Saudia Private Aviation: основная задача, стоящая перед компанией – увеличить парк самолетов

Крупнейший саудовский оператор Saudia Private Aviation (SPA) стремиться существенно изменить ситуацию на ближневосточном рынке бизнес-авиации. В рамках МЕВАА BizavNews удалось пообщаться с генеральным директором Saudia Private Aviation Фахадом Аль Джарбоа.

Основная задача, стоящая перед компанией – увеличить парк самолетов. «Из-за нехватки провозных мощностей у нас 94% заявок остаются неудовлетворенными. Клиенты уходят к операторам из других стран, и это нас в корне не устраивает. Сейчас одинаково востребованы и групповые чартеры и полеты небольшими компаниями и VVIP чартеры для топ-менеджмента крупных корпораций. Во всех этих сегментах у нас явные недоработки».

SPA ожидает прибытия Embraer Praetor 500 в третьем квартале следующего года и имеет опцион на второй.  Аль Джарбоа намекнул, что бизнес-джеты размером Boeing BBJ будут в его списке целей, именно для VVIP клиентов.

Пока же SPA получил несколько широкофюзеляжных самолетов из флота материнской компании Saudi Arabian Airlines для чартера. «Зачем нам заново что-то изобретать? У кого-то есть самолет, почему бы не работать вместе и не использовать наш сертификат эксплуатанта?». В течении двух месяцев в SPA уже смогут рассказать о своих договоренностях по увеличению парка. Возможны и варианты аренды, но это исключительно для удовлетворения «немедленного спроса».

В целом же Аль Джарбоа подчеркнул центральную часть плана «Vision-2030». «Я не хочу звучать негативно, но в прошлом Саудовская Аравия была не так легко доступна», — сказал он. «Ведение бизнеса было непростым из-за отсутствия правил и, возможно, отсутствия синхронизации между различными государственными органами. В Vision 2030 есть ряд программ и инициатив, направленных на то, чтобы правительство работало как единое целое, для облегчения условий ведения бизнеса, чтобы операторам и всем остальным было легче приходить и вести бизнес в Саудовской Аравии».

Программа Саудовской Аравии Vision 2030 наиболее известна своими запланированными мегапроектами, в том числе новой экономической зоной NEOM; «Линия» — прямолинейный город протяженностью 170 км (часть NEOM); и проект «Красное море», направленный на развитие туризма.

«Ни один человек в Саудовской Аравии не сомневается, что эти проекты будут реализованы», — рассказывает Мохаммед Бохари, генеральный директор бизнес-оператора Aviation Horizons.

Vision 2030 имеет три столпа: во-первых, статус страны как сердца арабского и исламского мира; во-вторых, превращение страны в глобальный инвестиционный центр; и в-третьих, превращение Саудовской Аравии в глобальный центр, соединяющий Африку, Азию и Европу.

Главное управление гражданской авиации Саудовской Аравии (GACA) хочет развивать деловую авиацию, чтобы помочь воплотить Vision 2030 в реальность. В стране планируется добавить четыре специализированных аэропорта бизнес-авиации, 11 терминалов для частных самолетов и более 400 вертолетных площадок. (NEOM строится с расчетом на ввод в эксплуатацию eVTOL).

«Саудовская Аравия очень открыта для деловой авиации», — сказал Йосеф Хафиз, вице-президент по продажам и маркетингу NASJET. «И будет очень сильный рост с возможностями как для местных, так и для международных компаний».

GACA стремится к 2030 году увеличить число рейсов бизнес-джетов с 17000 до 93000 в год. «Мы определенно рассматриваем Саудовскую Аравию как один из самых интересных рынков», — сказал Джереми Кайе, старший вице-президент Jet Aviation по региональным операциям в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Jet Aviation работает в стране более 40 лет.

Впрочем, несколько дубайских операторов откровенно скептически относились к тому, что Королевство превзойдет ОАЭ в качестве центра бизнес-авиации. «Дубаю потребовались годы работы, чтобы обогнать Саудовскую Аравию как центр деловой авиации в 2016 году, и было бы ошибкой недооценивать все это», — сказал один из операторов.