Может ли быть вертолетное такси доступным? Интересный вопрос, особенно когда вглядываешься в счастливые лица наших соотечественников, выходящих из винтокрылой машины, совершившей перелет из пункта «А» в пункт «Б» где-нибудь в ближайшем Подмосковье
Может ли быть вертолетное такси доступным? Интересный вопрос, особенно когда вглядываешься в счастливые лица наших соотечественников, выходящих из винтокрылой машины, совершившей перелет из пункта «А» в пункт «Б» где-нибудь в ближайшем Подмосковье. Складывается ощущения, что ими совершен какой-то подвиг, гордость и эмоции многих зашкаливают, и всем своим видом они явно показывают, что уже стали частью некой касты особо приближенных непонятно к чему. «Что Вы, мы же летали на вертолете…». Смех и слезы…
А между тем вертолетные перевозки, как уже доказано, стали реальной альтернативой не только персональным авто, но и скоростным железнодорожным шаттлам, а также, казалось бы, безальтернативным в некоторых местах, морским перевозкам. Мы много писали про Сан-Паулу, Нью-Йорк и Дубай – здесь все понятно: разные цели и принципиально различное ценообразование.
Решив найти нечто среднее, мы отправились в Монако. Изначально ожидали достаточно скромный трафик и заоблачные цены. А как может быть по-иному в самом центре богемной Европы? Забегая вперед, можем сказать, что удивлению нашему не была предела. Здесь летаю ВСЕ, часто и совершенно по различным поводам. При этом стоимость перевозки просто смешна, конечно же, исходя из европейских ценников. Хотя и для россиян, приехавших на Лазурный берег, эта услуга весьма доступна.
Но начнет по порядку. Нашей главной целью в Монте-Карло стал местный хелипорт. Он здесь один, но работает действительно в режиме 24/7. «Heliport de Monaco» обслуживает сразу несколько вертолетных провайдеров, включая «родного» Heli Air Monaco и Monacair.
Улететь на вертолете здесь очень просто. Есть два способа: интернет и личный визит в хелипорт. Заказывая услугу через интернет, клиент получает не только самое выгодное предложение, но и персональное авто, который заберет Вас из любой точки Монако. Сам процесс регистрации на рейс занимает считанные минуты и сводится к формальностям, к которым пассажиры привыкли в аэропорту. Вам обязательно выдадут посадочный талон, проверят паспорт, далее предполетный контроль и уютный зал ожидания с видом на Средиземное море. Впрочем, долго наслаждаться великолепными пейзажами вам не придется – трафик здесь просто «бешенный». Представляете, в Монако регулярное воздушное вертолетное сообщение. Из Монако можно улететь в Ниццу, Канны, Сан-Тропе, а при желании в Милан, Геную, Рим или на Корсику. Но самым популярным направлением, конечно же, является Ницца. Здесь стоимость перелета, а он короткий и занимает всего семь минут (по «земле» один час), начинается от 70 евро, но малыши от двух лет путешествуют бесплатно. При чем, для постоянных клиентов разработана такая непонятная система скидок, что мы просто запутались. Можно приобрести какие-то сезонные абонементы, можно «привязаться» к карте постоянного клиента, а также есть возможность забронировать вертолет с фиксированной ставкой летного часа. Лети хоть один, хоть со своей любимой болонкой. Так «Дельфин» обойдется в 1100 евро, маленькая «Белка», та, что Н125 – в 705 евро.
Для регулярных полетов к услугам пассажиров два типа вертолета: Airbus Helicopters H125 или роскошный Dauphin. При этом на каком конкретном борту вы полетите заранее не известно. Все зависит от текущей загрузки. Нам повезло – удалось «попробовать» сразу два типа и слетать в Ниццу и Канны. К слову сказать, вертолеты летают два раза в час, даже если на борту один пассажир. Впрочем, такого мы не видели. Говоря авиационным языком – занятость кресел составляла 100%. Семиминутный полет проходит над акваторией моря на удалении трех-четырех километров от берега. Не успев насладится морскими прелестями, вертолет заходит в Международный аэропорт Ниццы по «персональной схеме», где прямо на берегу великолепной бухты построен вертолетный центр, где «господствует» Heli Air Monaco, еще несколько минут путешествия под взлетно- посадочной полосой (специальный туннель, который позволяет быстро добраться до терминала) и Вы в городе.
Но вернемся в Монако. Княжество, имеющее площадь всего в два квадратных километра, настолько красиво, что многочисленных туристов после пешего осмотра всех достопримечательностей, обычно тянет в небо. «Белки» и «Дельфины» здесь разрезают воздух почти также, как над отечественным МКАДом. Экскурсии над Монако такое же обыденное явление, как посещение дворца принца страны или многочисленных казино. Экскурсионный сегмент наиболее представительный. В нем работают разные операторы, при этом маршрут ограничивается лишь вашим собственным воображением. При этом десятиминутный «классический» облет владений принца Монако обойдется в 60 евро, а 30 минут незабываемых впечатлений в небе пассажиру «потянет» на 150 евро. Но здесь тип воздушного судна, конечно же, влияет на цену. Чего только клиентам не предлагают – и Airbus Helicopters EC130 B4, и Airbus Helicopters EC145 Mercedes Benz Style, для публики попроще – Airbus Helicopters AS355 N. Некоторые операторы, например, Azur Helicoptere, предлагают фиксированные пакеты, позволяющие пассажирам бизнес-джетов прямо из самолета, например, в Сан-Тропе пересаживаться в вертолет и лететь в Монако. Все формальности оператор берет на себя, а ценник начинается всего с 320 евро. Аналогичные услуги предлагает и Heli Securite, разница лишь в том, что салонам вертолетов могут позавидовать и многие частные владельцы яхт и самолетов. Впрочем, это уже достаточно высокий сегмент и он, как нам кажется, не очень интересен нашим читателям, ровно, как и то, что до 20% всех рейсов выполняются на частные яхты и прочие «водоплавающие средства» передвижения.
Пообщавшись с администрацией хелипорта, мы так и не смогли понять, как вертодром справляется с такой нагрузкой. Крошечный пяточек среди скал, без возможности расширения принимает «огромное» количество вертолетов. Мы насчитали всего семь парковочных мест и два ангара для технического обслуживания. Как рассказывают пилоты, благодаря продуманной «персональной» рабочей зоне и соблюдению расписания, проблем с паркингом нет. В темное время суток хелипорту «помогает» ночной старт, кстати, великолепное зрелище.
Прилететь же на собственном вертолете также весьма просто. Слотирования как такового нет, но в долгосрочном паркинге, скорее всего, откажут. Исключения есть, но это распространяется на монарших особ. Во всех остальных случаях любезно попросят долго не задерживать. Аэропортовые сборы чисто символические.
Кстати, уже скоро пассажирам «регулярок» будет доступен и новый современный тип воздушного судна – Н130 производства Airbus Helicopters. Monacair, базирующийся здесь, начинает получать первые машины (всего их будет шесть). Все машины будут задействованы на регулярной линии Monaco Heliport – Nice International Airport. Как рассказывают в Monacair, вертолеты будут курсировать по маршруту каждые 15 минут. Поговаривают, что в августе 2015 года Monacair выиграла государственный тендер на регулярное сообщение между популярными направлениями у своего давнего оппонента Heli Air Monaco. Но интересоваться этой темой у наших радушных хозяев мы не стали, кому хочется говорить о конкуренции. Цель же Monacair на первый год достаточно «скромна» – 50000-100000 пассажиров. Общий объем инвестиций в новый парк превышает 17 млн. евро.
Так что миф о том, что вертолетные услуги в Монако «неподъемны» для отечественного кошелька, – развеян. А знаете, почему услуги доступны? Жадность, вернее ее отсутствие. По большому секрету нам сказали, что моржа в вертолетном бизнесе Франции составляет всего 8-11% от всех расходов. А в год Heliport de Monaco обслуживает более 150000 пассажиров и это без учета топовых мероприятий типа Formula 1 Grand Prix, Tennis Tournament, Circus Festival, Monaco Yacht Show. Один лишь Heli Air Monaco делает свыше 50 рейсов в день. Вот такой бизнес.