Если на выставке EBACE 2023 вы искали доказательство устойчивого развития бизнес-авиации, то надо было обратить внимание на салоны самолетов на статической экспозиции в аэропорту Женевы и компоненты интерьеров, представленные специалистами по кастомизации и ремонту в Palexpo.
В то время как ориентация отрасли на экологичность возникла относительно недавно, интерьеры салонов полагались на экологически чистые материалы и возобновляемые ресурсы «на протяжении десятилетий», — сказала Кристи Таннахилл, старший вице-президент Textron Aviation. Она упомянула о шерсти, хлопке, льне, шелке, мохере, бамбуке и коже, которые обычно используются для отделки салонов бизнес-джетов, и все они экологичны и возобновляемы.
Теперь производители и специалисты по интерьеру удваивают свои усилия, чтобы сделать салоны еще более экологичными, снизить углеродный след самолета в течение всего срока его службы, а также продемонстрировать, чего дизайнеры и инженеры могут достичь на пути к углеродной нейтральности.
Салоны бизнес-джетов Global и Challenger канадской компании Bombardier содержат «ряд переработанных и инженерных мягких изделий, изготовленных из переработанных или натуральных волокон», — сказал Лоуренс Касиа, менеджер Bombardier по промышленному дизайну и инновациям в салонах. Многие из представленных элементов находятся на новейшем самолете Challenger 3500, который был введен в эксплуатацию в прошлом году.
Салоны бизнес-джетов Gulfstream Aerospace также оснащены материалами, «полученными из возобновляемых ресурсов», сказал президент компании Марк Бернс, в то время как внутренние компоненты также в значительной степени подлежат вторичной переработке. Например, сотовый алюминий, используемый в конструкциях кабин, может направляться непосредственно в переплавку, в то время как ткани и ковровые покрытия становятся промышленным сырьем. Но Бернс добавил: «Часть нашего подхода к снижению воздействия на окружающую среду в Gulfstream заключается в разработке самолетов с длительным сроком службы, чтобы уменьшить потребность в потреблении ресурсов для создания замены самолетов».
Эту точку зрения поддержали и другие производители, подчеркнув средний возраст находящихся в эксплуатации самолетов, который в 2022 году превысил 18 лет — еще один показатель устойчивости.
В салонах Dassault Falcon также используются ткани, дерево, кожа растительного дубления и другие возобновляемые и экологически чистые материалы. Кроме того, Falcon 10X, который должен быть введен в эксплуатацию в 2025 году, имеет модульные элементы интерьера для повышения экологичности обслуживания. «Если есть проблема, например, со шкафом, его легко отремонтировать или модифицировать без замены существенных внутренних компонентов», — сказал Вадим Фельцер, глава отдела глобальных коммуникаций французской аэрокосмической компании.
Студия дизайна цветов, материалов и отделки Dassault недавно создала уникальную палитру материалов, включающую дизайны неокрашенных шерстяных ковров, выполненные в цветах природного мира: оттенки светлого и темно-бежевого, а также другие ненавязчивые землистые тона, которые в своей необузданной красоте могут незначительно отличаться от одной партии к другой. Dassault подчеркивает тонкие контрасты с помощью уникальной техники переплетения и является первым производителем самолетов, предложившим этот вариант рисунка для новых кабин.
Компания Textron, производящая самолеты Cessna, Beechcraft и вертолеты Bell, представила в прошлом году на выставке EBACE Cessna Citation XLS Gen2 с «экологичным интерьером» с органическими, естественными, биоразлагаемыми тканями и кожей, а также восстановленный шпон. Эти варианты «помогает клиентам узнать, как они могут создать интерьер своей мечты, а также заботиться об окружающей среде», — сказал Таннахилл.
Между тем, производители сообщают, что «все больше клиентов частной авиации узнают об экологически чистых материалах и запрашивают их, когда дело доходит до дизайна салона», — сказал Касия из Bombardier. Более того, этот спрос исходит «от клиентов по всему миру».
Действительно, все более широкое применение экологически чистых натуральных материалов и более распространенной древесины создает «новую эстетику, которая нравится многим клиентам», — сказал Фельцер из Dassault. «Они довольны выбором материалов и им нравится ощущение и общая обстановка в салоне, которые делают возможными натуральные материалы».
Более того, эти каюты доказывают, что «экологичность не означает необходимости идти на какие-либо компромиссы», — сказал Касиа, отметив, что быстро возобновляемые варианты древесины для поверхностей кают и материалы на основе волокон местного производства «настолько же удобны и роскошны, насколько и экологичны». По его словам, что не менее важно для устойчивости, они «часто более прочные и легкие», чем материалы, которые они заменяют, что помогает снизить расход топлива.
«Экологичность, качество и мастерство, без сомнения, совместимы», — повторил Бернс из Gulfstream. «Натуральные материалы в своих лучших проявлениях, как правило, также являются лучшими».
Спрос на экологичность также наблюдается на рынке индивидуального VIP-интерьера. Airbus Corporate Helicopters в прошлом году поставила легкий двухдвигательный вертолет ACH145 с «полностью веганским» интерьером. Кожаные элементы заменены синтетической ультракожей, которая выглядит, ощущается и изнашивается как кожа, хотя с ней не так просто работать. Глава ACH Фредерик Лемос сказал: «Мы нашли практичный способ удовлетворить желания наших клиентов, который также выглядит превосходно». Покупатель ACH145, немецкий предприниматель Урс Бруннер, женат на пионерке этичной моды Даниэле Бруннер. Ее лейбл не использует продукты животного происхождения в своих предложениях и жертвует всю прибыль на благополучие животных.
В своем центре комплектации в Базеле, Швейцария, компания Jet Aviation «предлагает клиентам широкий выбор экологичных вариантов» и интегрирует «более экологичные материалы в дизайн салона VVIP», — сказал вице-президент по продажам и маркетингу комплектаций Мэтью Вулластон. Недавняя концепция VIP-каюты «Норка», разработанная компанией, включает в себя маркетри столов из обрезков мрамора, дополняющих ткани из натуральных волокон и напольные покрытия из переработанных материалов. Jet Aviation также сосредоточилась на создании более легких кабин, сокращении выбросов за счет снижения расхода топлива, а ее инженерные и производственные группы изучают передовые композитные материалы для внутренних применений.
Для будущего BBJ777X, который будет иметь самый большой салон среди всех серийных самолетов, предназначенных для рынка бизнес-авиации, компания Greenpoint Technologies из США, специализирующаяся на комплектации самолетов Boeing, недавно представила концепцию дизайна интерьера «Zen», включающую в себя множество устойчивых и биофильных элементов дизайна. Повсюду внутри застекленные сады, оснащенные атмосферным климат-контролем, содержат органические растения и гальку. По словам компании, размещение таких элементов внутри кабины может повысить осведомленность об экологичности и устойчивых материалах, создавая при этом «более здоровую кабину и медитативную среду, которая поощряет связь с природой». Концепция интерьера Zen также включает в себя переработанный шпон орехового дерева, натуральные переработанные ткани и кожу, разработанную для облегчения веса и минимального воздействия на окружающую среду. По словам компании, кожа является одним из примеров ранее «неподходящих, неустойчивых или недостижимых» материалов, которые были преобразованы технологиями во «все более легкие и экологически чистые» варианты для салонов.
Компания Lufthansa Technik, специализирующаяся на техобслуживании и отделке, которая недавно представила инновации, в том числе ультратонкие изогнутые OLED-экраны, снижающие вес и энергию, добавила экологичные материалы в свой список вариантов VIP-интерьеров. AeroFlax, одна из последних разработок немецкой компании, представляет собой замещающий материал на основе льна для деталей из стекла или углеродного волокна, таких как боковые стенки и потолочные панели, предлагая 20% экономию веса по сравнению со стеклом, а также низкую плотность и необходимые механические свойства для использования в интерьерах самолетов.
Экологичные интерьеры не только лучше для окружающей среды, но и могут стоить дешевле благодаря минимальной обработке и более низким затратам на доставку возобновляемых и местных материалов. Но реальная окупаемость заключается в «предотвращении выбросов и отходов за счет разумного выбора более экологически чистых материалов, которые в конечном итоге принесут пользу нам и нашей планете», — заключил Касия из Bombardier.