Нынешние реалии нашей жизни таковы, что вокруг сплошные ограничения. Они касаются многих аспектов и вызывают явный дискомфорт. Но главная «несвобода» для многих моих друзей — отсутствие возможности полноценного передвижения, к которому все привыкли.
Пандемия обрушила мировую авиацию, и лишь бизнес-авиация стала своеобразной палочкой-выручалочкой для определенной категории путешественников, которые, вопреки сложной ситуации, все-таки стараются не изменять своим привычкам, получая стопроцентный драйв от насыщенной событиями жизни.
В прошлом году на наш рынок буквально ворвался совершенно новый тренд — джет-шеринг, или, простым языком, покресельная продажа мест на самолет бизнес-класса. Он не просто ворвался, он стал действительно популярным и востребованным, а во времена пандемии — чуть ли не единственным способом добраться до европейских (и не только) городов с комфортом, учитывая, что воздушное сообщение со Старым Светом практически парализовано.
Многие спрашивают, а что же это такое джет-шеринг, насколько просто действительно улететь в Европу, и кто может себе это позволить? BizavNews много писал по этой теме, но то были лишь теоретические размышления, пора «разобраться» с этим трендом на собственном опыте. Свою идею я (Дмитрий Петроченко) озвучил нашим старинным друзьям и партнерам из GetJet, и они с радостью согласились мне помочь. Позвольте рассказать про наш рейс исключительно с точки зрения пассажира.
Подготовка
Первое, что стоит отметить — у GetJet очень серьезно поставлена работа с клиентом. После того, как вы зарегистрировались в приложении компании и создали личный кабинет, вы отправляете заявку на рейс и производите оплату. Все, теперь вы владеете всей информацией по своему будущему полету, которая обновляется в режиме онлайн. Вам доступны опции выбора кейтеринга, трансфера, вы даже знаете бортовой номер своего самолета. Параллельно работу с вами ведет персональный менеджер через WhatsApp, где он по мере необходимости запросит все необходимые для перелета документы. В случае возникновения каких-либо дополнительных вопросов вы получите консультацию в любое время дня и очень оперативно. Это не просто похвала компании, это очень серьезный момент. Дело в том, что в разных европейских странах свои своды документов, по которым можно въехать в эти государства. И они очень разнятся. Даже бывалые путешественники могут растеряться, и здесь помощь специалистов GetJet просто необходима. Каюсь, несмотря на то, что путешествую много, у меня возникло несколько вопросов, и без консультаций не обошлось. В итоге, прежде чем лечь спать перед вылетом, я получил в личном кабинете полный отчет о предстоящем перелете и со спокойной душой заснул.
Аэропорт
Мы выбрали рейс Москва — Генуя, чтобы дальше путешествовать в Ниццу. Почему такой выбор? Сейчас чуть ли не единственная возможность для путешествующих на Лазурный Берег – это итальянская Генуя, где еще пока доступно оформление транзита во Францию. Но об этом позже.
Наш вылет назначен на 10:30 из «Внуково-3». В принципе, пассажир может приехать всего за 50 минут до вылета, но я все же решил посмотреть, как осуществляется работа GetJet в аэропорту. За два часа до вылета сотрудники компании уже встречают всех в зале ожидания VIP-терминала, хотя на рейс заявлено всего 12 человек. Даже если вы забыли какие-либо документы, за исключением паспорта, конечно, вам выдадут дубликаты: анкеты, ПЦР-тесты. Далее происходит обычная регистрация пассажиров и багажа на рейс с выдачей посадочного талона. Пограничные и таможенные формальности занимают всего несколько минут. И вот вы уже в стерильной зоне в ожидании комфортабельного трансфера на борт самолета. Еще пять минут, и вас уже встречают на трапе очаровательные стюардессы и командир воздушного судна. Сегодня мы летим на 12-местном Bombardier Challenger 850 мальтийской компании AirX.
Перед вылетом
Bombardier Challenger 850 многие считают настоящей «рабочей лошадкой» деловой авиации. Весьма вместительный салон и багажное отделение вкупе с отличной дальностью полета дают этому самолету определенные козыри перед «одноклассниками». Как мне кажется, компоновка салона в самолете оптимальна для джет-шеринга. Объясню почему. Как правило, пассажиры джет-шеринга — это небольшие компании друзей, будь то семья или деловые партнеры. А значит, сидеть во время многочасового полета им желательно вместе. В Challenger 850 есть клуб на четыре персоны и диван на три человека. Остальные места рассчитаны так, чтобы пассажиры сидели друг напротив друга. Очень удобно. Что еще сразу бросилось в глаза — очень удобные кресла, они трансформируются в различные положения. Можно не только вздремнуть, но и очень хорошо выспаться. На борту самолета есть система Airshow, возможность просмотра мультимедийного контента и подзарядки гаджетов. В заднем салоне расположена туалетная комната, сопоставимая с уровнем пятизвёздочного отеля.
Итак, в полете нас будут обслуживать две стюардессы. Почему две, узнаете позже. Перед вылетом традиционно нас проинструктировали по вопросам безопасности, предложили шампанского, и наш бизнес-джет начал плавное движение в сторону взлетно-посадочной полосы.
Полет
Через пару минут командир доложил, что нам разрешили взлет. Резвому Challenger 850 хватило для разбега лишь трети полосы, и вот уже микрорайоны и небоскребы Москвы превращаются в своего рода сказочные удивительные миниатюрки, которыми хочется любоваться бесконечно. Наш курс — на запад. Время в пути составит менее 4 часов (если быть точным, то 3,5 часа). В этот день погода не особо баловала нас красивыми пейзажами, и через 10 минут мы вошли в тотальную облачность, которая закончилась лишь при подлете к Австрии. И именно здесь нам открылись чарующие виды Альп, которые позже сменились сладкими пейзажами Лигурийского моря.
Сразу после взлета очаровательные хозяйки нашего самолета предложили обед, который уже включен в стоимость. Я много летал на бизнес-джетах и могу сравнить кейтеринг у разных операторов, но здесь я был просто в восторге. Сложилось впечатление, что меня пригласили в ресторан. На выбор было представлено три авторских салата, огромное количество закусок, горячие блюда (рыба, мясо, птица), множество десертов и разнообразный элитный алкоголь с прохладительными напитками. И всю эту красоту делает Jet Catering. И снова я был удивлен: подача еды просто бесподобная — шикарная фарфоровая посуда и мастерская сервировка. Порции огромные, все великолепно оформлено, а про вкус я вообще не говорю. Именно поэтому наш рейс обслуживали две бортпроводницы, одной было бы очень сложно сервировать и обслужить всех пассажиров.
Многие скептики утверждают, что постоянному пользователю услуг деловой авиации будет сложно интегрироваться в рейс, на котором летят незнакомые пассажиры. Я думаю, что в этом есть доля правды, но это характерно, скорее, для владельцев воздушных судов. Все-таки пассажиры джет-шеринга — это люди больше привыкшие летать в бизнес-классе регулярных авиакомпаний или на джетах начального уровня. В нашем случае никакого дискомфорта не ощущалось, напротив, после пары часов полета получилось даже завязать разговор. В общем, атмосфера была очень комфортной. Мои соседи-американцы летели в Италию после командировки из России. Их очаровательный мопс стал настоящим любимцем всех пассажиров, несмотря на весьма суетливый характер: это скорее веселило, но никак не раздражало. Соседи рассказывали, как им понравилось в России, и они рассчитывают в скором времени обязательно вернуться вновь. Еще одна семейная пара летела на свадьбу друга, девушка-студентка летела проведать родителей, а еще пара пассажиров – просто отдыхать. Еще раз повторю, что атмосфера была очень дружелюбной.
Между тем наш полет подходил к концу. Я несколько раз заходил в кабину пилотов, где мы перебрасывались своими впечатлениями от красот мест, над которыми мы пролетали. Я им рассказал, как самостоятельно садился в Инсбрук, который мы только что пролетели, они делились впечатлениями от России, где часто бывают. И еще один приятный пустячок — кабина пилотов всегда открыта. И вот уже показалась береговая линия Лигурии, и мы начали снижение.
Генуя встретила нас традиционной солнечной погодой. Aeroporto di Genova-Cristoforo Colombo (GOA/LIMJ) — очень живописный и построен на искусственном полуострове, в 6 км от центра города. Мы зарулили на стоянку для бизнес-джетов, и через пару минут нам был подан автобус.
В аэропорту
В скором времени мы уже были в терминале, где нас ожидал супервайзер. Багаж уже был отправлен на скрининг, а мы остались в ожидании общения с итальянскими пограничниками. Они были очень милы, добродушны и очень много шутили. Процесс прохождения границы был формальным, и на каждого пассажира потребовалось не более двух минут. Всё, мы в Италии.
Здесь мы прощаемся с нашими новыми знакомыми, так как у каждого пассажира свой персональный VIP-транспорт, который доставит клиентов в их места назначения. Сразу же после выхода в город меня с табличкой ждал мой водитель Даниэль. Настоящий итальянец, с присущим им чувством юмора. Наша дорога занимала полтора часа, и мы сразу договорились особо не спешить, делая остановки на перекуры и кофе. Поездка в Ниццу на машине — отличный вариант путешествия: дорога проходит вдоль живописного побережья, поэтому красивейшие виды вам обеспечены. Конечно же, через час я уснул и проснулся практически у входа в отель Crown Plaza. На мой вопрос, как мы проехали границу Италии с Францией, и были ли проблемы, Даниэль ответил в итальянском стиле— «на скорости 80 км/ч».
Ну что же, первая часть моего путешествия окончена. За 8 часов чистого времени я оказался в Ницце. Комфортный перелет, покой для нервов, новые друзья и новый опыт. У вас возникает закономерный вопрос. Сколько все это стоит? Многие провайдеры услуг джет-шеринга утверждают, что стоимость перевозок сопоставима с ценой бизнес-класса. Это не совсем корректно. Она немного больше, где-то на 20–30%, но есть большое «но». Платя эти деньги, вы получаете готовое решение «под ключ», а самое главное — возможность оказаться там, куда попасть достаточно сложно. Ситуации у людей бывают разные. Многие наши соотечественники ведут бизнес в Европе, у кого-то здесь живут родные и близкие, кто-то здесь учится, а кто-то имеет ВНЖ. Нынешняя ситуация с Covid-19 очень непростая и сложно прогнозируемая, и такая возможность быстро попасть в Европу — на вес золота. Что же касается цены, то пусть ее отрегулирует рынок, он это умеет…
Продолжение следует…