Завтра в Петербурге ЗАО "Авиа менеджмент групп" представит свой проект авиатакси Dexter. Северо-Запад - это четвертый федеральный округ, который осваивает компания, начавшая регулярные полеты два года назад.
На Северо-Западе появится авиатакси |
|
Завтра в Петербурге ЗАО "Авиа менеджмент групп" представит свой проект авиатакси Dexter. Северо-Запад - это четвертый федеральный округ, который осваивает компания, начавшая регулярные полеты два года назад. На сегодняшний день в ее распоряжении около 50 маломестных воздушных судов, к 2011 году планируется увеличить их число до 100. Эксперты считают услугу авиатакси крайне востребованной, но перспективы бизнеса оценивают неоднозначно.
Первый рейс такси Dexter состоялся весной 2006 года. По данным Национальной ассоциации деловой авиации (НАДА), в прошлом году каждый из самолетов РС-12, принадлежащих Dexter, налетал по 70 часов в месяц. Сначала компания предоставляла свои услуги только в Приволжском и Центральном федеральных округах, в этом году она намерена расширить географию, помимо Северо-Запада, еще и в сторону Ростова и Краснодара. Целевая аудитория Dexter - менеджеры второго-третьего звена крупных и средних корпораций, владельцы средних и малых бизнесов, представители местных муниципальных органов, а также клиенты и менеджеры турфирм. Как сообщил Ъ председатель совета директоров "Авиа менеджмент групп" Евгений Андрачников, в Петербурге такси будет работать по тем же принципам, что и в остальных регионах. То есть со стоимостью полета 100 рублей / 1 км для судов М-101Т и 150 рублей / 1 км -- для РС-12. Скорость и максимальная дальность полетов составят соответственно 300 км/ч, до 650 км -- для М-101Т и 450 км/ч, до 2000 км -- для РС-12. Вместимость авиатакси отечественного производства -- до пяти, швейцарского -- до восьми пассажиров. Dexter будет работать как по расписанию, так и по индивидуальным заказам. К 2011 году компания намерена нарастить авиапарк до 100 судов (сейчас в распоряжении Dexter около 50 машин). Компания базируется в московском аэропорту "Быково". На конец 2007 года акционеры инвестировали в проект $16 млн, IFC кредитовала Dexter в размере $15 млн. Господин Андрачников считает, что его компанию подстерегают несколько рисков, главный из которых -- "порвать штаны". "То есть риск управления ростом. Мы хотим быть и во Владивостоке, и в Екатеринбурге, и так далее... Но есть понятные ограничения с созданием технических баз, логистика, поэтому мы будем развиваться поступательно и последовательно. Также риски связаны с тем, что мы предоставляем новый продукт в новой рыночной категории. В национальном масштабе данный проект не существует ни в России, ни в мире", -- утверждает глава "Авиа менеджмент групп".
Впрочем, говоря об уникальности Dexter, собеседник Ъ слукавил. Аналогичные услуги в России предоставляют несколько перевозчиков. Хотя, по мнению аналитиков компании "Тройка-диалог", действительно, говорить о рынке в этом сегменте воздушных перевозок пока рано -- он еще только начинает формироваться. По данным НАДА, основными конкурентами "АМГ" в России являются два предприятия: ООО "Авиакомпания 'Регион авиа'" и Utair. Кроме того, о своих планах освоить рынок региональных перевозок в конце декабря прошлого года заявил столичный "Атлант-Союз", пообещав в течение пяти лет открыть маршруты в 15 городов РФ. Однако сравнивать эти компании не совсем корректно. Прежде всего потому, что они работают с более вместительными самолетами. Так, в распоряжении Utair имеются Ан-24, Як-40 и ATR-42 (вместимость 30-50 мест). Основной услугой компании являются все же дальние перелеты на вместительных самолетах. У Utair сейчас задействовано около 140 судов, которые по итогам 2007 года перевезли 4,5 млн пассажиров.
Гендиректор "Регион авиа" Денис Павшинский в ближайшее время намерен нарастить авиапарк "до 50 однотипных турбовинтовых самолетов иностранного производства, которые будут осуществлять перевозки по внутрироссийским маршрутам протяженностью до 1,5 тыс. км". Всего, по словам господина Павшинского, в проект планируется инвестировать около $65 млн, из них $50 млн должна выделить компания Norum, связанная с ЕБРР.
Продать на входе четыре кресла по 5 тысяч рублей легче, чем сразу борт за 50 тысяч (столько стоит чартерный рейс между, например, поволжскими городами). Dexter рассчитан на аудиторию, которой нужна гибкость в расписании, а не один рейс в день в 50-местном автобусе. Кроме того, невозможно найти на рынке большое количество однотипных и в нормальном состоянии б/у самолетов на 50 мест, а покупка новых воздушных судов сразу сделает работу на этом рынке нерентабельной", -- говорит Евгений Андрачников.
По мнению Дениса Павшинского, увеличение спроса на услуги авиатакси составляет 10-15% в год. Сейчас объем этого рынка -- 5 млн пассажиров, причем в течение пяти лет он как минимум удвоится. Поэтому пока существующим компаниям на нем тесно не будет. Эксперты компании Utair менее оптимистичны: они оценивают объем региональных перевозок максимум в 1,5 млн пассажиров. По их мнению, авиатакси может быть лишь факультативным бизнесом крупной авиакомпании, иначе таксисту не обойтись без сторонних дотаций.
Руководитель пресс-службы НАДА Дмитрий Петроченко согласен с оптимистичным вариантом. Однако отмечает ряд проблем, с которыми столкнулись несколько компаний, не сумевших реализовать свои авиационно-таксомоторные планы. Это и создание конкурентоспособного авиапарка, и санкционирование маршрутов и графиков полетов, и обеспечение договоренностей с базовыми и принимающими аэропортами. Источник "Коммерсант-Санкт Петербург" |