ГТЛК может закрыть частную санавиацию

Авиакомпания «СКОЛ» обратилась с открытым письмом к Минтрансу и Минпромторгу, а также к губернатору Калининградской области А.А. Алиханову. Организация просит спасения от банкротства, вызванного кризисным годом и убыточной работой по спасению людей в рамках социальной миссии.

«Государственная Транспортная лизинговая компания (АО «ГТЛК») добивается изъятия имущества у частной санитарной авиации, хотя приемлемым могло бы стать решение о рассрочке платежей. АО «ГТЛК» принадлежит Министерству транспорта.

В 2017-2019 годах ООО «СКОЛ» получило от госкомпании в лизинг 35 воздушных судов: 23 Ми-8 и 7 вертолетов «Ансат», 5 самолетов L-410). Закупка проведена в рамках госпрограммы обновления российского авиапарка и федерального проекта «Развитие санитарной авиации». «СКОЛ» является одним из крупнейших заказчиков отечественной техники в этой отрасли.

Авиакомпания работает на всей территории РФ, от Хабаровского края до Калининградской области, помогая решать стратегическую задачу обеспечения транспортной доступности. Половина лизингового парка авиакомпании используется для выполнения полетов санитарной авиации в 14 регионах РФ.

На сегодня, после года пандемии и зарубежной спасательной миссии, у ООО «Авиакомпания «СКОЛ» образовалась кредиторская задолженность перед АО «ГТЛК» в размере 3 млрд. руб. Ничего удивительного, в 2020 году Правительство России выделило 23,4 млрд рублей российским авиакомпаниям на компенсацию убытков из-за пандемии коронавируса. Субсидию можно было потратить на зарплату персонала, лизинговые платежи, оплату стоянки судов, операционную деятельность, содержание имущества. Выделял помощь никто иной, как президент Владимир Путин.

Авиакомпания «СКОЛ» отмечает, что за период взаимодействия с АО «ГТЛК» с 2017 года исправно внесла все лизинговые платежи за период 2017-2018 года. Общий объем лизинговых выплат составил около 1 млрд. рублей.

График демонстрирует, что экономика предприятия ушла в глубокий минус в 2020 году.

Возникновению задолженности за период 2019-2021 годы, способствовали факторы:

  • 14 воздушных судов простаивали 9 месяцев, с осени 2019 до середины 2020 г. из-за процедуры торгов на государственные подряды санитарно-авиационных работ;
  • в 2019 году в рамках программы «развития санитарной авиации» принята новая схема финансирования авиационных услуг, предусматривающая оплату только за выполненные полеты (без оплаты дежурства воздушного судна и экипажа). «Рыночный тариф летного часа не обеспечивал и до настоящего момента не обеспечивает безубыточную эксплуатацию новых воздушных судов, которые необходимы для выполнения авиационных работ в целях оказания медицинской помощи», - поясняет компания.
  • в конце 2019 года был заключен крупный контракт с МЧС Республики Индонезия на авиационные услуги с целью предупреждения и тушения лесных пожаров. А Индонезию было направлено 11 воздушных судов Ми-8. В связи с введенными в мире ограничениями из-за пандемии, Авиакомпанией «СКОЛ» по данному контракту за 2020 год недополучена выручка более 1 млрд. руб.;
  • был сокращен объем работ для нефтегазовой отрасли, это тоже произошло на фоне пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19).

Субсидии государства перестали покрывать расходы. При этом госкомпания, будучи кредитором, не идет на уступки.

«Многократные обращения ООО «Авиакомпания «СКОЛ» на протяжении 2019-2021 годов в адрес АО «ГТЛК», о реструктуризации образовавшейся задолженности и реструктурирования текущих лизинговых платежей с целью рентабельной эксплуатации новых воздушных судов в сравнении с воздушными судами старой модификации, возраст которых значительно превышает 25 лет, остались без ответа», - говорится в письме.

«СКОЛ» подчеркивает, что подавляющее большинство авиакомпаний было вынуждено обратиться за реструктуризацией лизинговых платежей. В свою очередь, лизингодатели, понимая риски огромных финансовых потерь, с пониманием отнеслись к возникшей проблеме и пошли навстречу эксплуатантам.

Организация предлагала и предлагает АО «ГТЛК» подписать мировое соглашение о реструктуризации задолженности, готова предоставить гарантии и дополнительно предоставить в залог 30% доли в уставном капитале авиакомпании. При этом практика АО «ГТЛК» по урегулированию задолженности других авиакомпаний, проводимая неоднократно, как правило не предусматривает каких-либо дополнительных требования по обеспечению реструктуризации.

Оптимальным выходом из сложившейся ситуации могла бы стать реструктуризация кредиторской задолженности и реструктурирование текущих платежей за счет увеличения срока лизинга до 15 лет.

Переговоры не дали результата. АО «ГТЛК» имеет другие планы, которые могут привести к поглощению «СКОЛ». Госструктура 20 апреля выразила намерение обанкротить авиакомпанию по дефолтному сценарию.

Уже есть три вступивших в силу решения суда о взыскании задолженности с авиакомпании «СКОЛ» в пользу ГТЛК на 2,4 млрд рублей.

«Сценарий, который инициирует АО «ГТЛК», приведет к невозможности выполнять авиационные работы в целях оказания срочной медицинской помощи в регионах России, расторжению международных договоров на оказание авиационных услуг», - предостерегают авиаторы.

Авиакомпания «СКОЛ» просит Правительство РФ предотвратить банкротство, оказать содействие по урегулированию долгов. Жестко требовать немедленного погашения долгов после международной миссии и не возмещенных государством расходов - легкий способ быстро обанкротить бизнес и получить ценные активы. Действия ГТЛК нанесут удар по развитию малой и санитарной авиации, и, возможно, лишит транспорта медицину катастроф, отнимет надежду у множества людей, нуждающихся в срочной медпомощи, считают в компании.