Рынок бизнес-авиации России из года в год наращивает свои обороты, показывая выдающиеся темпы роста. Увеличивается число игроков, появляются новые продукты, растет конкуренция. Каким был прошедший 2007 год для российского рынка бизнес-авиации и что нового принесет 2008 год, корреспонденту "АвиаПорт" рассказал генеральный директор компании "Московское Небо" Игорь Макаров.
Рынок бизнес-авиации России из года в год наращивает свои обороты, показывая выдающиеся темпы роста. Увеличивается число игроков, появляются новые продукты, растет конкуренция. Каким был прошедший 2007 год для российского рынка бизнес-авиации и что нового принесет 2008 год, корреспонденту "АвиаПорт" рассказал генеральный директор компании "Московское Небо" Игорь Макаров.
Сказать, что 2007 год ознаменовался бурным ростом отрасли деловой авиации - значит ничего не сказать. По нашим оценкам, российский рынок деловой авиации за прошедший год вырос в полтора, а то и в два раза. Связано это с тем, что многие российские компании были заинтересованы в приобретении воздушных судов, и поэтому в 2007 году было подписано много контрактов на приобретение самолетов. Помимо этого, рост происходит на фоне мирового подъема бизнес авиации, который связан с четырьмя регионами: Россия и СНГ, Китай и странами Арабского Востока. Эти тенденции позволили европейским компаниям развиваться бурными темпами. При этом почти 70% приобретаемых самолетов уходит в Европу, под европейских операторов, несмотря на то, что регионы их использования - Россия и Китай.
- Чем был знаменателен прошедший год для компании "Московское Небо"?
- Для нашей компании был достаточно успешный год. Если подойти с формальной точки зрения, "Московское Небо" как юридическое лицо образовалось совсем недавно, и за год мало какая компания достигает таких результатов, как мы. С одной стороны, мы привели новые продукты на рынок, с другой стороны мы заявили новый брэнд. И на нашем, российском, и на зарубежном рынке нас стали узнавать. Группа компаний обзавелась еще одним партнером - австрийским оператором MJet Aviation, который в конце года получил от австрийских авиационных властей свидетельство эксплуатанта. Получение этого документа - довольно долгая процедура, учитывая внимание австрийских авиационных властей к тому, кто этой компанией владеет, кто за ней стоит. Но мы получили свидетельство буквально за 3,5 месяца, в то время как обычно эта процедура требует около 6 месяцев. Так что как Вы видите, фактически за год мы с нуля сделали две кампании - это "Московское Небо" и MJet Aviation.
- Какие планы у "Московского Неба" на 2008 год?
- Мы много чего запланировали на этот год. Основная задача, которую мы поставили перед собой на ближайшие пару лет - это создание предприятия для оказания услуг технического обслуживания и ремонта (ТОиР) самолетов бизнес-авиации. Эта компания будет создана как отдельное юридическое лицо. На первом этапе она будет оказывать услуги линейного технического обслуживания самолетов бизнес-авиации, как для "Московского Неба", так и для других операторов. Конечно, для развития этого направления (технического обслуживания самолетов - "АвиаПорт") одних наших усилий будет недостаточно, поэтому мы планируем привлечь ряд западных партнеров, в том числе и нашу австрийскую компанию MJet Aviation. Конечно, есть и другие задумки, но их еще рано озвучивать.
- Как принял рынок нового игрока в Вашем лице? Вы ощущаете конкуренцию?
- Скажем так, конкуренция есть. Надо понимать, что есть добросовестная конкуренция, и недобросовестная. К добросовестной конкуренции мы относимся положительно, мы знаем те структуры, которые могут реально соперничать с нами на рынке. При этом мы понимаем, что с ними нам работать лучше, чем с другими компаниями, которые играют не по правилам. С сильными игроками у нас больше партнерские отношения, нежели соперничество: ведь российский рынок очень большой и мы понимаем, что мы одни на этом рынке просто захлебнемся. Если говорить о конкуренции, то сильные игроки дисциплинирует рынок и организует его. Что же касается западных компаний бизнес-авиации, то пока на нашем рынке они не создают серьезную конкуренцию, но может быть это пока...
- Какие тенденции на рынке деловых перевозок Вы можете отметить?
- Тенденция номер один - это бурное развитие деловой авиации в России. Так, по предварительным подсчетам, в 2007 году эксплуатировалось около 150 бизнес-джетов, а уже в 2008 году их число удвоится, то есть на рынке в этом году будет работать около 300 самолетов! Второе, что мне хотелось бы отметить, это бурный рост в российских регионах. Уже начинаются формироваться центры бизнес-авиации, такие как Екатеринбург, Казань, Уфа и другие.
- По вашему мнению, какие перемены принесет 2008 год?
- Мое мнение, 2008 год для компаний деловой авиации станет годом выхода из "тени". Наш бизнес становится более прозрачным. Время показывает, что наши клиенты все больше и больше хотят летать легально. Я уверен, что это положительно скажется на тех компаниях, которые работают на законных основаниях и по установленным правилам.
Источник: АвиаПорт