Вертолеты обещают взлет без посадки


В Ульяновске летом начнет работу вертолетный центр

Вертолетный центр «Хелипорт-Ульяновск», где инвестором выступает владелец ГК «НДВ» Александр Хрусталев, планируют сделать одним из самых крупных в России. В правительстве региона считают эти планы реальными и заявляют о востребованности вертолетов для различных государственных нужд, в то же время признают ограниченность средств облбюджета. По мнению инвестора, вертолетный центр станет прибыльным и без госзаказа. Эксперты отмечают, что в отсутствие госзаказа перспективы центра пока неопределенные, однако предложение может само поспособствовать развитию спроса.

В Ульяновске расположится один из самых крупных в России вертолетных центров. Об этом заявил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, знакомясь с ходом строительства инфраструктуры вертолетного центра «Хелипорт-Ульяновск». Его работа, по словам главы региона, должна начаться уже летом этого года. Губернатор назвал будущий центр «уникальным объектом», который «позволит решить целый комплекс задач, включая доставку работников здравоохранения в труднодоступные районы», мониторинг лесов и сельхозугодий.

Напомним, соглашение о строительстве центра было подписано губернатором региона Сергеем Морозовым и гендиректором (а также основным владельцем) группы компаний «НДВ» (Москва) Александром Хрусталевым на выставке вертолетной индустрии HeliRussia‑2014. Площадка для центра площадью в 7 га подобрана недалеко от «Аэропорта Ульяновск» (Баратаевка). Ранее заявлялось, что «первая фаза вертолетной площадки» должна была заработать к августу 2014 года, однако этого не произошло, тем не менее вертолеты компании «Хелипорт Москва» производили эпизодические полеты в регионе по заказам облправительства.

«Хелипорт Ульяновск» — некоммерческое партнерство, учредителями которого стали ООО «НДВ Москва», а также физические лица — сам Александр Хрусталев, директор НП «Хелипорт Москва» Нина Абулова, директор «Хелипорт Ульяновск» Игорь Князев и его партнер по ООО «Авиа Столица» Олег Круглов. Фактический контроль в НП у Александра Хрусталева.

Как пояснил „Ъ“ господин Хрусталев, проект подразумевает две очереди реализации. Инвестиции в строительство первой очереди — 200 млн рублей. В нее будут входить авиационно-техническая база (обслуживание вертолетов), представительство авиационно-учебного центра (обучение пилотов), «клубная зона» с кафе, а также магазин авиационной одежды и офис по продаже и страхованию воздушных судов. «Мы стремимся к тому, чтобы именно этим летом центр заработал», — отметил господин Хрусталев. По его словам, основная работа сделана — земля рекультивирована, перенесены газопроводы и линии электропередач, забетонирована вертолетная площадка, подведены коммуникации, в ближайшие месяц-полтора будет закрыт периметр аэродромной площадки. Что будет во второй очереди проекта, еще решается, но пока предполагается, что среди объектов будет гостиница, несмотря на присутствие рядом конкурента в виде отеля «Империал Клаб Делюкс».

Господин Хрусталев уверен, что вертолетный центр будет прибыльным предприятием, однако детали бизнес-плана раскрывать отказывается, отмечая, что «сюда входит вся вертолетная деятельность — покупка, продажа, обучение, работа по заказам компаний и госзаказам, санавиация, коммерческие перевозки после получения лицензии». Стоит отметить, что только для санавиации при выполнении полетов по 20 летных часов в месяц потребуется для вертолета Eurocopter EC145 порядка 25 млн рублей, средства такого же порядка могут быть затрачены для мониторинга сельхозугодий и лесов, что в кризисной ситуации для региона — большая проблема.

Первый вице-премьер облправительства Александр Чепухин (курирует реальный сектор экономики) пояснил „Ъ“, что «государственные учреждения также будут пользоваться услугами вертолетного центра», «но — по мере необходимости». Мы не можем прогнозировать потребности минсельхоза или минздрава — она будет зависеть от пожарной обстановки и количества экстренных больных. Ведомства будут пользоваться услугами центра по мере необходимости и оплачивать их из своих текущих бюджетов», — сказал зампред правительства региона. Между тем господин Хрусталев считает, что центр сможет успешно работать и без госзаказа. «Мы никогда не были ориентированы на госзаказ — в общем объеме доходов хелипортов он составляет менее одного процента. Ульяновский рынок мы давно изучили и видим здесь большой потенциал», — подчеркнул Александр Хрусталев.

Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев полагает, что в случае отсутствия госзаказов «краткосрочные перспективы хелипорта пока неопределенные, поскольку сегодня еще не видно большого потенциала для роста спроса на дорогие игрушки и эффективные механизмы упрощения деятельности для бизнеса — ехать по дороге или лететь на вертолете». «С другой стороны, на территории Ульяновской области все больше предприятий в индустриальном парке и ОЭЗ, которые могут быть заинтересованы в таких перевозках. Даже в нынешней ситуации какой-то минимальный спрос возможен, а дальше предложение сможет уже само стимулировать рост спроса», — заметил аналитик.

Источник: Коммерсантъ