JET EXPO -2007 итоги. Комментарии Национальной ассоциальной деловой авиации России.

Член правления Нада России Бер Владимир Юрьевич о некоторых итогах JET Expo 2007

— Каково отношение НАДА России к выставке JET EXPO 2007?

— Считаю, что, в принципе, свои основные задачи выставка выполняет, поскольку на своей платформе она собирает зарубежных производителей и участников отечественного рынка деловой авиации, желающих воочию ознакомиться с авиановинками и приобрести некоторые из них.

— Как Вы считаете, выставке это удается в полном объеме?

— Могу прокомментировать. Как посетитель, я вижу, что там была представлена часть известных производителей. Это стало возможным, т.к. клиентскую базу журнала Jet составляют те же компании. В принципе, организаторы выставки профессионально выполнили понятную для себя коммерческую задачу — продвижение собственного бизнеса и повышение объема продаж участников выставочной площадки. Перед ними не стояли задачи консолидации отрасли или профессиональной консолидации участников отечественного рынка деловой авиации.

— Как Вы думаете, чиновников организаторы выставки не пригласили, или они не присутствовали намеренно?

— Думаю, что представителей органов государственной власти приглашали. Просто в этот же момент прошли очередные административные изменения, а формат выставки не совсем соответствует интересам отечественного авиапрома и государственным интересам в сфере гражданской авиации. Т.е. слово «недоверие» тут не подходит, недоверие к чему? Просто отсутствие на выставке отрасли, которой можно и нужно оказать государственную поддержку. Для того, чтобы сформировать позицию чиновника, нужно представить сегмент соответствующей отрасли. Это вопрос к концепции выставки, которая изначально не предполагает появления официальных лиц. Разве только в порядке удовлетворения любопытства. Т.е. это классическая бизнес-выставка, целью которой является повышение финансовой емкости рынка участвующих в ней компаний. Поскольку не прозвучали приветствия от официальных лиц, значит, при подготовке выставки организаторы не взаимодействовали или неактивно и неаргументированно взаимодействовали с авиационными властями.

— По Вашему мнению, 5000 посетителей — это предел для такой выставки?

— На этот вопрос я отвечу как человек, имеющий определенное представление о выставовчно-презентационной деятельности. Вы знаете, сколько стоил билет? Я лично покупал билеты, поскольку на Ассоциацию пригласительных не прислали. Стоимость — 1500 рублей. Это не просто дорого, это очень дорого. Т.е. целевая аудитория, которую отселектировали организаторы, должна была попадать в очень богатый сегмент наших соотечественников. Соответственно, можно ли сказать, что это общественная площадка или отраслевая площадка? Нет, конечно. Они самостоятельно всю эту категорию заинтересованных лиц убрали. Поэтому это не экономическая площадка, и разговор идет собственно о роскоши. На выставке было около 70 компаний-участников, из которых порядка 20 — СМИ. И если честно, то 70 компаний — очень мало для выставки, ей трудно будет выжить. Но это мнение «человека со стороны». Решать организаторам выставки.

— Как Вы считаете, отрасль как таковая заинтересована в собственной выставке, или эта функция уже кем-то успешно выполняется помимо JET EXPO?

— Отрасли как раз очень нужна выставка — большая, включающая авиацию общего назначения, как она понимается в Воздушном кодексе, и деловую авиацию. Как раз президент и Правление НАДА России подчеркивают, что необходимо сформировать массовую выставку, доступную для всех причастных, а не уходить в глянец.

— Каковы основные требования к отраслевой выставке?

— Первое, что необходимо, так это чтобы выставка была действительно РОССИЙСКОЙ. Представителям гражданской авиации России и простым гражданам, интересующимся авиацией, должно быть понятно, что они могут и должны увидеть на этой выставке, а не ориентироваться на американизированный бренд, например, бренд группы компаний Jet. Кстати, загляните еще раз в словарь, посмотрите на перевод слова «jet» и дайте ответ, должны ли на выставке JET EXPO выставляться самолеты Pilatus и KingAir, а тем более вертолеты. Например, если проводится выставка «Транспорт России», то всем ясно, что это выставка о российском транспорте.

НАДА России считает, что в Российской Федерации должна быть выставка «Деловая авиация и АОН России», т.е. бренд должен быть российский, и это прежде всего. Это и моя личная позиция. Кстати говоря, мы когда-то Евдокимову это предлагали, но он категорически отказался и оставил бренд своей компании — «Jet». Но для России, для того, чтобы было понятно российскому человеку, нужно делать выставку отраслевую. У нас другая ментальность и совсем по-другому построен весь бизнес. Только за рубежом может идти выставка, участникам которой не интересна позиция авиационных властей. Им не нужен ни министр, никто не нужен. У них — это обычная бизнес-площадка.

Поэтому НАДА России на МАКСе дала информацию о формировании в 2008 г. на базе аэропорта Домодедово первой выставки деловой авиации России. Но уже сейчас мы понимаем, что надо будет в рамки этой выставки включать и программу АОН.

Возвращаясь к JET EXPO, можно сказать, что пока не существует отраслевой выставки. Прошедшая выставка — совершенно нормальное явление, красиво обставленное мероприятие с хорошей организацией. Но оно специфично и рассчитано на узкий круг людей в силу своей дороговизны. А если мы будем говорить о популяризации, то ее без людей не бывает. По моему мнению, на выставке не было людей со средним достатком, а ведь именно это та активная часть людей, дети которых через десять лет будут пользоваться бизнес-джетами. И в этой части не совсем верно само построение концепции выставки.