Собеседником AJS (AeroJetStyle) по обсуждению направлений развития деловой авиации в России выступил Владимир Викторович Кодинцев, генеральный директор компании RJet. До основания собственной компании работал в московском офисе швейцарской компании Comlux (консалтинг и менеджмент в сфере деловой авиации).
— Владимир, совсем недавно на JetExpo-2007 Александр Евдокимов объявил о создании новой организации — UBAA. Образовалась еще одна Ассоциация, на ряду с уже существующей — НАДА. Это позитивная тенденция или раздел сферы интересов?
— Объединение компаний на рынках всегда вызвано стремлением решить вопросы или задачи. На мой взгляд, в сфере бизнес-авиации количество таких вопросов накопилось как нигде много. Это и высокие пошлины на импортную авиатехнику, и ожидаемый переход на уведомительную систему полетов, и другие проблемы, связанные с полетами и техническим обслуживанием самолетов и вертолетов.
С начала активного развития рынка деловой авиации в России, ориентировочно с 2003 г., его участники начали искать и предлагать различные формы консолидации. За несколько лет появились несколько ассоциаций, каждая из которых объявила о своем намерении решать актуальные проблемы рынка. Но, к сожалению, от увеличения числа ассоциаций количество проблем не сократилось. При этом очевидно, что решение возникающих проблем в одиночку не под силу ни одной, даже самой мощной компании. Поэтому, объединение компаний — естественный процесс. Определяющим является лишь то, каковы истинные намерения участников объединений и пути, которыми предполагается достичь желаемых целей. Безусловно и то, что во главе такого объединения должно стоять несколько весомых игроков, чей авторитет не вызывает сомнений на рынке, и которые имеют вес в государственных структурах.
Известно, что государственные авиационные структуры сегодня не имеют сил и средств, достаточных для решения насущных вопросов деловой авиации. Поэтому возникающим ассоциациям предстоит взять на себя функцию активного содействия этим структурам.
Не обойти и решение вопросов, возникающих внутри самого сообщества. Стремительный рост количества участников рынка деловой авиации создал предпосылки для появления на рынке игроков, которые не готовы адекватно отвечать за свои действия, чем дискредитируют рынок и зачастую наносят значительный материальный ущерб. Поэтому появление объединений (ассоциаций) — единственный путь цивилизованного становления деловой авиации в России.
— Заинтересованы ли государственные структуры в подобных объединениях?
— Хочу верить, что заинтересованы. Ведь государство и бизнес находятся на одном поле, в рамках своей страны, и поэтому должны придерживаться оговоренных правил, по которым они существуют и планируют свое развитие. Но чтобы вести диалог, всегда возникает потребность в структурах, имеющих возможность его ведения. Это объективная необходимость, а эффективность подобной формы диалога бизнес-сообщества и государства можно наблюдать на примере Национальной Ассоциации Бизнес-Авиации (NBAA) в Америке.
— В сентябре Вы посетили конференцию NBAA. Не является ли эта структура обузой для американских компаний?
— NBAA — структура, которая в полной мере стала интересной как для государства, имеющего авторитетного партнера от бизнеса, так и для бизнесменов, защищающих свои интересы в диалоге с государством. Членство в NBAA — весомый статус в сообществе деловой авиации. И даже больше — если учесть значимость самой авиации в США, то получим авторитет каждого члена этой ассоциации в рамках всего американского общества.
Самолет давно стал в Америке удобным и доступным транспортным средством. Поэтому его адаптация к нуждам всех слоев американского общества подстегивает производителей авиатехники создавать все более доступные и выгодные образцы самолетов и вертолетов. И не случайно появление первых образцов суперлегких джетов (VLJ) тоже происходит в этой стране. Здесь самолет перестал быть дорогой игрушкой и стал полноценным инструментом для работы и отдыха. Здесь, но не у нас. В этом основное отличие российского рынка деловой авиации от всех остальных. Но тенденции неумолимы, и рано или поздно они станут видны и на российском рынке. И, конечно же, стоит увидеть эти тенденции, чтобы понимать, в каком направлении происходит развитие авиационной отрасли. Не стоит полагать, что у нас везде будет свой путь.
При всем своем многообразии и масштабах развития авиационный рынок не превратился в Америке в хаотично развивающуюся отрасль. Наверное, немалая заслуга в этом и различных общественных объединений, в том числе и NBAA. Большое хозяйство несет большие хлопоты. Как не снять шляпу перед тем, кто может достойно управляться с таким хозяйством.
— Судя по Вашим восхищенным отзывам, конференция NBAA оставила глубокие впечатления?
— Можно безгранично долго знакомиться с тем, как поставлено развитие деловой авиации в Америке, но есть одно «но» — нужно иметь массу свободного времени. Если же его нет, или вы прагматичный человек, то увидеть все шедевры производителей авиационной техники для деловых людей и тех, кто в качестве транспортного средства выбирает самолет или вертолет, можно на ежегодной выставке, которую организует NBAA. Правда, место проведения выставки, в отличие от других выставок этого же профиля, меняется, что позволяет увидеть ее большему числу людей и повышает популярность самого мероприятия.
Не имеет смысла описывать масштабы этого праздника и приводить цифры для того, чтобы понять грандиозность этого действа (к слову о прозрачности рынка, здесь ежедневно выпускаются газеты с указанием количества и стоимости заключенных контрактов). Тот факт, что все производители стремятся выставить наиболее полную линейку своей техники на статической площадке выставки, говорит о ее значении.
Сама выставка напоминает огромный конструктор Lego, где можно собрать любую конструкцию на свой вкус — выбрать самолет или вертолет, найти наиболее подходящую форму финансирования покупки, определиться с оформлением салона воздушного судна и организацией наземного обслуживания.
Стенды выставки заполнены в основном теми, кто производит составные части той колоссальной машины, которая называется деловой авиацией. Здесь вместе с производителями самолетов и вертолетов соседствуют компании, обеспечивающие эти аппараты технической поддержкой и запасными частями, а также фирмы, создающие комфортные интерьеры. В общем, масса того, без чего этот бизнес просто невозможен.
NBAA интересна для любой аудитории. Потенциальные покупатели имеют возможность осмотреть, потрогать и сравнить продукцию разных производителей, причем как новую, так и находящуюся в эксплуатации. Можно опробовать в полете практически любой экспонат, предназначенный для полетов. Операторы и брокеры присматривают себе партнеров по бизнесу. Для производителей это хороший повод проверить правильность своих маркетинговых стратегий. Ну и конечно же это площадка для форума специалистов. По их мнению, выставка запоминается не столько показами новинок техники, сколько заявлениями участников этого мероприятия. Вряд ли можно найти более подходящее место для обнародования своих планов, намерений и состоявшихся событий.
Продолжительность выставки три дня, однако этим мероприятие не ограничивается. Выставка начинается с совместного досуга, за игрой в гольф, где члены ассоциации общаются в неформальной обстановке. После завершения выставочных дней ассоциация проводит обучающие семинары по наиболее актуальным вопросам. Это действительно школа деловой авиации, со своими занятиями и переменами. И еще на одном интересном примере из жизни выставки отмечу высокий уровень ее организации. Перед официальным открытием, во время, отведенное под неформальное общение, члены NBAA построили небольшой детский игровой городок в Атланте (город проведения выставки, прим. AJS). И это не просто факт из жизни выставки, а показатель взаимоотношений ассоциации с обществом. — Какие идеи NBAA можно внедрить на российском пространстве? — К сожалению, Конференция пока не так посещаема представителями российского сообщества бизнес-авиации, как выставка в Женеве. Есть, наверное, причины. Но все, что было рассказано о выставке, является, по моему мнению, куда более вескими аргументами в пользу ее посещения. Россия — очень перспективный развивающийся рынок бизнес-авиации. И очень важно, чтобы он вобрал в себя все то лучшее, что накоплено в этой отрасли другими странами