«Экономика не позволяет бизнесменам пользоваться своими самолетами»


У всех производителей были достаточно большие надежды на рынок Китая и отчасти рынок Ближнего Востока

Рынок деловой авиации сократится впервые за семь лет. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на результаты опроса Honeywell International Inc., производителя авионики и двигателей для бизнес-джетов. Совокупная стоимость самолетов, заказанных на период до 2025 года, составит $270 млрд. Это на 3,6% меньше, чем ожидалось год назад. Поставки самолетов снизятся на 2,6% — до 9,2 тыс. аппаратов. Статистика обусловлена отчасти ужесточением антикоррупционной политики в Китае, отметил руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко.

«У всех производителей были достаточно большие надежды на рынок Китая и отчасти рынок Ближнего Востока. Клиенты из Поднебесной попадают под свои внутренние антикоррупционные законы. Приобретение бизнес-джета ставится под вопрос вообще бизнес-компаниями. Если два-три года назад китайские миллиардеры не просто покупали бизнес-джеты, а покупали самые дорогие бизес-джеты в мире, с конца 2014 года заказы упали в разы», — пояснил Петроченко.

Тем не менее, о серьезном падении рынка говорить не приходится, заявил глава подразделения Honeywell по бизнес- и авиации общего назначения Брайан Силл. Факторы, препятствующие росту в странах БРИКС, компенсируются спросом в Северной Америке. Однако в российском секторе действительно намечается очень сильное падение, считает генеральный директор компании Jet Transfer Business Aviation Александр Евдокимов.

«Многие свои еще не отложили. В России, не скажу, что совсем остановилась покупка, но резко затормозилась. Здесь нет такого, что вдруг сейчас резко изменилась потребность в бизнес-джетах. Нет, просто экономика не позволяет многим бизнесменам продолжать пользоваться своими самолетами. Чартерный бизнес, шатко или валко, еще нормально себя чувствует, хотя падение тоже имеется, и существенное, а покупка новой техники в России затормозилась», — рассказал Евдокимов в эфире «Коммерсантъ FM».

Крупнейшие мировые компании все чаще отказываются от производства бизнес-джетов.

В апреле 2013 года директор Cessna Скотт Доннелли заявил, что компания сократит производство легких джетов, в том числе модели Mustang. Причина — убытки в первом квартале, которые достигли $8 млн. Спад продаж связали с их опасениями по поводу налоговой политики и состояния экономики в целом. В мае 2015 года канадский производитель самолетов Bombardier сообщил о сокращении производства топовых бизнес-джетов Global 5000 и Global 6000 из-за падения спроса в развивающихся странах. Причиной ухудшения позиций в России были названы введенные западными странами санкции, падение евро к доллару и снижение нефтяных цен. До 2014 года продажи Bombardier в России росли. В ноябре этого года подразделение Rolls-Royce, выпускающее авиационные двигатели, сообщило о возможном сокращении 2 тыс. рабочих мест и дивидендов за 2015 год. В результате акции компании упали на 22%. Эксперты считают, что Rolls-Royce также пострадал из-за падения спроса на бизнес-джеты в Китае, Юго-Восточной Азии и Бразилии.

Число менеджеров, которые готовы покупать самолеты в ближайшее время, активно растет в США, Латинской Америке и Мексике.

Источник: Коммерсантъ