Ространснадзор планирует "поставить вопрос" о выделении из четвертой по объемам перевозок в России авиакомпании "ЮТэйр" вертолетного бизнеса.
Ространснадзор планирует "поставить вопрос" о выделении из четвертой по объемам перевозок в России авиакомпании "ЮТэйр" вертолетного бизнеса. По мнению ведомства, в результате улучшится ситуация с безопасностью полетов "ЮТэйра". В самой компании удивлены, что Ространснадзор пытается диктовать ей корпоративную реструктуризацию, хотя саму идею называют логичной. Однако в этом не уверены уже эксперты, которые считают разделение излишним дублированием функций.
Вчера глава Ространснадзора Геннадий Курзенков заявил на коллегии службы, что ведомство может "поставить вопрос" о разделении "ЮТэйра" на две отдельных компании. Как пояснил господин Курзенков, причиной озабоченности ведомства ситуацией в компании стала серия аварий воздушных судов "ЮТэйра" в прошлом году. Речь идет о катастрофах вертолетов Ми-8 в Конго и Либерии и самолета Ту-134 в самарском аэропорту Курумоч в прошлом году. Глава Ространснадзора отметил, что предположительной причиной последней катастрофы вертолета Ми-8 в Конго стали контрафактные лопасти.
Господин Курзенков пояснил "Ъ", что ведомство предлагает акционерам авиакомпании разделить ее на две части с одним собственником, но разным менеджментом. Одна компания управляла бы парком вертолетов, а вторая - парком самолетов. "Такое разделение принято в мире, и мы уверены, что изменение системы управления компанией позитивно скажется в том числе и на безопасности полетов", - уверен господин Курзенков. Он признает, что у Ространснадзора нет полномочий, которые могли бы позволить разделить компанию принудительно, и по официальным каналам акционерам компании такое предложение отправлено не будет.
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" - четвертый в России авиаперевозчик по пассажиропотоку (2,9 млн. человек по итогам 2007 года). Выполняет заказы нефтяных компаний, работает по программам Организации Объединенных Наций. Выручка в 2007 году составила 270 млн. руб., чистая прибыль - 21,4 млрд. руб. Авиационный парк составляет 186 вертолетов и 126 самолетов. Основными акционерами считаются структуры, близкие к ОАО "Сургутнефтегаз". Вчера акции "ЮТэйра" на ММВБ упали на 2,06%.
Гендиректор "ЮТэйра" Андрей Мартиросов согласен с тем, что отделение вертолетного бизнеса - логичный шаг, но удивлен, что такая инициатива поступила от Ространснадзора. "У нас и так идут процессы создания отдельных дивизионов, мы выделили ремонтные и технические "ЮТэйр Инжиниринг" и "ЮТэйр Техник", грузовую "ЮТэйр-карго", - говорит господин Мартиросов. Разделение самолетного и вертолетного бизнеса и создание, допустим, компании "ЮТэйр Хеликоптерс", предсказуемо, но это дело одного-двух лет, предупреждает Андрей Мартиросов. Правда, необходимость разделения компании обусловлена не требованиями безопасности, а оптимизацией корпоративного управления: конкретных претензий по летным происшествиям у Ространснадзора к перевозчику нет, заключает гендиректор "ЮТэйра". "Мы работаем с ними, выписываем предписания, они их выполняют", - говорит Геннадий Курзенков.
Эксперты считают предложение Ространснадзора странным. "У ведомства действительно просто нет таких полномочий. Кроме того, чтобы говорить о разделении компании, надо располагать большим количеством претензий к одному из видов бизнеса, а пока Ространснадзор официально ничего такого не предъявлял", - говорит руководитель аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. В России существует множество авиакомпаний, которые осуществляют оба вида перевозок, отмечает он. Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак уверен, что корпоративное управление к вопросам безопасности полетов прямого отношения иметь не может. Господин Рыбак добавляет, что разнотипные парки отлично существуют в рамках одних и тех же компаний, а дублирование функций приведет только к росту затрат.
Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: | Петр Мироненко |