Период вольностей заканчивается


"В этом году произошло много событий, серьезно влияющих на российский сегмент бизнес-авиации"

Наш разговор с Владимиром Лапинским, Генеральным директором авиакомпании «Меридиан», состоялся в канун московской выставки RUBAE 2019. Владимир Александрович относится к той категории руководителей, которые предпочитают разговоры на серьезные темы. Нынешний диалог не стал исключением, ведь в этом году на отечественном рынке деловой авиации произошли весьма интересные события. Впрочем, давайте дадим слово нашему собеседнику.

Владимир Александрович, вот-вот начнется главная российская выставка в сегменте бизнес-авиации – RUBAE – и наше издание традиционно берет у Вас интервью, за что огромное спасибо от нас и наших читателей. В этом году, на мой взгляд, в нашем сегменте случилось очень много важных, знаковых событий. Что бы выделили Вы?

Да, действительно, в этом году произошло много событий, серьезно влияющих на российский сегмент бизнес-авиации. К ним я отношу претензии таможенных органов к одной из компаний, занимающихся управлением воздушных судов, изменения, внесенные в Постановление Правительства Российской Федерации № 527, в нормативные документы Евразийского Экономического союза, законопроект по отмене НДС при ввозе авиационной техники в Российскую Федерацию.

Какую бы из тем Вы выделили особо?

Не берусь ставить этим событиям приоритеты, но все же ситуация с арестом воздушных судов в связи с возбуждением уголовного дела за уклонение от уплаты таможенных платежей несомненно важное событие. Его влияние на рынок, на мой взгляд, еще долго будет в центре внимания и окажет серьезное воздействие на дальнейшее развитие рынка. Почему я так думаю? Рынку дан серьезный сигнал – «серый» период в развитии российской бизнес-авиации заканчивается, необходимо точно и в полном объеме выполнять все российские законы.

Авиакомпанию «Меридиан» эта ситуация не коснулась, так как все самолеты, которые мы эксплуатируем, оформлены по таможенной процедуре «Выпуск для внутреннего потребления». Это было нашим с собственниками совместным решением. Решением осознанным, ведь мы должны обеспечить легитимную эксплуатацию самолетов, не создавая даже минимальных рисков для наших партнеров, доверивших нам свои самолеты. Вообще же, таможенные процедуры требуют особенного внимания в работе. Именно поэтому мы эту работу ведем через профессионального таможенного брокера.

Кстати, помимо того, что были нарушения таможенного законодательства, такое положение дел имело и чисто рыночный аспект. Ведь российские собственники и авиакомпании, уплатившие все необходимые таможенные и налоговые платежи, связанные с ввозом самолетов, фактически работали в неравных конкурентных условиях с теми, кто таких платежей не делал. Установка единых правил игры для всех участников рынка даст толчок к развитию российских авиакомпаний.

Вот именно поэтому я считаю, что значение данного события далеко выходит за рамки какого-то конкретного случая.

А какая ситуация с Постановлением Правительства №527?

Ситуация с этим Постановлением вполне логичная. Оно принималось в 2018 году в преддверии чемпионата мира по футболу и было направлено на то, чтобы обеспечить транспортную составляющую праздника без сбоев, привлекая, в том числе, иностранных операторов.

После проведения чемпионата было логично и то, что в положения Постановления были внесены изменения. Новая его редакция была принята в мае этого года под номером 652. 

Иногда приходится слышать оценку, что новая редакция Постановления №527 ужесточает правила получения разрешений для иностранных операторов. В известном смысле да, так и есть. Но это если сравнивать старую и новую редакцию Постановления. Но такое сравнение некорректно – прошлогодняя редакция Постановления полностью открывала российский рынок бизнес-авиации для иностранных операторов. Такое положение решало конкретную задачу – проведение чемпионата – и не могло оставаться постоянно. Ничего подобного в иностранных государствах по отношению к российским операторам нет и в помине.

Гораздо логичнее будет сравнить текущую редакцию Постановления с тем, как дела обстояли до принятия в 2018 году Постановления №527. Так вот, тогда наши авиационные правила вообще запрещали иностранным авиапредприятиям любые нерегулярные полеты, связанные с формированием коммерческой загрузки на территории Российской Федерации, если только это не предусматривалось двусторонними договоренностями с иностранными государствами. Это стандартный подход, защищающий свой собственный рынок. Именно так и поступают другие государства.

И вот если сравнить ситуацию до 2018 года и текущую, то на лицо существенные подвижки для иностранных операторов – у них теперь есть легитимная возможность выполнения  полетов с формированием коммерческой загрузки в России в том случае, если никто из российских операторов такую перевозку выполнить не сможет. Это взвешенное решение – не страдает транспортная доступность и при этом российские авиакомпании имеют возможность бороться за пассажира. 

Опыт применения новой редакции Постановления подталкивает к тому, что в него, похоже, будут внесены несколько уточнений, дающих иностранным операторам некоторые послабления. Такое конструктивное предложение было поддержано российским сообществом бизнес-авиации. При этом, по консолидированному мнению, сообщества, эти послабления не будут касаться перевозок между российскими городами.

Да, мне могут возразить, что запрет на нерегулярные полеты с формированием коммерческой загрузки на территории России, действовавший до 2018 года, на самом деле был как в той известной фразе – «строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Да, и это тоже было. Но тем отраднее видеть, что и в этой области появились четкие и понятные правила, которые, к тому же, либерализуют рынок.

Обратите внимание – наведение порядка в вопросе таможенного оформления воздушных судов и новая редакция Постановление №527 могут показаться событиями не связанными. Мы же здесь видим системный подход государства. Эти действия государства направлены на решение важной задачи – возврату воздушных судов российских собственников, эксплуатирующихся иностранными операторами, в Россию, а также переводу регистрации воздушных судов в российский государственный реестр. Мы такие устремления поддерживаем. Главное – чтобы это продвигалось не директивными, а рыночными методами.

В эту же тенденцию попадает и законопроект по отмене ввозного НДС для воздушных судов?

Да, абсолютно точно. Налицо явно прослеживаемая тенденция. Законопроект об изменениях в налоговом законодательстве предполагает отмену НДС на импорт самолетов в случае их регистрации в российском государственном реестре. Законопроект одобрен кабинетом министров и уже прошел первое чтение в Государственной Думе. Есть уверенность, что он будет принят до конца текущего года.

Это очень значимый шаг при решении задачи превратить российский реестр в привлекательный, который мы приветствуем. Это также дает сигнал и российским собственникам, передавшим свои авиационные активы для эксплуатации в иностранные авиакомпании – плюсов от такого решения становится все меньше.

Принимало ли авиационное сообщество участие в обсуждении данных тем?

Да, авиационное сообщество занимает активную позицию по тем вопросам, которые имеют существенное влияние на сегмент бизнес-авиации. Мы тоже принимаем участие в обсуждении важных проблем, но здесь важны коллективные усилия. Так и происходило при обсуждении изменений в Постановление №527 и по комплексу мероприятий, направленных на повышение привлекательности российского реестра. Также хочу отметить, что огромную помощь в продвижении предложений авиационного сообщества оказывают отраслевые объединения – АЭВТ и ОНАДА.

Подводя итог, какую главную тенденцию текущего момента Вы бы отметили?

Государство перед собой поставило задачу по возврату воздушных судов в Россию и переводу их в российский реестр, и оно будет идти по этому пути дальше. Предстоит еще сделать многое, но в любом случае – период вольностей заканчивается. Всем участникам рынка пора – это понять и строить свои планы с учетом этого.