Евгений Бахтин: «Флуктуации рынка бизнес-авиации в России прямо коррелируется с внешнеполитическими событиями и состоянием экономики страны»
BizavWeek продолжает публикацию материалов об итогах работы российских компаний в прошлом году. Сегодня у нас в гостях Президент ГК «АВКОМ» Евгений Юрьевич Бахтин, который согласился ответить на ряд вопросов: как чувствовал себя рынок в минувшем году, насколько скорректировался трафик и что нас ожидает в ближайшей перспективе. Впрочем, обо всем по порядку.
Евгений Юрьевич, закончился, пожалуй, самый непредсказуемый для деловой авиации год. За прошедшие 12 месяцев рынок действительно очень штормило. Отечественный рынок деловой авиации в 2015 году стал заложником экономической и, отчасти, политической ситуации в мире. На фоне снижения международного трафика, мы наблюдали небольшой, но все же рост активности на внутрироссийских направлениях. Если кратко, какие цифры мы имеем «на выходе»?
Действительно, говоря об итогах развития деловой авиации в 2015 г. нельзя не отметить существенную флуктуационную волатильность рынка бизнес-перевозок, колебания которого неоднократно изменялись в течение года под воздействием внешних факторов от незначительного роста в 3-5% до падения на 35-40%. И, хотя статистика итоговая статистика за 2015 г. еще не подведена, следует ожидать опубликования итоговых годовых цифр снижения рынка деятельности бизнес-авиации в России за 2015 г. в районе 15-17%. В течение 2015 г. особенно пострадал рынок международных полетов (до -40%), однако несколько приунывших операторов бизнес-джетов неожиданно порадовала предновогодняя активность работы бизнес-авиации, когда спрос на полеты на зимние курорты Франции, Италии и Швейцарии даже немного вырос (на 12-15%) относительно 2014 г.
В некоторой степени потери международного сегмента рынка деловой авиации России в 2015 г. компенсировались умеренным ростом спроса (10-15%) на полеты внутри России, но следует понимать, что российский внутренний рынок является довольно ограниченным по объемам и в 2015 г. стал близок к насыщению, то есть к балансу спроса и предложения.
Атмосфера текущего года удручает?
Флуктуации рынка бизнес-авиации в России прямо коррелируется с внешнеполитическими событиями и состоянием экономики страны. Конечно же, введение санкций, ограничения в загранпоездках госслужащих и высшего управленческого персонала госкорпораций, свертывание межгосударственных и международных экономических связей не могло не сказаться на сокращении объемов международного трафика бизнес-авиации.
Свою лепту в снижение количества международных полетов в 2015 г. внесли и экономические потрясения, связанные с колебаниями цен на экспортируемые из РФ сырьевые энергоресурсы. Вместе с тем, активизация интереса россиян к Крыму, увеличение рекреационных возможностей региона Сочи с использованием Олимпийских объектов, существенно увеличило спрос на полеты деловой авиации в эти регионы.
Климат для развития отрасли в России. Насколько он стал более благоприятным или наоборот?
Операторы, эксплуатанты российской деловой авиации не отмечают каких-то фундаментальных изменений климата для развития бизнес-авиации в России. Можно лишь отметить возрастающее административное давление на предприятия деловой авиации РФ в форме проведения участившихся внеплановых проверок предприятий не только со стороны Росавиации и Ространснадзора, но и со стороны административных органов и местной власти. К сожалению, постоянные задержки в разработке новых отраслевых нормативных документов для реализации вводимых поправок в Воздушный кодекс РФ, в условиях утраты действенности прежних регламентов, зачастую приводят к волюнтаристской позиции проверяющих, «выявляющих» недостатки по собственному, не всегда объективному разумению.
Москва и Питер остаются ключевыми пунктами для отрасли. Увидели ли Вы, что в МАУ усилилась конкуренция. Насколько «прибавили» Шереметьево и Домодедово?
Сужающийся рынок аэропортового обслуживания полетов деловой авиации приводит к росту конкуренции в МАУ, что сточки зрения операторов и владельцев воздушных судов бизнес-класса является благоприятным фактором для развития. Пока еще нет статистических данных, но по результатам работы московских аэропортов не будет неожиданным существенное увеличение доли Шереметьева в рынке МАУ в 2015 г. Этому способствовало как введение в эксплуатацию новой автотрассы между МКАД и Шереметьево, так и активная маркетинговая политика основного оператора аэропорта - «А-Групп».
В 2015 году, практически, не было анонсов сколь крупных инвестпроектов в отрасль. Можно ли говорить, что эра глобального строительства закончена или потенциальные инвесторы все-таки выжидают более благоприятного периода?
Действительно, в 2015 г. не было анонсов крупных инвестпроектов в инфраструктуру объектов деловой авиации. Это вполне объяснимо с точки зрения сужения рынка и снижения экономической активности в отрасли. Заняв выжидательную позицию, потенциальные инвесторы анализируют складывающуюся экономическую обстановку, и при первых же явственных признаках возрождения появятся на рынке.
Евгений Юрьевич, ценообразование - ключевая составляющая рынка. Почему российские игроки, практически, не опускают цены на услуги?
Следует отметить что коммерческие операторы (эксплуатанты), работающие на российском рынке уже понизили ставки за найм ВС и выполнение чартеров в 2015 г. на 10-15%. Операторы наземного обслуживания в МАУ также предоставляли льготы и скидки, как в прямой (снижение тарифов), так и в косвенных формах (включение допуслуг в стандартный тариф и т.п.). Как известно, цены регулируются рынком и если клиент (оператор) покупает обслуживание по установленным ценам, то у продавца (оператора наземного обслуживания) нет никакой мотивации для снижения цен. Да и надо сказать, что качество обслуживания, ассортимент предлагаемых услуг у операторов наземного обслуживания аэропортов МАУ в полной мере соответствует международным стандартам качества предоставления таких услуг.
В прошлом году Ваша группа компаний существенно продвинулась в реализации проекта строительства МЦДА в подмосковном Жуковском. Что сделано, а что, по понятным причинам, не успели реализовать?
Группа компаний «АВКОМ» продолжает реализацию проекта строительства Центра Деловой Авиации в подмосковном аэродроме «Раменское». Проведена реконструкция рулежных дорожек перрона и стоянок ВС. В реконструированных ангарных эллингах общей площадью 3000 кв.м. разместился сертифицированный технический центр - «АВКОМ-Техник», занимающийся техническим обслуживанием и ремонтом бизнес-самолетов практически всех типов. Завершается строительство 4 ангарных корпусов общей площадью 10000 кв.м. для хранения и технического обслуживания ВС бизнес-авиации. Производится отделка помещений и монтаж оборудования мини-терминала для обслуживания и оформления пассажиров и экипажей воздушных судов бизнес-авиации.
Производится техническое оснащение охранных систем для оформления вывода сектора МЦДА из «режимной» части аэродрома.
К сожалению, строительные работы ведутся с отставанием в графике, что не позволило нам ввести комплекс в 2015 г. Полагаем, что во втором квартале 2016 г. мы сможем предложить операторам и пользователям бизнес-авиации новый комплекс Деловой авиации и АОН в МАУ с ВПП 5,5 км, способной принимать любые воздушные суда, включая космические российский «Буран» и американский «Челнок (Shuttle)».
А как минувший год закончился для проекта Jet Travel Club?
Успешная работа «Джет Тревел Клуб» (JTC) в 2015 г. полностью подтвердила действенность концепции деятельности JTC по выполнению частных некоммерческих полетов в интересах членов Клуба. Отмечен рост числа членов JTC, использующих стандартные и «серебряные» карты Клуба. В 2015 г. объем налет воздушных судов JTC увеличился на 7% по сравнению с 2014 г.
Конечно же, замедление темпов экономического развития, падение нефтяных котировок не могло не сказаться на деятельности JTC, и мы ожидали большего роста. Однако, стагнационные процессы в экономике только стимулируют интерес частных лиц, индивидуальных предпринимателей, АУП средних и крупных корпораций к пользованию услугами JTC, и мы надеемся на развитие JTC в 2016 г.
Евгений Юрьевич, что же ожидает отрасль в году 2016 году в целом, и ГК АВКОМ в частности?
В целом, по-видимому, в 2015г. рынок бизнес-авиации достиг некоторого стабилизационного положения и вряд ли будет далее снижаться, если, разумеется, в 2016 г. не произойдут какие-то непредвиденные экстраординарные события. То есть, перефразируя известную шутку о «думали достигли дна, но тут снизу постучали», можно сказать что рынок достиг того дна, снизу которого уже вряд ли кто постучит.

Евгений Юрьевич, закончился, пожалуй, самый непредсказуемый для деловой авиации год. За прошедшие 12 месяцев рынок действительно очень штормило. Отечественный рынок деловой авиации в 2015 году стал заложником экономической и, отчасти, политической ситуации в мире. На фоне снижения международного трафика, мы наблюдали небольшой, но все же рост активности на внутрироссийских направлениях. Если кратко, какие цифры мы имеем «на выходе»?
Действительно, говоря об итогах развития деловой авиации в 2015 г. нельзя не отметить существенную флуктуационную волатильность рынка бизнес-перевозок, колебания которого неоднократно изменялись в течение года под воздействием внешних факторов от незначительного роста в 3-5% до падения на 35-40%. И, хотя статистика итоговая статистика за 2015 г. еще не подведена, следует ожидать опубликования итоговых годовых цифр снижения рынка деятельности бизнес-авиации в России за 2015 г. в районе 15-17%. В течение 2015 г. особенно пострадал рынок международных полетов (до -40%), однако несколько приунывших операторов бизнес-джетов неожиданно порадовала предновогодняя активность работы бизнес-авиации, когда спрос на полеты на зимние курорты Франции, Италии и Швейцарии даже немного вырос (на 12-15%) относительно 2014 г.
В некоторой степени потери международного сегмента рынка деловой авиации России в 2015 г. компенсировались умеренным ростом спроса (10-15%) на полеты внутри России, но следует понимать, что российский внутренний рынок является довольно ограниченным по объемам и в 2015 г. стал близок к насыщению, то есть к балансу спроса и предложения.
Атмосфера текущего года удручает?
Флуктуации рынка бизнес-авиации в России прямо коррелируется с внешнеполитическими событиями и состоянием экономики страны. Конечно же, введение санкций, ограничения в загранпоездках госслужащих и высшего управленческого персонала госкорпораций, свертывание межгосударственных и международных экономических связей не могло не сказаться на сокращении объемов международного трафика бизнес-авиации.
Свою лепту в снижение количества международных полетов в 2015 г. внесли и экономические потрясения, связанные с колебаниями цен на экспортируемые из РФ сырьевые энергоресурсы. Вместе с тем, активизация интереса россиян к Крыму, увеличение рекреационных возможностей региона Сочи с использованием Олимпийских объектов, существенно увеличило спрос на полеты деловой авиации в эти регионы.

Климат для развития отрасли в России. Насколько он стал более благоприятным или наоборот?
Операторы, эксплуатанты российской деловой авиации не отмечают каких-то фундаментальных изменений климата для развития бизнес-авиации в России. Можно лишь отметить возрастающее административное давление на предприятия деловой авиации РФ в форме проведения участившихся внеплановых проверок предприятий не только со стороны Росавиации и Ространснадзора, но и со стороны административных органов и местной власти. К сожалению, постоянные задержки в разработке новых отраслевых нормативных документов для реализации вводимых поправок в Воздушный кодекс РФ, в условиях утраты действенности прежних регламентов, зачастую приводят к волюнтаристской позиции проверяющих, «выявляющих» недостатки по собственному, не всегда объективному разумению.
Москва и Питер остаются ключевыми пунктами для отрасли. Увидели ли Вы, что в МАУ усилилась конкуренция. Насколько «прибавили» Шереметьево и Домодедово?
Сужающийся рынок аэропортового обслуживания полетов деловой авиации приводит к росту конкуренции в МАУ, что сточки зрения операторов и владельцев воздушных судов бизнес-класса является благоприятным фактором для развития. Пока еще нет статистических данных, но по результатам работы московских аэропортов не будет неожиданным существенное увеличение доли Шереметьева в рынке МАУ в 2015 г. Этому способствовало как введение в эксплуатацию новой автотрассы между МКАД и Шереметьево, так и активная маркетинговая политика основного оператора аэропорта - «А-Групп».
В 2015 году, практически, не было анонсов сколь крупных инвестпроектов в отрасль. Можно ли говорить, что эра глобального строительства закончена или потенциальные инвесторы все-таки выжидают более благоприятного периода?
Действительно, в 2015 г. не было анонсов крупных инвестпроектов в инфраструктуру объектов деловой авиации. Это вполне объяснимо с точки зрения сужения рынка и снижения экономической активности в отрасли. Заняв выжидательную позицию, потенциальные инвесторы анализируют складывающуюся экономическую обстановку, и при первых же явственных признаках возрождения появятся на рынке.
Евгений Юрьевич, ценообразование - ключевая составляющая рынка. Почему российские игроки, практически, не опускают цены на услуги?
Следует отметить что коммерческие операторы (эксплуатанты), работающие на российском рынке уже понизили ставки за найм ВС и выполнение чартеров в 2015 г. на 10-15%. Операторы наземного обслуживания в МАУ также предоставляли льготы и скидки, как в прямой (снижение тарифов), так и в косвенных формах (включение допуслуг в стандартный тариф и т.п.). Как известно, цены регулируются рынком и если клиент (оператор) покупает обслуживание по установленным ценам, то у продавца (оператора наземного обслуживания) нет никакой мотивации для снижения цен. Да и надо сказать, что качество обслуживания, ассортимент предлагаемых услуг у операторов наземного обслуживания аэропортов МАУ в полной мере соответствует международным стандартам качества предоставления таких услуг.
В прошлом году Ваша группа компаний существенно продвинулась в реализации проекта строительства МЦДА в подмосковном Жуковском. Что сделано, а что, по понятным причинам, не успели реализовать?
Группа компаний «АВКОМ» продолжает реализацию проекта строительства Центра Деловой Авиации в подмосковном аэродроме «Раменское». Проведена реконструкция рулежных дорожек перрона и стоянок ВС. В реконструированных ангарных эллингах общей площадью 3000 кв.м. разместился сертифицированный технический центр - «АВКОМ-Техник», занимающийся техническим обслуживанием и ремонтом бизнес-самолетов практически всех типов. Завершается строительство 4 ангарных корпусов общей площадью 10000 кв.м. для хранения и технического обслуживания ВС бизнес-авиации. Производится отделка помещений и монтаж оборудования мини-терминала для обслуживания и оформления пассажиров и экипажей воздушных судов бизнес-авиации.

Производится техническое оснащение охранных систем для оформления вывода сектора МЦДА из «режимной» части аэродрома.
К сожалению, строительные работы ведутся с отставанием в графике, что не позволило нам ввести комплекс в 2015 г. Полагаем, что во втором квартале 2016 г. мы сможем предложить операторам и пользователям бизнес-авиации новый комплекс Деловой авиации и АОН в МАУ с ВПП 5,5 км, способной принимать любые воздушные суда, включая космические российский «Буран» и американский «Челнок (Shuttle)».
А как минувший год закончился для проекта Jet Travel Club?
Успешная работа «Джет Тревел Клуб» (JTC) в 2015 г. полностью подтвердила действенность концепции деятельности JTC по выполнению частных некоммерческих полетов в интересах членов Клуба. Отмечен рост числа членов JTC, использующих стандартные и «серебряные» карты Клуба. В 2015 г. объем налет воздушных судов JTC увеличился на 7% по сравнению с 2014 г.
Конечно же, замедление темпов экономического развития, падение нефтяных котировок не могло не сказаться на деятельности JTC, и мы ожидали большего роста. Однако, стагнационные процессы в экономике только стимулируют интерес частных лиц, индивидуальных предпринимателей, АУП средних и крупных корпораций к пользованию услугами JTC, и мы надеемся на развитие JTC в 2016 г.
Евгений Юрьевич, что же ожидает отрасль в году 2016 году в целом, и ГК АВКОМ в частности?
В целом, по-видимому, в 2015г. рынок бизнес-авиации достиг некоторого стабилизационного положения и вряд ли будет далее снижаться, если, разумеется, в 2016 г. не произойдут какие-то непредвиденные экстраординарные события. То есть, перефразируя известную шутку о «думали достигли дна, но тут снизу постучали», можно сказать что рынок достиг того дна, снизу которого уже вряд ли кто постучит.