Ближе к небу


Как устроен рынок частных вертолетных перевозок в Москве

Вертолет постепенно превращается из роскоши в средство передвижения. Многие бизнесмены не только используют его для путешествий, но и превращают в хобби. Для тех, кто не может себе это позволить, тоже есть выход — вертолетные экскурсии. Сколько стоит обзавестись собственной машиной?

К столичному региону приписаны порядка 300 винтокрылых машин. Порядка 10% из них — корпоративные. Например, в Подмосковье базируются машины РЖД и АФК «Системы». На них удобно совершать перелеты в тот же Санкт-Петербург: получается чуть быстрее, чем на «Сапсане» — около трех часов. Остальные 250 машин частные.

Самый бюджетный способ полетать — взять получасовую экскурсию на небольшом Robinson. В среднем цена составит около 25 тыс. руб. на трех пассажиров. Желающих много, особенно в летний сезон, рассказал «Коммерсантъ FM» руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко.

«Клиент может выбрать для экскурсионного полета как сравнительно дешевый вертолет класса Robinson, так и достаточно элитный, класса AgustaWestland. Ценник начинается от 25 тыс. руб. за 40 минут полета. Часто вертолет берут в качестве транспорта для активного отдыха, например, полета на рыбалку. Ценник в таком случае составит порядка 75-100 тыс. руб.», — добавил он.

В столичных аэропортах есть услуга «трансфер на вертолете». Например, добраться из Шереметьево в Домодедово будет стоить порядка 40 тыс. руб. Спрос небольшой — в сутки сейчас выполняется около десяти подобных перелетов. Для сравнения: в Нью-Йорке добраться в JFK с Манхэттена стоит около $200 на человека. А, например, очень востребованный рейс Монако-Ницца, который длится всего семь минут, стоит €90.

В случае серьезных отношений с небом придется раскошелиться: для получения летного удостоверение нужно пройти спецподготовку. Программа обойдется в сумму от 1,3 млн руб. до 2 млн руб. По оценке экспертов, в стране сейчас несколько тысяч частных пилотов.

Среди них — известный финансист, гендиректор холдинга «Открытие» Рубен Аганбегян: «Изучение аэродинамики и экзамен по ней были для меня мощным вызовом. Это великолепная возможность взбодрить ум, который уже давно занимается простым примером, кому поручить то или иное задание. Управление вертолетом напоминает велосипед — это некая моторика, после чего все остальное становится несложным».

Покупка подержанного борта, который подлежит капитальному ремонту, обойдется примерно в $250 тыс., новый будет стоить в 2,5 раза больше, поделился директор по связям с общественностью компании «Русские вертолетные системы» Азад Каррыев.

«Ценник начинается с пары-тройки сотен тысяч долларов за Robinson R22 или R44 и заканчивается заоблачными цифрами, если мы рассматриваем крупные вертолеты от таких именитых производителей, как AgustaWestland, например, AW139, Sikorsky или Eurocopter. Содержание вертолета в ангаре стоит 150 тыс. руб. в месяц», — пояснил он.

При наличии средств и времени можно спланировать любой перелет. Аэроклубы организуют самостоятельные международные путешествия, вплоть до кругосветок. Об опыте клуба на основе компании Heliport рассказал начальник службы организации пассажирских перевозок компании Heliport M Михаил Демидов: «Организуются полеты куда угодно. С нашей площадки Heliport Moscow клиенты улетали в Куршевель, Прибалтику, Англию, Новую Зеландию и на Полярный полюс».

Сейчас разрешение на полет носит уведомительный характер, за час до вылета нужно сообщить о своем намерении. К закрытым зонам относятся военные и правительственные объекты. И до сих пор бесполетной является зона над Москвой. Это главное препятствие для развития вертолетного такси и увеличения парка корпоративных машин.

В бразильском Сан-Паулу Uber запускает такси-вертолеты. Вызвать машину можно будет через приложение. Стоимость услуги составит от $20 на человека.

Источник: Коммерсантъ FM