Рынок стал более комфортным


С Яном Линдхольмом, директорам по продажам Jetflite OY мы встречаемся периодически. Ян как никто другой очень точно передает настроение рынка, делая оценки не просто как эксперт, а как достаточно профессиональный психолог
С Яном Линдхольмом, директором по продажам Jetflite OY, мы встречаемся периодически. Ян как никто другой очень точно передает настроение рынка, делая оценки не просто, как эксперт, а как достаточно профессиональный психолог. Я много раз убеждался, что прогнозы сделанные Яном действительно сбываются. В этот раз мы решили в непринужденной обстановке побеседовать о новых трендах и нишах, а также обсудить что же ждет рынок в ближайшее время. Сразу отмечу, что позитивные нотки присутствовали в течении всего нашего разговора, что безусловно поднимало настроение.

Ян, рынок рынком, но как компания закончила прошлый год. Весной Вы говорили, что ситуация на европейских рынках далека от оптимальной. Например, «родной» скандинавский рынок достаточно чуток к малейшим колебаниям в Европе, поэтому говорить о каких-либо серьезных позитивных процессах не приходится.


Рынок меняется, как времена года. Действительно, начало 2017 года мы встретили весьма настороженно. Не могу сказать, то традиционные зимние месяцы порадовали нас высоким спросом. Спрос был, но в ситуации, когда основные европейские площадки показывали рост, мы достаточно скромно довольствовались относительно слабым предложением от клиентов. Но вот что удивительно, ситуация в корне изменилась уже ближе к лету.

Суммарно в прошлом году наш трафик вырос на 10%. Основной рост был именно летом, вернее с мая по сентябрь, а Рождественские праздники лишь усилили приток пассажиров. В этом году география наших полетов выросла, но популярные направления остались прежними: летом – Ницца, зимой – Сейшелы и Мальдивы. А еще я хотел бы отметить популярность нашего Falcon 7X. В этом году он стал более востребованным по сравнению с Challenger 604. Клиенты выбирали дальнобойный самолет с большой кабиной. Люди сейчас готовы заплатить за лучший бизнес-джет, поэтому все разговоры об оптимизации расходов на перелеты понемногу уходят в историю, что нас весьма радует. Для справки – сейчас в парке Jetflite Oy три самолета для коммерческого использования: два Bombardier Challenger 604, которые готовы принять на свой борт до 18 пассажиров и Dassault Falcon 7X с уникальной конфигурацией, расчитанной на 16 пассажиров.  

Пока планов модернизации у компании нет, впрочем, для частных воздушных судов двери Jetflite Oy открыты всегда.

Ян, Вы неоднократно говорили о любви к «российскому клиенту». Он отвечает Вам взаимностью? В прошлом году увеличилось ли количество наших соотечественников, путешествующих на бортах Jetflite Oy?


Так сложилось, что мы находимся достаточно близко к двум российским столицам, и поэтому ваш рынок бизнес-авиации ключевой для компании. Исторически, русский клиент – один из основных для Jetflite Oy.  Мы живем не в самые легкие времена, но у нас осталось достаточно много хороших и любимых нами русских клиентов. Они для нас очень важны. Российские клиенты нам отлично знакомы и мы ценим, что их количество не сокращается. Могу сказать, что в прошлом году их доля увеличилась на 5%, и уже в текущем году мы рассчитываем на еще большие цифры.

Интересно, а кто из зарубежных путешественников сейчас активен особенно?

О, отличный вопрос. Думаю, что не удивлю Вас своим ответом. Это поданные КНР. Сейчас мы отчетливо наблюдаем, как стремительно растет количество китайских клиентов. Они любят путешествовать по Финляндии, могут без проблем слетать в Москву и Санкт-Петербург, при этом все в рамках одного контракта. Им интересно все – от культурных достопримечательностей до активного отдыха. Мы пытаемся предоставить оптимальные варианты для растущей армии китайских пассажиров.

Ян, в России рынок ТОиР развивается семимильными шагами. Я лично был на вашей технической базе в аэропорту Вантаа и оценил возможности ваших специалистов. Многие российские операторы жалуются за баснословный ценник на обслуживание воздушных судов в нашей стране. В принципе, время подлета до Хельсинки весьма условное. А давайте еще раз расскажем нашим читателям о возможностях Jetflite Oy  в нише ТОиР?

Начну с того, что услуги ТОиР в текущем году буквально «выстрелили». Рост сторонних клиентов составил более 10%. И этому есть объяснение. У Jetflite Oy есть серьезные козыри. И это не только близость Хельсинки к Санкт-Петербургу и Москве, но и достаточно сильная собственная база ТОиР, сертифицированная по стандартам EASA. Располагая двумя ангарами для технического обслуживания, Jetflite Oy предлагает клиенту весь спектр услуг по техническому обслуживанию с весьма привлекательным ценником, при этом клиентам нет необходимости гнать бизнес-джет в Амстердам или Берлин. В настоящее время Jetflite Oy располагает собственной технической базой, сертифицированной по стандартам EASA Part-145, Part-M.

Технический центр расположен рядом с бизнес-терминалом аэропорта Хельсинки «Вантаа» и включает в себя два ангара общей площадью 3500 кв.м. для одновременного размещения до семи воздушных судов класса Bombardier Challenger 605. Для клиентов доступно линейное техническое обслуживание самолетов Dassault Falcon 7X, Bombardier семейства Global, а также Challenger 300/350/604/605/850 (Jetflite OY располагает собственной технической базой линейного обслуживания (LMF) самолетов Bombardier, которая работает с февраля 2009 года), а также Cessna Sovereign. Центр ТОиР укомплектован всем необходимым оборудованием, позволяющим выполнять работы по демонтажу/монтажу и тестированию всех систем воздушного судна.



Для бизнес-джетов Bombardier Challenger доступно линейное обслуживание по форме 1600 часов (36 месяцев), Falcon 7X – 1800 часов (27 месяцев), Bombardier Global – 1000 часов (15 месяцев) и Cessna Sovereign – 800 часов (24 месяца). В среднем, время обслуживание воздушного судна составляет около двух недель. Впрочем, все зависит от сложности работ. Jetflite Oy всегда старается предоставить клиенту оптимальное качество. Именно по этой причине заказчикам теперь доступны услуги по вызову технических специалистов на место фактического нахождения самолета и оценки возникших неполадок, а также пути их возможного устранения. При этом, САМО и ТОиР выполняются исключительно собственными силами. Наши специалисты сертифицированы производителем, к тому же все имеют, например, российские визы, что позволяет нам оперативно реагировать на запросы.

А что новые рынки и ниши?

Мы продолжаем развивать родной Скандинавский рынок. Ни для кого не секрет, что, например, в Финляндии появляется новый сегмент – «новые» финны, шведы или норвежцы, которые приходят на смену консервативным скандинавским бизнесменам. Новое поколение отчетливо понимает роль деловой авиации в бизнесе и активно ей пользуются. Мы называем их просто Nordics company.  Кстати, этой категории пассажиров необходимы самолеты с большими кабинами, способными выполнять трансатлантические и транссибирские перелеты.

И еще одним наблюдением хотелось бы поделиться, вернее трендом. Это тренд изменения географических предпочтений. Сейчас появляются новые направления в Китай, Японию, Индию. Здесь мы видим, что клиент летает по бизнесу. Все полеты планируются за 2-3 дня до вылета и нам приходится искать принципиально новых провайдеров услуг. Эти регионы весьма сложны для выполнения рейсов деловой авиации. Получение разрешений – настоящее испытание, но мы справляемся, благодаря партнерам. Не хотелось бы выделять кого-то из партнеров особенно, но можем уверить наших пассажиров, что их заявки будут выполнены максимально быстро.

А в новых нишах хотел бы отметить медицинский сегмент. Мы в последнее время сосредотачиваемся на медицинских рейсах на дальние расстояния. Но чтобы иметь спецсамолет в медицинской конфигурации время не подошло. Лучший вариант – конвертируемый, например, наш Challenger 604. Согласитесь, что конкуренция в нише маленьких Learjet очень сильна, да и самолеты этих классов имеет ограниченные возможности. А наш борт уникальный – два часа, и он полностью переделан в медицинский вариант. При этом дальность полета и возможности в разы больше. И как промежуточный итог – 10% всех рейсов прошлого года пришлось на этот сегмент. Это очень выгодные рейсы, поэтому мы безусловно будет продолжать активно работать в этой нише.

Да, хочу добавить, что клиент стал тратить много на кэйтеринг. При этом все лавры вновь достаются вашим соотечественникам. Западный пассажир может попросить просто сэндвич даже если он летит на Мальдивы. Российский же клиент подходит к формированию меню очень основательно. Должны быть учтены все нюансы и главное – разнообразие продуктов удивляет многих. При этом российский пассажир достаточно спокоен и уравновешен. Дополнительной просьбой может стать лишь русскоговорящая стюардесса.

Мы все время так или иначе обращаем наше внимание на российских клиентов. А если у Вас в нашей стране партнеры?


Мы отчетливо понимаем, то наша компания – региональный оператор, но хотим маленькими шагами вперед упростить жизнь нашим клиентам и выйти на новый уровень. Тот пул клиентов, который мы имеем в настоящее время, наверное, должен удовлетворять, но плоха та компания, которая не стремится к большему. И здесь наша надежда на партнеров. Вот посмотрите, как мы работаем в России? Помимо нашего небольшого офиса, у Jetflite Oy есть стратегический партнер в лице Jetto Travel. В компании отдают отчет в том, что пассажиры стали более избирательными при выборе оператора. Цена выходит на первый план, при этом тип самолета все чаще становится вторичным. Клиентов, которые соглашаются с любым «ценником», уже нет. При этом конкуренция с российскими компаниями только усиливается. Мы понимаем, что в условиях, когда рынок сжимается, именно крепкие партнерские отношения балансируют бизнес. Маркетинговое сотрудничество дает нам много дополнительных возможностей. Пользуясь случаем также хотел бы отметить и наших других партнеров - Air Charter Service, Your Charter, East Union.