иногда доставляет немало хлопот, зачастую создавая искусственные бюрократические барьеры или предъявляя необоснованные, часто просто бессмысленные требования.

Россия всегда признавалась ведущей мировой авиационной державой и порой становится просто стыдно за российские авиационные власти, стремящиеся сложить с себя ответственность за эксплуатацию импортных ВС заключением соглашений под рекомендациями 83-бис ИКАО - рекомендациями, специально разработанными ИКАО для развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки. И только в последние годы руководство Минтранса стало уделять больше внимания созданию отечественной нормативной базы, основанной на современных методах эксплуатационного контроля деятельности отечественных операторов деловой авиации.

Какие инфраструктурные изменения происходят в сфере наземного обслуживания деловой авиации в российских аэропортах?

Можно отметить некоторые положительные изменения в аэропортовой инфраструктуре деловой авиации, происходящие вследствие нормального развития конкуренции в предоставлении обслуживания. Так появление в санкт-петербургском «Пулково» двух альтернативных центров обслуживания, развитие аэропорта Остафьево и перспективного проекта АОН на аэродроме Раменское в московском аэроузле заметно повлияли на уровень цен обслуживания деловой авиации в аэропортах Москвы и Северо-Западного региона.

К сожалению, по-прежнему острой остается проблема отсутствия надлежащей инфраструктуры деловой авиации и АОН в российских региональных аэропортах на фоне непомерно высоких монополизированных цен на аэропортовое обслуживание пассажиров и воздушных судов бизнес-авиации. И, если в московских аэропортах относительно высокие цены на аэропортовое обслуживание соответствуют качеству и стандартам обслуживания бизнес-авиации, цены в других российских аэропортах, особенно аэропортах южных регионах России превышают среднеевропейские в несколько раз при полном отсутствии в этих аэропортах инфраструктуры обслуживания для деловой авиации. Надо отметить также и не всегда оправданную практику региональных аэропортов в предоставлении обслуживания от лица аэропорта несертифицированными фирмами, не имеющими ни оборудования, ни квалифицированного персонала и, зачастую просто переписывающих счета аэропорта за обслуживание с пяти- или десятикратным увеличением. Такая практика завышенных цен особенно губительно сказывается на развитие легкой авиации и АОН, вынужденной искать альтернативные площадки в виде полузаброшенных аэродромов бывшего ДОСААФ или частных аэродромов, не всегда обеспечивающих должный уровень безопасности полетов. Видимо, Минтрансу и Росавиации еще немало предстоит сделать для нормализации ситуации и возвращения деловой авиации и АОН в региональные аэропорты.