В конце июля 2016 года компания Nesterov Aviation поставила российскому заказчику новый самолет PC-12NG. Спустя пять месяцев после ввода в эксплуатацию BizavNews удалось пообщаться с представителями собственника и пилотами
В конце июля 2016 года российская компания Nesterov Aviation (авторизованный центр швейцарского авиапроизводителя Pilatus Aircraft по продажам турбовинтовых самолетов РС-12 на территории России) поставила российскому заказчику новый самолет PC-12NG. Самолет приобретен крупной региональной компанией для корпоративных нужд и эксплуатируется в интересах собственника компании и топ-менеджмента. Спустя пять месяцев после ввода в эксплуатацию BizavNews удалось пообщаться с представителями собственника и пилотами и выяснить все плюсы и минусы новой машины в российских условиях. Как оказалось, минусов нет.
Но начнем по порядку. Решение о приобретении не было спонтанным. В течении 2-х лет представители владельца анализировали рынок, пробовали летать на разных самолетах, посещали выставки и присматривались к различным моделям турбопропов. Как основного конкурента рассматривали двухдвигательный KingAir 350i, но повышенные расходы из-за второго двигателя и неосвоенность данного типа в РФ предопределили выбор в пользу Pilatus PC-12NG. Кроме того, максимальный взлетный вес KingAir 350i более 6,5 тонн, соответственно, согласно законодательству РФ, эксплуатация его без включения в сертификат эксплуатанта (коммерческого или АОН) не допускается, а Pilatus PC-12NG является легким воздушным судном (максимальный взлетный вес 4740 кг) и компания эксплуатирует его самостоятельно, без оператора.
«На момент покупки Pilatus PC-12NG мы уже в течении двух лет эксплуатировали вертолет Airbus Helicopters AS350B3E (H125). Данный вертолет успешно решал задачи по нашему основному маршруту Владимир - Москва - Владимир – это около 200 км в один конец. Но у компании всегда были задачи полетов в отдаленные от Владимира регионы РФ, такие как Санкт-Петербург, Петрозаводск, Астрахань, а также заграницу. Логично, что полеты на вертолете на такие расстояния не эффективны, поэтому мы задумывались о приобретении собственного самолета», - рассказывает Алексей, представитель владельца.
«Конфигурация салона с 6-ю креслами бизнес-класса и 2-мя быстросъемными креслами привлекла возможностью быстрой трансформации: она позволяет оперативно увеличить место под багаж за счет 2-х быстросъемных кресел, установленных сзади. Установка и снятие быстросъемных кресел занимает 5-7 минут. В основном мы летаем с 4-6 пассажирами, но, когда есть необходимость, мы можем взять до 8 человек на борт. Немаловажным фактом также является наличие в такой компоновке вакуумного туалета на борту».
«Мы эксплуатируем самолет с ноября 2016 г. и за это время у нас остались только положительные эмоции. Самолет справляется со всеми задачами на 100%. Нас очень привлекли предварительные расчеты переменных и постоянных расходов, предоставленные компанией Nesterov Aviation, но по итогам эксплуатации мы можем сказать, что расходы даже ниже ожидаемых», - продолжает Алексей.
Так что больше всего нравится в этом самолете? И владелец, и технический персонал едины в своей оценке. Прежде всего привлекает стоимость эксплуатации и надежность машины. Например, расход керосина марки ТС-1 на плече до 1 часа – 250 л/час, на плече более 3 часов – 200 л/час, что сопоставимо с вертолетом типа H125. Благодаря российской регистрации и небольшому взлетному весу аэропортовые сборы также достаточно низкие. По опыту полетов по РФ и в Европу, переменные расходы составляют около 40000 руб./час, фиксированные платежи (ФОТ экипажа из 3 человек, инженера, оплата базировки, страховки, формы ТО по календарю и другие фиксированные платежи) составляют около 950 000 тыс. руб. в месяц. Что касается надежности, то в декабре 2016 г. на самолете был выполнен годовой чек – это самая крупная форма ТО для данного типа и в ходе данной формы у самолета не было выявлено никаких недостатков.
«Pilatus РС-12 представляет собой уникальное сочетание одного мощного и надежного турбовинтового двигателя с большим и вместительным планером совершенной конструкции. Главное достоинство этого самолета – способность совмещать важную для пилотов неприхотливость турбопропа и важный для пассажиров комфорт небольшого бизнес-джета. В принципе самолетом без всяких проблем может управлять один пилот!»
«При этом, самолет может садиться на короткие и неподготовленные полосы. Это возможно благодаря конструкции убираемых шасси и высоко поднятым крылом для работы с коротких площадок», - говорит Роман, шеф-пилот.
PC-12NG оборудован встроенной авионикой Honeywell Primus Apex. В ее составе четыре больших дисплея, включая основные полетные дисплеи (PFD) и два многофункциональных дисплея (MFD), что обеспечивает фантастическую информативность и удобство данной системы. Система обеспечивает синтетическое изображение с учетом введенных данных о поверхности, пилотажно-навигационный комплекс, сюда же выводится траффик, погода от метеорадара, блок радиосвязи и прочее. Эта авионика делает самолет практически всепогодным!
К тому же он сертифицирован для полетов в условиях обледенения, обладает комбинацией механической и электрической антиобледенительной системы и может легко эксплуатироваться при рабочих температурах от -55 до +50°С.
Все самолеты PC-12NG оборудуются двигателем Pratt&Whitney Canada PT6A-67P, мощностью 1200 л.с. Это один их самых популярных и надежных двигателей для турбовинтовых самолетов в истории.
«Максимальная высота полета 30000 футов или 9144 метров, что сравнимо с рабочими высотами пассажирских самолетов Боинг 737 или А320. Это дает возможность обходить опасные метеоусловия (турбулентность, зоны обледенения), делает перелет безопасным и комфортным».
«Есть и еще один бонус для любителей немецких автомобилей! Pilatus объединился с BMW Group Designworks для создания интерьеров самолета и кабины пилотов. Немцы на славу поработали над салоном: все очень удобно, продумано и стильно», - рассказывает Роман.
Сейчас PC-12NG базируется в аэропорту г. Иваново (аэропорт «Южный»). Несмотря на то, что самолет достаточно неприхотливый к условиям базировки на перроне, компания установила для него надувной ангар с системой отопления. Самолет очень прост с точки зрения технического обслуживания: у него есть 100-часовые и годовая формы. Сейчас техническое обслуживание самолет проходит в Швейцарии, на заводе Pilatus, но уже в этом году поставщик, компания Nesterov Aviation, планирует открыть сертифицированный сервисный центр и центр поставки запчастей, так что все техобслуживание будем проходиться в России. Это ускорит прохождение ТО и значительно снизит его стоимость.
География полетов у самолета различная, в основном она связана со служебными задачами топ-менеджмента компании: уже выполнены рейсы во Внуково, Астрахань, Женеву. В планах больше летать заграницу – развивать бизнес.
«Самолет используется как для пассажирских, так и для грузопассажирских перевозок. Большая грузовая дверь 1,35х1,32 метра позволяет грузить действительно большие коробки и ящики. По официальным данным в эту дверь помещается даже мотоцикл! Правда, мы пока не пробовали, но кто знает, чем еще увлечется владелец самолета!», - продолжает Роман.
«Официальный представитель Pilatus в РФ Nesterov Aviation, не только оказывали нам поддержку на всех этапах приобретения ВС, но и консультировали при подборе экипажа, получении СЛГ, организовывали техническое обслуживание и т.д. Мы им доверяем. После открытия сервисного центра будем у них проходить ТО и приобретать запчасти. А когда дело дойдет до покупки нового самолета, побольше, они обещали помочь с продажей нашего нынешнего PC-12NG. У самолета самая большая в своем классе остаточная стоимость, поэтому на этот счет мы не переживаем».
«Мы заинтересованы новой машиной Pilatus – бизнес-джетом PC-24, который сейчас проходит этапы сертификации в Европе. Это будет поистине уникальный самолет. Первый в мире реактивный бизнес-джет, способный приземляться на короткие и неподготовленные полосы», - говорит Алексей.
По мнению эксплуатанта, машина является оптимальным вариантом для полетов по РФ и в Европу на плече до 4-х часов (около 2000 км). Эта машина для тех, кто считает затраты и понимает, что полет на бизнес-джете типа Global 5000 или Gulfstream G550 по маршруту Москва-Казань или Москва-Санкт Петербург – это просто на просто сжигание денег. Самолет позволяет оптимизировать бюджет без потери в комфорте.
«Сейчас это, к сожалению, не самый популярный самолет в России, но мы уверены, с развитием региональной авиации, с увеличением количества аэродромов и с популяризацией авиации в нашей стране ситуация изменится в лучшую сторону. Сейчас мы все работаем над популяризацией и развитием частной авиации в России. Мы приветствуем новых владельцев PC-12NG в России и будем рады поделиться опытом. Мы верим в светлое будущее, когда частный самолет станет не роскошью, а средством передвижения и уверены, что Pilatus PC-12NG займет достойное место, потому что в своем классе ему нет равных!», - резюмирует Алексей.
Но начнем по порядку. Решение о приобретении не было спонтанным. В течении 2-х лет представители владельца анализировали рынок, пробовали летать на разных самолетах, посещали выставки и присматривались к различным моделям турбопропов. Как основного конкурента рассматривали двухдвигательный KingAir 350i, но повышенные расходы из-за второго двигателя и неосвоенность данного типа в РФ предопределили выбор в пользу Pilatus PC-12NG. Кроме того, максимальный взлетный вес KingAir 350i более 6,5 тонн, соответственно, согласно законодательству РФ, эксплуатация его без включения в сертификат эксплуатанта (коммерческого или АОН) не допускается, а Pilatus PC-12NG является легким воздушным судном (максимальный взлетный вес 4740 кг) и компания эксплуатирует его самостоятельно, без оператора.
«На момент покупки Pilatus PC-12NG мы уже в течении двух лет эксплуатировали вертолет Airbus Helicopters AS350B3E (H125). Данный вертолет успешно решал задачи по нашему основному маршруту Владимир - Москва - Владимир – это около 200 км в один конец. Но у компании всегда были задачи полетов в отдаленные от Владимира регионы РФ, такие как Санкт-Петербург, Петрозаводск, Астрахань, а также заграницу. Логично, что полеты на вертолете на такие расстояния не эффективны, поэтому мы задумывались о приобретении собственного самолета», - рассказывает Алексей, представитель владельца.
«Конфигурация салона с 6-ю креслами бизнес-класса и 2-мя быстросъемными креслами привлекла возможностью быстрой трансформации: она позволяет оперативно увеличить место под багаж за счет 2-х быстросъемных кресел, установленных сзади. Установка и снятие быстросъемных кресел занимает 5-7 минут. В основном мы летаем с 4-6 пассажирами, но, когда есть необходимость, мы можем взять до 8 человек на борт. Немаловажным фактом также является наличие в такой компоновке вакуумного туалета на борту».
«Мы эксплуатируем самолет с ноября 2016 г. и за это время у нас остались только положительные эмоции. Самолет справляется со всеми задачами на 100%. Нас очень привлекли предварительные расчеты переменных и постоянных расходов, предоставленные компанией Nesterov Aviation, но по итогам эксплуатации мы можем сказать, что расходы даже ниже ожидаемых», - продолжает Алексей.
Так что больше всего нравится в этом самолете? И владелец, и технический персонал едины в своей оценке. Прежде всего привлекает стоимость эксплуатации и надежность машины. Например, расход керосина марки ТС-1 на плече до 1 часа – 250 л/час, на плече более 3 часов – 200 л/час, что сопоставимо с вертолетом типа H125. Благодаря российской регистрации и небольшому взлетному весу аэропортовые сборы также достаточно низкие. По опыту полетов по РФ и в Европу, переменные расходы составляют около 40000 руб./час, фиксированные платежи (ФОТ экипажа из 3 человек, инженера, оплата базировки, страховки, формы ТО по календарю и другие фиксированные платежи) составляют около 950 000 тыс. руб. в месяц. Что касается надежности, то в декабре 2016 г. на самолете был выполнен годовой чек – это самая крупная форма ТО для данного типа и в ходе данной формы у самолета не было выявлено никаких недостатков.
«Pilatus РС-12 представляет собой уникальное сочетание одного мощного и надежного турбовинтового двигателя с большим и вместительным планером совершенной конструкции. Главное достоинство этого самолета – способность совмещать важную для пилотов неприхотливость турбопропа и важный для пассажиров комфорт небольшого бизнес-джета. В принципе самолетом без всяких проблем может управлять один пилот!»
«При этом, самолет может садиться на короткие и неподготовленные полосы. Это возможно благодаря конструкции убираемых шасси и высоко поднятым крылом для работы с коротких площадок», - говорит Роман, шеф-пилот.
PC-12NG оборудован встроенной авионикой Honeywell Primus Apex. В ее составе четыре больших дисплея, включая основные полетные дисплеи (PFD) и два многофункциональных дисплея (MFD), что обеспечивает фантастическую информативность и удобство данной системы. Система обеспечивает синтетическое изображение с учетом введенных данных о поверхности, пилотажно-навигационный комплекс, сюда же выводится траффик, погода от метеорадара, блок радиосвязи и прочее. Эта авионика делает самолет практически всепогодным!
К тому же он сертифицирован для полетов в условиях обледенения, обладает комбинацией механической и электрической антиобледенительной системы и может легко эксплуатироваться при рабочих температурах от -55 до +50°С.
Все самолеты PC-12NG оборудуются двигателем Pratt&Whitney Canada PT6A-67P, мощностью 1200 л.с. Это один их самых популярных и надежных двигателей для турбовинтовых самолетов в истории.
«Максимальная высота полета 30000 футов или 9144 метров, что сравнимо с рабочими высотами пассажирских самолетов Боинг 737 или А320. Это дает возможность обходить опасные метеоусловия (турбулентность, зоны обледенения), делает перелет безопасным и комфортным».
«Есть и еще один бонус для любителей немецких автомобилей! Pilatus объединился с BMW Group Designworks для создания интерьеров самолета и кабины пилотов. Немцы на славу поработали над салоном: все очень удобно, продумано и стильно», - рассказывает Роман.
Сейчас PC-12NG базируется в аэропорту г. Иваново (аэропорт «Южный»). Несмотря на то, что самолет достаточно неприхотливый к условиям базировки на перроне, компания установила для него надувной ангар с системой отопления. Самолет очень прост с точки зрения технического обслуживания: у него есть 100-часовые и годовая формы. Сейчас техническое обслуживание самолет проходит в Швейцарии, на заводе Pilatus, но уже в этом году поставщик, компания Nesterov Aviation, планирует открыть сертифицированный сервисный центр и центр поставки запчастей, так что все техобслуживание будем проходиться в России. Это ускорит прохождение ТО и значительно снизит его стоимость.
География полетов у самолета различная, в основном она связана со служебными задачами топ-менеджмента компании: уже выполнены рейсы во Внуково, Астрахань, Женеву. В планах больше летать заграницу – развивать бизнес.
«Самолет используется как для пассажирских, так и для грузопассажирских перевозок. Большая грузовая дверь 1,35х1,32 метра позволяет грузить действительно большие коробки и ящики. По официальным данным в эту дверь помещается даже мотоцикл! Правда, мы пока не пробовали, но кто знает, чем еще увлечется владелец самолета!», - продолжает Роман.
«Официальный представитель Pilatus в РФ Nesterov Aviation, не только оказывали нам поддержку на всех этапах приобретения ВС, но и консультировали при подборе экипажа, получении СЛГ, организовывали техническое обслуживание и т.д. Мы им доверяем. После открытия сервисного центра будем у них проходить ТО и приобретать запчасти. А когда дело дойдет до покупки нового самолета, побольше, они обещали помочь с продажей нашего нынешнего PC-12NG. У самолета самая большая в своем классе остаточная стоимость, поэтому на этот счет мы не переживаем».
«Мы заинтересованы новой машиной Pilatus – бизнес-джетом PC-24, который сейчас проходит этапы сертификации в Европе. Это будет поистине уникальный самолет. Первый в мире реактивный бизнес-джет, способный приземляться на короткие и неподготовленные полосы», - говорит Алексей.
По мнению эксплуатанта, машина является оптимальным вариантом для полетов по РФ и в Европу на плече до 4-х часов (около 2000 км). Эта машина для тех, кто считает затраты и понимает, что полет на бизнес-джете типа Global 5000 или Gulfstream G550 по маршруту Москва-Казань или Москва-Санкт Петербург – это просто на просто сжигание денег. Самолет позволяет оптимизировать бюджет без потери в комфорте.
«Сейчас это, к сожалению, не самый популярный самолет в России, но мы уверены, с развитием региональной авиации, с увеличением количества аэродромов и с популяризацией авиации в нашей стране ситуация изменится в лучшую сторону. Сейчас мы все работаем над популяризацией и развитием частной авиации в России. Мы приветствуем новых владельцев PC-12NG в России и будем рады поделиться опытом. Мы верим в светлое будущее, когда частный самолет станет не роскошью, а средством передвижения и уверены, что Pilatus PC-12NG займет достойное место, потому что в своем классе ему нет равных!», - резюмирует Алексей.