Дно нащупали!?


Евгений Бахтин: «Флуктуации рынка бизнес-авиации в России прямо коррелируется с внешнеполитическими событиями и состоянием экономики страны»
BizavWeek продолжает публикацию материалов об итогах работы российских компаний в прошлом году. Сегодня у нас в гостях Президент ГК «АВКОМ» Евгений Юрьевич Бахтин, который согласился ответить на ряд вопросов: как чувствовал себя рынок в минувшем году, насколько скорректировался трафик и что нас ожидает в ближайшей перспективе. Впрочем, обо всем по порядку.



Евгений Юрьевич, закончился, пожалуй, самый непредсказуемый для деловой авиации год. За прошедшие 12 месяцев рынок действительно очень штормило. Отечественный рынок деловой авиации в 2015 году стал заложником экономической и, отчасти, политической ситуации в мире. На фоне снижения международного трафика, мы наблюдали небольшой, но все же рост активности на внутрироссийских направлениях. Если кратко, какие цифры мы имеем «на выходе»?

Действительно, говоря об итогах развития деловой авиации в 2015 г. нельзя не отметить существенную флуктуационную волатильность рынка бизнес-перевозок, колебания которого неоднократно изменялись в течение года под воздействием внешних факторов от незначительного роста в 3-5% до падения на 35-40%. И, хотя статистика итоговая статистика за 2015 г. еще не подведена, следует ожидать опубликования итоговых годовых цифр снижения рынка деятельности бизнес-авиации в России за 2015 г. в районе 15-17%. В течение 2015 г. особенно пострадал рынок международных полетов (до -40%), однако несколько приунывших операторов бизнес-джетов неожиданно порадовала предновогодняя активность работы бизнес-авиации, когда спрос на полеты на зимние курорты Франции, Италии и Швейцарии даже немного вырос (на 12-15%) относительно 2014 г.

В некоторой степени потери международного сегмента рынка деловой авиации России в 2015 г. компенсировались умеренным ростом спроса (10-15%) на полеты внутри России, но следует понимать, что российский внутренний рынок является довольно ограниченным по объемам и в 2015 г. стал близок к насыщению, то есть к балансу спроса и предложения.

Атмосфера текущего года удручает?

Флуктуации рынка бизнес-авиации в России прямо коррелируется с внешнеполитическими событиями и состоянием экономики страны. Конечно же, введение санкций, ограничения в загранпоездках госслужащих и высшего управленческого персонала госкорпораций, свертывание межгосударственных и международных экономических связей не могло не сказаться на сокращении объемов международного трафика бизнес-авиации.

Свою лепту в снижение количества международных полетов в 2015 г. внесли и экономические потрясения, связанные с колебаниями цен на экспортируемые из РФ сырьевые энергоресурсы. Вместе с тем, активизация интереса россиян к Крыму, увеличение рекреационных возможностей региона Сочи с использованием Олимпийских объектов, существенно увеличило спрос на полеты деловой авиации в эти регионы.



Климат для развития отрасли в России. Насколько он стал более благоприятным или наоборот?

Операторы, эксплуатанты российской деловой авиации не отмечают каких-то фундаментальных изменений климата для развития бизнес-авиации в России. Можно лишь отметить возрастающее административное давление на предприятия деловой авиации РФ в форме проведения участившихся внеплановых проверок предприятий не только со стороны Росавиации и Ространснадзора, но и со стороны административных органов и местной власти. К сожалению, постоянные задержки в разработке новых отраслевых нормативных документов для реализации вводимых поправок в Воздушный кодекс РФ, в условиях утраты действенности прежних регламентов, зачастую приводят к волюнтаристской позиции проверяющих, «выявляющих» недостатки по собственному, не всегда объективному разумению.

Москва и Питер остаются ключевыми пунктами для отрасли. Увидели ли Вы, что в МАУ усилилась конкуренция. Насколько «прибавили» Шереметьево и Домодедово?


Сужающийся рынок аэропортового обслуживания полетов деловой авиации приводит к росту конкуренции в МАУ, что сточки зрения операторов и владельцев воздушных судов бизнес-класса является благоприятным фактором для развития. Пока еще нет статистических данных, но по результатам работы московских аэропортов не будет неожиданным существенное увеличение доли Шереметьева в рынке МАУ в 2015 г. Этому способствовало как введение в эксплуатацию новой автотрассы между МКАД и Шереметьево, так и активная маркетинговая политика основного оператора аэропорта - «А-Групп».

В 2015 году, практически, не было анонсов сколь крупных инвестпроектов в отрасль. Можно ли говорить, что эра глобального строительства закончена или потенциальные инвесторы все-таки выжидают более благоприятного периода?

Действительно, в 2015 г. не было анонсов крупных инвестпроектов в инфраструктуру объектов деловой авиации. Это вполне объяснимо с точки зрения сужения рынка и снижения экономической активности в отрасли. Заняв выжидательную позицию, потенциальные инвесторы анализируют складывающуюся экономическую обстановку, и при первых же явственных признаках возрождения появятся на рынке.

Евгений Юрьевич, ценообразование - ключевая составляющая рынка. Почему российские игроки, практически, не опускают цены на услуги?

Следует отметить что коммерческие операторы (эксплуатанты), работающие на российском рынке уже понизили ставки за найм ВС и выполнение чартеров в 2015 г. на 10-15%. Операторы наземного обслуживания в МАУ также предоставляли льготы и скидки, как в прямой (снижение тарифов), так и в косвенных формах (включение допуслуг в стандартный тариф и т.п.). Как известно, цены регулируются рынком и если клиент (оператор) покупает обслуживание по установленным ценам, то у продавца (оператора наземного обслуживания) нет никакой мотивации для снижения цен. Да и надо сказать, что качество обслуживания, ассортимент предлагаемых услуг у операторов наземного обслуживания аэропортов МАУ в полной мере соответствует международным стандартам качества предоставления таких услуг.

В прошлом году Ваша группа компаний существенно продвинулась в реализации проекта строительства МЦДА в подмосковном Жуковском. Что сделано, а что, по понятным причинам, не успели реализовать?

Группа компаний «АВКОМ» продолжает реализацию проекта строительства Центра Деловой Авиации в подмосковном аэродроме «Раменское». Проведена реконструкция рулежных дорожек перрона и стоянок ВС. В реконструированных ангарных эллингах общей площадью 3000 кв.м. разместился сертифицированный технический центр - «АВКОМ-Техник», занимающийся техническим обслуживанием и ремонтом бизнес-самолетов практически всех типов. Завершается строительство 4 ангарных корпусов общей площадью 10000 кв.м. для хранения и технического обслуживания ВС бизнес-авиации. Производится отделка помещений и монтаж оборудования мини-терминала для обслуживания и оформления пассажиров и экипажей воздушных судов бизнес-авиации.



Производится техническое оснащение охранных систем для оформления вывода сектора МЦДА из «режимной» части аэродрома.

К сожалению, строительные работы ведутся с отставанием в графике, что не позволило нам ввести комплекс в 2015 г. Полагаем, что во втором квартале 2016 г. мы сможем предложить операторам и пользователям бизнес-авиации новый комплекс Деловой авиации и АОН в МАУ с ВПП 5,5 км, способной принимать любые воздушные суда, включая космические российский «Буран» и американский «Челнок (Shuttle)».

А как минувший год закончился для проекта Jet Travel Club?

Успешная работа «Джет Тревел Клуб» (JTC) в 2015 г. полностью подтвердила действенность концепции деятельности JTC по выполнению частных некоммерческих полетов в интересах членов Клуба. Отмечен рост числа членов JTC, использующих стандартные и «серебряные» карты Клуба. В 2015 г. объем налет воздушных судов JTC увеличился на 7% по сравнению с 2014 г.

Конечно же, замедление темпов экономического развития, падение нефтяных котировок не могло не сказаться на деятельности JTC, и мы ожидали большего роста. Однако, стагнационные процессы в экономике только стимулируют интерес частных лиц, индивидуальных предпринимателей, АУП средних и крупных корпораций к пользованию услугами JTC, и мы надеемся на развитие JTC в 2016 г.

Евгений Юрьевич, что же ожидает отрасль в году 2016 году в целом, и ГК АВКОМ в частности?

В целом, по-видимому, в 2015г. рынок бизнес-авиации достиг некоторого стабилизационного положения и вряд ли будет далее снижаться, если, разумеется, в 2016 г. не произойдут какие-то непредвиденные экстраординарные события. То есть, перефразируя известную шутку о «думали достигли дна, но тут снизу постучали», можно сказать что рынок достиг того дна, снизу которого уже вряд ли кто постучит.