Александр Евдокимов, генеральный директор «Jet Transfer»: покупатель стал осторожен и совсем не спешит тратить деньги
BizavWeek продолжает серию материалов, посвященных итогам ушедшего года. Сегодня у нас в гостях Александр Евдокимов, генеральный директор «Jet Transfer», который любезно согласился ответить на ряд вопросов относительно ситуации на рынке и перспективах на 2016 год.
Александр, год 2015-й запомнится всем без исключения игрокам рынка, как период сложный и непрогнозируемый. Было ли «страшно» в начале года, и какие мысли посещают Вас сейчас?
Год, действительно, был не самым простым. «Страха» не было. Была неопределенность. Фактор, так скажем, непредсказуемости, сыграл со всеми злую шутку. Спад на рынке и сложности в бизнесе связываю только с тем, что покупатель стал осторожен и совсем не спешит тратить деньги особенно в нашем секторе бизнеса, связанном с авиацией. Посмотрим на настроение клиента в наступившем 2016 году. По моим ощущениям, пока что ничего не меняется и все осторожничают.
Бизнес Jet Transfer многопрофильный. Какое из направлений показало наибольший рост?
Традиционно, продажи вертолетов. Это логично, так как развитие вертолетных перевозок в России находится практически в начальной стадии. Далее должен быть подъем. Самолеты, которые мы продаем, также продолжают пользоваться спросом, но чуть меньше.
В 2015 году Jet Transfer активно поставлял вертолеты Bell 407/429. Увеличился ли портфель заказов? Предварительное количество вертолетов, которые компания сможет передать заказчикам в текущем году?
Портфель заказов на эти популярные модели, конечно, вырос. Темп роста не тот, на который мы рассчитывали в начале года, тем не менее, задачу по количеству сделок мы выполнили. Уверен, что мы достигнем цели и в новом году.
В мае прошлого года Jet Transfer впервые представил российской публике новый Bell 505. Каковы перспективы машины в России и когда ожидается первая поставка?
Bell 505 – вертолет уникальный. Чем больше мы узнаем о его характеристиках и возможностях, тем больше удивляемся. Могу точно сказать, что вертолет удовлетворит ожидания российского покупателя. Вертолет только заканчивает испытания и еще не имеет сертификата, а количество полноценных заказов уже приближается к четвертой сотне. Думаю, что за будущее этой машины можно не переживать. В Россию уже продано более десяти вертолетов. Скорее всего, первый вертолет российской регистрации мы увидим уже в следующем году.
Вызывает ли интерес у российской аудитории вторая новая модель – 525. Какова емкость российского рынка для нового вертолета и есть ли интерес среди отечественных заказчиков на Relentless?
525-й свою нишу в России займет, безусловно. Это мощный большой вертолет, который однозначно приглянется компаниям для корпоративных перевозок. Мы готовимся серьезно конкурировать с другими производителями на поставку такого класса вертолетов нашим добывающим компаниям.
Конкуренция на рынке. Насколько укрепились позиции Bell Helicopters за последний год в России? Увеличилась ли доля вертолетов в общем объеме зарубежных вертолетов?
Позиции укрепились и существенно. За счет большого объема поставок наших вертолетов в последние годы, за счет кропотливой работы с заказчиками и госструктурами удалось получить хороший потенциал на развитие. Конечно, большую роль сыграл на рынке тот факт, что все наши модели вертолетов являются новыми и в них реализованы самые передовые технологии вертолетостроения. На первый взгляд это сложно заметить обычному покупателю, но если клиент начинает разбираться досконально, считать, сравнивать, то продукция Bell Helicopter не уступает ни одному из конкурентов. Мы имеем солидный прирост в доле на нашем рынке по итогам предыдущих периодов. Это большой успех.
Инфраструктурные проекты. Планирует ли американский производитель создание полноценного центра ТОиР в нашей стране? Если да, то о каких сроках идет речь?
Полноценные центры по ТОиР уже существуют и прекрасно функционируют. Первый из них уже давно был создан в Казани - КАП (Казанское Авиапредприятие - ред.), второй появился два года назад в Питере - Heli-Drive. В этом году будет открыт центр в Москве на базе HeliPort Reutov. Договоренности об этом были достигнуты на выставке Jet Expo в присутствии губернатора города Реутов. Все наши центры авторизованы Bell Helicopter. Кроме того, мы помогаем и поддерживаем создание небольших центров на местах базирования наших вертолетов. Совсем недавно были открыты станции в Краснодаре и Красноярске.
Насколько изменился портрет клиента? Что предпочитает отечественный заказчик в текущих экономических реалиях и насколько изменилась целевая аудитория компании?
Сам портрет клиента не изменился. Просто клиент начал больше продумывать будущую покупку, четче считать экономику расходов, обращать внимание на статистику, уделять больше времени пониманию применяемых технологий. Именно в этих условиях наш продукт прекрасно себя чувствует и находит своего покупателя. Раньше картина была несколько другой.
Какова динамика спроса на машины VIP конфигурации и вертолеты для иных миссий?
В России традиционно силен сектор производства больших вертолетов для специальных миссий, для нужд добывающих компаний. Сложно конкурировать. А вот рынок VIP вертолетов уже давно перешел на потребление иностранной техники. В нем мы работаем больше.
Появилось ли больше заказов от государственных структур?
Да, в 2015 году произошло несколько очень показательных событий сближающих Bell Helicopter с госструктурами. Эффект себя долго ждать не заставит.
Немного о Cessna Grand Caravan и ее перспективах в России? Каковы итоги года по этой популярной машине? Спрос остается прежним, или же все-таки рынок понемногу насыщается и наблюдается некая стагнация в этом сегменте?
Соглашусь, что рынок насыщен. Точнее, не рынок, а те его направления, которые могли бы себе позволить использование той техники, которую мы продаем. Сейчас мы просто ждем показателей от предприятий, которые используют Караваны в своем бизнесе. Уже имеем положительные результаты. Главная задача – это показать их другим эксплуатантам и убедить в экономической целесообразности проектов с участием наших самолетов. Дальше все сделает экономика.
Бизнес-чартеры – еще одно направление работы компании. Как сложился год для компаний этого сегмента? С помощью каких маркетинговых механизмов Jet Transfer планирует оставаться на лидирующих позициях?
Бизнес-авиация в виде чартеров сейчас не в самых лучших условиях. Рынок сжался до предела. Конечно, заказы есть и будут. Просто на наших отечественных брокеров, которых в России больше чем во всем мире, заказов уже не хватает. Соответственно, выигрывать будет тот, кто больше заботится о своем клиенте, предлагает ему комфортные условия и дорожит отношениями. Вот в этом направлении мы работали весь прошлый год, и будем продолжать это делать.
Александр, год 2015-й запомнится всем без исключения игрокам рынка, как период сложный и непрогнозируемый. Было ли «страшно» в начале года, и какие мысли посещают Вас сейчас?
Год, действительно, был не самым простым. «Страха» не было. Была неопределенность. Фактор, так скажем, непредсказуемости, сыграл со всеми злую шутку. Спад на рынке и сложности в бизнесе связываю только с тем, что покупатель стал осторожен и совсем не спешит тратить деньги особенно в нашем секторе бизнеса, связанном с авиацией. Посмотрим на настроение клиента в наступившем 2016 году. По моим ощущениям, пока что ничего не меняется и все осторожничают.
Бизнес Jet Transfer многопрофильный. Какое из направлений показало наибольший рост?
Традиционно, продажи вертолетов. Это логично, так как развитие вертолетных перевозок в России находится практически в начальной стадии. Далее должен быть подъем. Самолеты, которые мы продаем, также продолжают пользоваться спросом, но чуть меньше.
В 2015 году Jet Transfer активно поставлял вертолеты Bell 407/429. Увеличился ли портфель заказов? Предварительное количество вертолетов, которые компания сможет передать заказчикам в текущем году?
Портфель заказов на эти популярные модели, конечно, вырос. Темп роста не тот, на который мы рассчитывали в начале года, тем не менее, задачу по количеству сделок мы выполнили. Уверен, что мы достигнем цели и в новом году.
В мае прошлого года Jet Transfer впервые представил российской публике новый Bell 505. Каковы перспективы машины в России и когда ожидается первая поставка?
Bell 505 – вертолет уникальный. Чем больше мы узнаем о его характеристиках и возможностях, тем больше удивляемся. Могу точно сказать, что вертолет удовлетворит ожидания российского покупателя. Вертолет только заканчивает испытания и еще не имеет сертификата, а количество полноценных заказов уже приближается к четвертой сотне. Думаю, что за будущее этой машины можно не переживать. В Россию уже продано более десяти вертолетов. Скорее всего, первый вертолет российской регистрации мы увидим уже в следующем году.
Вызывает ли интерес у российской аудитории вторая новая модель – 525. Какова емкость российского рынка для нового вертолета и есть ли интерес среди отечественных заказчиков на Relentless?
525-й свою нишу в России займет, безусловно. Это мощный большой вертолет, который однозначно приглянется компаниям для корпоративных перевозок. Мы готовимся серьезно конкурировать с другими производителями на поставку такого класса вертолетов нашим добывающим компаниям.
Конкуренция на рынке. Насколько укрепились позиции Bell Helicopters за последний год в России? Увеличилась ли доля вертолетов в общем объеме зарубежных вертолетов?
Позиции укрепились и существенно. За счет большого объема поставок наших вертолетов в последние годы, за счет кропотливой работы с заказчиками и госструктурами удалось получить хороший потенциал на развитие. Конечно, большую роль сыграл на рынке тот факт, что все наши модели вертолетов являются новыми и в них реализованы самые передовые технологии вертолетостроения. На первый взгляд это сложно заметить обычному покупателю, но если клиент начинает разбираться досконально, считать, сравнивать, то продукция Bell Helicopter не уступает ни одному из конкурентов. Мы имеем солидный прирост в доле на нашем рынке по итогам предыдущих периодов. Это большой успех.
Инфраструктурные проекты. Планирует ли американский производитель создание полноценного центра ТОиР в нашей стране? Если да, то о каких сроках идет речь?
Полноценные центры по ТОиР уже существуют и прекрасно функционируют. Первый из них уже давно был создан в Казани - КАП (Казанское Авиапредприятие - ред.), второй появился два года назад в Питере - Heli-Drive. В этом году будет открыт центр в Москве на базе HeliPort Reutov. Договоренности об этом были достигнуты на выставке Jet Expo в присутствии губернатора города Реутов. Все наши центры авторизованы Bell Helicopter. Кроме того, мы помогаем и поддерживаем создание небольших центров на местах базирования наших вертолетов. Совсем недавно были открыты станции в Краснодаре и Красноярске.
Насколько изменился портрет клиента? Что предпочитает отечественный заказчик в текущих экономических реалиях и насколько изменилась целевая аудитория компании?
Сам портрет клиента не изменился. Просто клиент начал больше продумывать будущую покупку, четче считать экономику расходов, обращать внимание на статистику, уделять больше времени пониманию применяемых технологий. Именно в этих условиях наш продукт прекрасно себя чувствует и находит своего покупателя. Раньше картина была несколько другой.
Какова динамика спроса на машины VIP конфигурации и вертолеты для иных миссий?
В России традиционно силен сектор производства больших вертолетов для специальных миссий, для нужд добывающих компаний. Сложно конкурировать. А вот рынок VIP вертолетов уже давно перешел на потребление иностранной техники. В нем мы работаем больше.
Появилось ли больше заказов от государственных структур?
Да, в 2015 году произошло несколько очень показательных событий сближающих Bell Helicopter с госструктурами. Эффект себя долго ждать не заставит.
Немного о Cessna Grand Caravan и ее перспективах в России? Каковы итоги года по этой популярной машине? Спрос остается прежним, или же все-таки рынок понемногу насыщается и наблюдается некая стагнация в этом сегменте?
Соглашусь, что рынок насыщен. Точнее, не рынок, а те его направления, которые могли бы себе позволить использование той техники, которую мы продаем. Сейчас мы просто ждем показателей от предприятий, которые используют Караваны в своем бизнесе. Уже имеем положительные результаты. Главная задача – это показать их другим эксплуатантам и убедить в экономической целесообразности проектов с участием наших самолетов. Дальше все сделает экономика.
Бизнес-чартеры – еще одно направление работы компании. Как сложился год для компаний этого сегмента? С помощью каких маркетинговых механизмов Jet Transfer планирует оставаться на лидирующих позициях?
Бизнес-авиация в виде чартеров сейчас не в самых лучших условиях. Рынок сжался до предела. Конечно, заказы есть и будут. Просто на наших отечественных брокеров, которых в России больше чем во всем мире, заказов уже не хватает. Соответственно, выигрывать будет тот, кто больше заботится о своем клиенте, предлагает ему комфортные условия и дорожит отношениями. Вот в этом направлении мы работали весь прошлый год, и будем продолжать это делать.