Как стать пилотом частного самолета


Обучение на частного пилота, который летает для себя, а не занимается коммерцией, похоже на обычную автошколу

Летная школа

«Обучение на частного пилота, который летает для себя, а не занимается коммерцией, похоже на обычную автошколу», - говорит пилот малой авиации Артем Никитушкин.

Чтобы получить права пилота, нужно поступить в авиационно-учебный центр (АУЦ) - таких в московском регионе достаточно. Обучение состоит из теории и практики: теоретическая часть длится около 160 часов плюс обязательные 42 часа налета.


При этом теорию нельзя выучить самому, а потом прийти и сдать экзамены - нужно посещать занятия на протяжении примерно трех месяцев. Что касается практики, то 32 часа вам придется летать с инструктором и еще 10 - самостоятельно, уточняет Артем.

«Я не встречал человека, которому бы хватило 42 часов - дополнительные часы налета наверняка брать придется», - делится он.

И тут есть нюансы - к примеру, удачно, если ваша летная практика пришлась на конец весны - начало лета, когда погода хорошая. А вот учиться летать поздней осенью и зимой куда сложнее: за последние три месяца было всего несколько хороших дней для полетов, отмечает пилот.

Если будут большие перерывы между полетами - навыки ослабнут, их придется закреплять по новой. Причин для перерывов может быть много - это и финансовый вопрос, и семейные дела, и отпуска, добавляет собеседник агентства.

«Я бы рассчитывал минимум на полгода: за это время придется потратить около 500 тысяч. Но это все же быстрее, чем получать полноценное летное образование в профильном училище или институте, как это делают люди, собирающиеся идти в профессиональные пилоты», - отмечает Артем.

Медкомиссия

В конце обучения в АУЦ, прежде чем получить допуск к экзаменам, будущим пилотам предстоит пройти и медкомиссию.

«На летных медкомиссиях есть несколько категорий: третья - для пилотов-любителей, требования по ней самые мягкие, хотя и жестче, чем в других странах - к примеру, в США. Но пытаться мухлевать бесполезно - все очень строго», - предупреждает Артем.

По его словам, чтобы управлять собственным самолетом, необходимо иметь хорошие зрение, слух, анализы крови и мочи, данные флюорографии грудной клетки, ЭКГ, положительное заключение терапевта. Но в целом, если человек не глухой и очки у него не в сантиметр толщиной, проблем быть не должно, делится пилот.

Летная медсправка действует два года, раз в год пилоту нужно проходить упрощенную версию медосмотра.

Экзамены

Экзамены на получение лицензии пилота-любителя сдаются в подразделениях Росавиации: они состоят из теоретической части и практического полета с экзаменатором.
В случае успешной сдачи ученик АУЦ получает лицензию и право на управление самолетом. Продлевать ее нужно раз в год. У лицензии есть подкатегории: в них указано, каким именно самолетом может управлять пилот-любитель - с одним мотором, двумя и т. д., уточняет Артем.

Лицензия пилота-любителя также позволяет брать на борт пассажиров - главное, чтобы это не были коммерческие перевозки; для них существуют отдельные требования.

Как выбрать самолет

«После получения лицензии я бы не советовал сразу покупать самолет: это сложная техника, в которой нужно серьезно разбираться», - говорит Артем Никитушкин.

Дешевле всего обойдется одномоторный воздушный транспорт, но и он будет стоить как дорогой автомобиль. Надо понимать, зачем вам нужен самолет - ведь у легкой авиации есть множество вариантов: двух-, четырех- и шестиместные.

«Советские самолеты, такие как Як-18, Як-52, Ан-2 - это машины, за которыми сегодня сложно следить, для них тяжело найти запчасти, они дороги в обслуживании. При этом эти самолеты трудно купить - их знают и любят потому, что они надежны и опередили свое время. Например, на Як-52 за 3,5 миллиона рублей при должных вложениях можно выполнять фигуры простого и сложного пилотажа», - рассказывает Никитушкин.

По его словам, проще всего купить, к примеру, подержанный самолет Cessna: такой воздушный транспорт 1984 года, пригнанный из США, будет стоить около 4 миллионов рублей. Есть неплохие европейские и австралийские самолеты.

В каждом конкретном случае надо тщательно изучать самолет: бывают двухместные самолеты, которые так напичканы электроникой, что их стоимость резко возрастает, уточняет пилот.

Как зарегистрировать авиасудно

На самолет необходимо оформить пакет документов:

  • регистрацию (бортовой номер),
  • страховку (по желанию),
  • разрешение на радиостанцию,
  • документы на аварийный маяк,

сертификат летной годности (СЛГ) - это аналог ТО на автомобиль, оформлять его нужно ежегодно. Приглашается эксперт, он полностью проверяет машину и отправляется с вами в небольшой тестовый полет. Оформление СЛГ стоит около 200 тысяч рублей - это самая большая статья расходов.

доверенность (если вы летаете на чужом самолете)

Как обслуживать личный самолет

Периодически требуются замена масла, фильтров и осмотр техника. Если машина редко летает - эти процедуры необходимо проводить раз в год. Если вы поднимаетесь в воздух чаще, значит, чаще придется приглашать техника. Некоторым самолетам такая профилактика требуется через каждые 50 часов налета. Стоимость - около 20 тысяч рублей. В московском регионе достаточно специалистов по обслуживанию авиасудов.

Одни самолеты могут работать на автомобильном топливе, другим нужно специальное, авиационное. Стоимость первого при заправке на аэродроме составит около 40 рублей за литр, второго - примерно 100 рублей за литр.

Во время обычного полета легкий самолет расходует примерно 18 литров топлива в час, при выполнении пилотажных фигур - 60-100 литров, поскольку мотор работает на высоких оборотах, объясняет Артем.

Где хранить самолет

Корпус самолета может быть металлическим или композитным (пластиковым). В обоих случаях можно держать машину на аэродроме в чехле. Такое хранение обойдется примерно в 5 тысяч рублей за месяц.

«Если у вас современный самолет с композитным корпусом - с учетом нашего климата желательно все же держать его в ангаре, холодном или отапливаемом. Такое хранение будет стоить в 2-3 раза дороже», - советует Артем.

Как получить разрешение на вылет


Пилоты малой авиации могут летать из Подмосковья куда угодно: внутри региона, по России, а при желании - даже в Европу. Технически все это вполне возможно, рассказывает собеседник РИАМО. При этом полеты над Москвой частникам запрещены.

Если вы летаете по Московской области, вне мест с плотным авиасообщением или закрытых зон, то ставите в известность руководителя полетов своего аэродрома. Если ваш полет проходит в какой-либо сложной зоне - например, вдоль МКАД, то за два часа до этого необходимо сообщить о своих планах на специальном сайте. Такая система полетов называется уведомительной, поясняет Артем Никитушкин.

В ходе полета пилот постоянно находится на радиосвязи с ответственными за ту или иную зону и соответственно докладывает им обо всех своих перемещениях, также он может попросить о помощи.

По словам пилота, Московская область - несложный летный регион с довольно хорошо развитой инфраструктурой. Вокруг столицы много небольших аэродромов, так что найти место для посадки в двухчасовой доступности вполне возможно.

Источник: РИАМО