Опыт пространственной дезориентации на земле поможет в полете

В Лаборатории пространственной дезориентации Авиационного университета Эмбри-Риддла студентка Нелла Филипкова надела гарнитуру виртуальной реальности, а устройство, в котором она сидит, быстро вращается.

Это выглядит почти так, как будто она находится на аттракционе в парке развлечений, но новый симулятор не предназначен для развлечений. Скорее, это спасательный тренировочный инструмент, позволяющий пилотам реалистично чувствовать и реагировать на опасные условия в полете, которые могут создавать дезориентирующие иллюзии. Такие иллюзии имитируют среди прочего, ощущение разворота, набора высоты или снижения, когда самолет на самом деле летит совершенно прямо или, что еще хуже, делает противоположное тому, что чувствует пилот за штурвалом.

Подобные иллюзии пространственной дезориентации являются одними из наиболее распространенных факторов, приводящим к авиакатастрофам со смертельным исходом, в том числе той, которая унесла жизни Коби Брайанта и его дочери Джианны в 2020 году. Эта авария произошла на вертолете, но последствия дезориентации, испытываемые пилотом, такие же, как и на самолетах.

«Мы всё знаем об этих иллюзиях; однако сложно представить, как это ощущается и насколько это влияет на ваше восприятие», — сказала Нелла Филипкова. «Страшно представить, что вы можете неосознанно испытывать пространственную дезориентацию в полете. По этой причине каждый должен воспользоваться симулятором, чтобы было представление о том, чего ожидать, и как правильно определить иллюзию, если когда-либо столкнешься с ней».

Доктор Боб Томас, доцент кафедры аэронавтики, возглавляющий Лабораторию пространственной дезориентации Авиационного колледжа, в октябре начал исследования и обучение студентов с использованием нового тренажера. Устройство, которое может вращаться на 360 градусов, а также на 30 градусов по тангажу и крену, имитирует иллюзии вестибулярного аппарата, связанные с внутренним ухом, которые могут вызывать головокружение, дезориентацию, морскую болезнь и иллюзии, такие как «кладбищенская спираль», опасное пикирование по спирали, в которое пилот попал случайно. Это также включает визуальные иллюзии, такие как ложный горизонт и иллюзия ширины взлетно-посадочной полосы.

«Мы даем студентам испытать все эти иллюзии, чтобы они знали, как реагировать, если столкнуться с ними в полете», — сказал Томас. Он модифицировал подвижный симулятор Force Dynamics 401cr, а университетская лаборатория расширенной реальности (XR) разработала тренажер виртуальной реальности для авиационных иллюзий (VRAIT), который включает в себя несколько сценариев иллюзий, которые студенты испытывают с помощью гарнитуры виртуальной реальности. Сценарий предполагает, что студенты выполняют полет на Cessna и движутся по записанному маршруту в каждой иллюзии, которая длится около пяти минут.

«У них нет элементов управления в симуляторе — они просто катаются», — сказал Томас. «Мы имитируем попадание в эту ситуацию, и у них есть возможность осматривать все вокруг самолета в виртуальной среде».

Одним из первых студентов, вызвавшихся испытать устройство, был курсант Дерек Матуш, который в настоящее время работает над получением как коммерческого рейтинга на многодвигательные самолеты, так и над сертификацией летного инструктора. Он признал, что нервничал, но сказал, что это был ценный опыт.

«Я настоятельно рекомендую попробовать это каждому курсанту», — сказал он. «Лаборатория позволяет испытать потенциально опасные сценарии в безопасной и контролируемой среде. Это может помочь всем пилотам узнать об опасностях, с которыми можно столкнуться в полете».

По словам Томаса, люди могут паниковать и чрезмерно реагировать на эти иллюзии, когда они летают в реальной жизни, поэтому знакомство с тем, как каждый сценарий ощущается в контролируемом лабораторном пространстве, является бесценным опытом.

Лаура Уэйд, пилот и ассистент аспиранта в Лаборатории пространственной дезориентации, согласилась, добавив, что она нашла симулятор очень реалистичным. «Это дезориентирует — вы должны полагаться на свою подготовку [и средства управления], а не на свое восприятие», — сказала она. «Этот симулятор направлен на создание базовых знаний об иллюзиях на земле, поэтому, если пилоты испытывают их в воздухе, они знают, как распознавать их и реагировать на них».