Все чаще Африка остается важной частью бизнеса деловых операторов со всего мира. По словам топ-менеджеров компаний, росту бизнеса в регионе способствовало несколько факторов, в том числе количество клиентов, путешествующих для отдыха.
«Для нас это очень важно. Спрос формируют не только представители крупного бизнеса, но и главы государств, которые активно перемещаются внутри континента. Африка теперь «на карте», как показали недавние визиты министра финансов США Джанет Йеллен и министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Йоханнесбург. Внимание к Африке со стороны крупных стран растет, и поступают значительные инвестиции. Африка действительно находится в центре внимания мира в данный момент. Это... может пойти континенту только пользу», — комментирует генеральный директор Vertis Aviation Джеффри Эмменис.
Эмменис не любит использовать термин «частная авиация» в отношении Африки, потому что он не считает такой способ передвижения на континенте роскошью. «Я считаю нашу отрасль необходимостью из-за проблем с инфраструктурой и обслуживанием», — сказал он. «Если вы находитесь в Гане и хотите лететь коммерческим рейсом в другую часть Западной Африки, иногда вам приходится сначала прилететь в Аддис-Абебу, а это несколько часов в другом направлении просто для того, чтобы повернуть назад и добраться туда, где вам нужно быть. Когда вы видите, что гуру промышленности и горнодобывающие гиганты делают это, вы понимаете, что это неэффективно».
Эмменис согласен с тем, что традиционные центры деловой авиации в Африке, такие как Южная Африка, Нигерия и Марокко, остаются сильными, но он выделяет и другие регионы роста, включая южную и центральную Африку. «Если вы посмотрите на Кот-д’Ивуар, то это довольно зрело, как и в Южной Африке, но на самом деле мы наблюдаем больший интерес к экваториальной Африке — например, Конго, Габону и Замбии», — сказал он. «Сейчас в Камеруне есть несколько новых типов самолетов. Это действительно связано с бурным развитием страны. Камерун — это какао, кобальт, золото, медь. Теперь в Мозамбике и, конечно же, у побережья Намибии были обнаружены большие запасы нефти и газа. Так что происходит много вещей, которые напрямую повлияют на развития сегмента бизнес-перевозок».
Бизнес-модель Vertis основана на чартерах, аренде самолетов и приобретении целых самолетов в рамках ее программы управления чартерами. Клиенты могут купить самолет у Vertis и сдать его в чартер. «Когда клиенты захотят избавиться от этого актива или обновить его, мы продадим этот и найдем для них новый самолет», — сказал он. «Единственное, чем Vertis не занимается, — это эксплуатацией самолетов. Мы никогда этого не делали и не хотим. Мы оставляем это профессионалам в этой области».
Он сказал, что большинство сделок бизнес-авиации в Африке связаны с подержанными самолетами. «Я знаю клиента, который всего две недели назад получил свой новенький 7X», — вспоминает Эмменис. «Это один из немногих известных мне новых самолетов, прописавшихся в Африке. Если где-то кто-то получает более новые джеты, то они, как правило, предназначены для нигерийского рынка, который в любом случае очень зрелый. Несколько владельцев этих самолетов обновляют свой парк».
По словам Эммениса, привлечь людей на континент для ведения бизнеса может быть непросто. «Иногда даже попасть из Европы в некоторые районы Африки бывает непросто», — пояснил он. «В конечном итоге вам придется прилететь, например, в Брюссель, затем остановка где-то еще, а затем вы приземляетесь в конечной точке. Внезапно относительно быстрое путешествие, которое могло бы стать прямым перелетом в пять или шесть часов, занимает у вас целый день, а иногда и больше. А это не совсем удобно».
«Если вы работаете на Ближнем Востоке или оказались там, есть прямые рейсы в более широкий круг мест, в том числе с использованием Ethiopian или Turkish Airlines, а также Qatar Airways и Emirates и вы доберетесь туда быстро. Но если вы занимаетесь бизнесом, это все-равно долго», — продолжил Эмменис.
Он не считает, что самолеты, базирующиеся в Африке, представляют собой проблему с точки зрения возраста, безопасности или технического обслуживания. Самолеты в Африке эксплуатируются компаниями с очень хорошей репутацией. «У вас есть Luxaviation Group, один из крупнейших игроков на континенте», — сказал он. «Afcon в свое время довольно много делала в Африке. В Африке есть действительно хорошие операторы. BestFly — один из них. Я не думаю, что в этом есть проблема. Если вы работаете с хорошим оператором, с хорошим парком самолетов, вы в такой же безопасности, как и в любом другом месте».
«В Африке опыт имеет большое значение», — добавил Эмменис. «Когда вы отправляетесь в более отдаленные места, работа с африканским оператором, который понимает регион, культурные нюансы и рабочую среду, я думаю, на самом деле повышает вашу эффективность и безопасность».
Что касается финансирования самолетов на континенте, учитывая проблемы, с которыми столкнулись Credit Suisse, Republic Bank и Silicon Valley Bank, он сказал, что не знает, как будет развиваться этот сегмент. «Я знаю, что Investec занимается финансированием самолетов. Если это новые активы, а клиент — определенного калибра, вы в конечном итоге остановитесь на своих более традиционных банках, таких как UBS. Многие самолеты, направляющиеся в Африку, — это подержанные самолеты, срок службы которых истек. Тогда традиционная модель финансирования будет недоступна».
Эмменис часто путешествует по континенту. «Я путешествую, но в этом году не так много», — сказал он. «Я думаю, что для меня это по-прежнему остается Южной Африкой, а затем Намибией, Замбией, Конго, Габоном. ЮАР пока еще остается локомотивом бизнес-авиации, но, учитывая экономическую неопределенность и политические изменения, она, возможно, уже не та, что была раньше. И это порождает другие возможности».
«Я африканец», — добавил Эмменис. «Я люблю Африку и всегда любил. Это место, с которым нужно считаться».