Путешествия и приключения, как глоток воздуха необходим нам для преодоления вызовов современной жизни, с ее постоянным стрессовым течением. Настоящий драйв – это находиться в центре событий, улетев за тысячи километров от дома, открывать для себя новые локации и приобретать опыт, встречи и сопереживания с друзьями и конечно же – придаться любимым увлечениям.
На фоне непростой ситуации в мире и тотальных ограничений для наших соотечественников, на первое место вновь выходят путешествия по нашей стране. Для большинства путешественников, привыкших проводить свой досуг заграницей, знакомство с Россией становится открытием и, как правило, настоящим и удивительным. Многие и не подозревают, насколько огромна и разнообразна наша страна, а ее красоты попросту затмевают «заграничные картинки».
В сегменте VVIP туризма количество клиентов, желающих провести время на родине, стремительно растет, и это вовсе не от того, что отсутствует альтернатива. Рыбалка, охота, экстремальные частные экспедиции, да и многое другое набирают обороты, прибавляя к спросу до 20% каждый квартал. Сарафанное радио, разнообразие вариантов, собственный подход в формировании незабываемого путешествия подстегивают многих изменить свое мнение о месте будущего отпуска.
Сейчас с комфортом можно провести свободное время в любом регионе России, однако для истинных ценителей активного и экстремального отдыха все-таки есть определенные проблемы – транспортная доступность. Если до Урала у нас с дорогами и аэродромами «все нормально», то ближе к восточным и северным границам ситуация становиться все сложнее. А ведь хочется именно туда – покорить грозное плато Путорана, побывать на отдаленных реках Якутии, попасть на сахалинский «мега клёв» или исследовать Чукотку, заглянув вначале, например, на Камчатку. А представляете какой адреналин получаете, если все эти переживания вы разделите с близкими людьми. И вот тут возникает вопрос правильного выбора средства передвижения. Конечно, у нас сейчас достаточно много вертолетных предложений, но все они весьма ограничивают ваши возможности. Если, к примеру вы рыбак или охотник, то сразу же встает вопрос транспортировки снаряжения и запасов, ведь на один день в такое путешествие не отправляются. Вертолет весьма ограничен по дальности полета и по полезной нагрузке, да и много народу не возьмет. Другое дело самолет, но и тут проблемы: количество взлетно-посадочных полос и их состояние желает лучшего, а значит нужно выбирать настоящий вездеход, причем весьма неприхотливый, с «хорошей загрузкой» и оптимальной дальностью. Но при этом хочется комфорта настоящего бизнес-джета.
На отечественном, да и на мировом, рынке чартерных перевозок машин под такие цели очень мало, но они есть. И, как не странно, это забытые, но отлично зарекомендовавшие себя экземпляры советской эпохи. Главный герой этой ниши – легендарный ветеран реактивный Як-40. Именно про него, перефразировав слова известной песни, можно сказать – «что нам снег, что нам зной, что нам грунт непроходной». Самолет уникален и надежен, и это доказано временем. Попробуем посмотреть на него через призму наших задач – полет на рыбалку или охоту в труднодоступные локации. Наш выбор пал на Як-40Д в VIP конфигурации, который на рынке предлагает российская компания «ДримДжет», а это значит, что до 13 пассажиров в комфортных условиях могут улететь на расстояния до 2000 км. Это неплохо. Например, стартанув из Петропавловск-Камчатского, вы можете добраться до самых удаленных точек полуострова. Из Москвы доступны многие локации центральной России и Севера. Главное условие – наличие хоть какой-то «грунтовки». Список эксклюзивных направлений, куда альтернативы Яку не существует, велик – это полузаброшенные аэропорты, аэродромы и даже посадочные площадки: Диксон, Северо-Енисейск, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Смоленск, Котлас, Соловки, Северо-Байкалск, Астрахань, Рыбинск…
Даже во время полета, когда все ваши мысли уже связаны с будущим уловом или охотничьими трофеями, никто не отменяет комфорт. Компоновка интерьера включает в себя два отделанных натуральным шпоном комфортабельных салона, разделенных между собой перегородкой. В первом салоне на 5 пассажиров предусмотрена рабочая зона для Первого пассажира и диван, во втором на 8 мест – клубы с большим и малым столом и кресла для сопровождающих лиц. Для удобства пассажиров все места оборудованы как классическими розетками, так и USB-разъемами. Кожаные кресла и диван выдержаны в светло-бежевых тонах и имеют различные регулировки для максимального комфорта пассажиров. Также в самолете предусмотрена новая диммируемая светодиодная система освещения. Интерьер сочетает белый, коричнево-бежевый и графитовый цвета, а новое ковровое покрытие и ровный пол визуально увеличивает пространство и делают самолет «как бы шире». Размер же салона сопоставим с такими суперсредними джетами, как, например, Bombardier Clallenger-350 или Embraer Legacy-500.
Самолет действительно универсален. Весьма объемное пространство для багажа с возможностью самостоятельной загрузки и встроенный трап дают Як-40 автономию от любого аэродромного обслуживания. С собой вы можете взять практически все, к чему привыкли в обычной жизни. А это значит, что отдых не будет омрачен отсутствием привычных и любимых для вас вещей.
Полет на ЯК-40 — это музыка для души, но позвольте эмоции от него оставить для вашего личного впечатления. Самолет словно «ладья викингов» двигается плавно, не торопясь набирая высоту. Атмосфера в салоне располагает к безмятежным разговорам с друзьями под хороший «стол». Проводник предложит горячее питание на выбор пассажиров, прохладительные и горячие напитки, богатый выбор спиртного. Здесь можно разговаривать вполголоса или включить любимые музыкальные треки, а можно просто очень хорошо отдохнуть, покемарив почти на полноценной кровати. Широкие круглые иллюминаторы не утаят ни миллиметра красот, над которыми вы будете пролетать. А моменты восхода и заката, которые зальют салон фантастическим светом, будут в вашей памяти очень долго, ведь такую игру оттенков сложно представить в иных условиях.
После посадки вы будете удивлены, на какой крошечный по самолетным меркам «пяточек» вы приземлились. Самолет оснащен реверсом тяги двигателя. У самолетов реверс не всегда есть, а щитков на крыле полно, а тут наоборот. Работу он свою делает: реактивному трехдвигательному самолету весом более 17 тонн на посадку хватает полосы около одного километра. Як-40 не скромничает применять реверс еще до касания, такое в авиации иногда встречается, но тут это стандартная практика. Конечно, у самолета есть вспомогательная силовая установка – миниатюрный газотурбинный двигатель, который стал тоже довольно популярен в авиации. Поэтому запустить двигатель можно без дополнительного аэродромного оборудования. Лучшего транспорта для российской глубинки не найти – большая компания с полным снаряжением может добраться с комфортом в труднодоступные места, при этом тратить время на перебазирование практически не придется – самолет доставит пассажиров максимально близко к месту назначения и всегда готов к полету.
Важная особенность Як-40 – низкая посадочная скорость, мощное шасси и колеса низкого давления. Результат – безопасные посадки на короткие, разбитые и даже грунтовые взлетно-посадочные полосы. Несколько лет назад один известный швейцарский производитель предложил рынку новейший «уникальный» и «первый в мире» реактивный бизнес-джет с большой грузовой дверью в салон, способный летать на короткие грунтовые взлетно-посадочные полосы и доставить пассажиров и их крупногабаритный практически в любой забытый Богом аэродромчик мира. Немного слукавили: подобный самолет, только более вместительный и комфортабельный, был создан в СССР более 50 лет тому назад. После многочисленных модернизаций он обрел дополнительные топливные баки, VIP-салон, авионику для выполнения международных полетов. Имеется и модификация с большой грузовой дверью в салон (Як-40К). В общем, «первопроходство» швейцарцев, так скажем, не удалось, запоздав на полвека.
Кто-то может по незнанию сказать, что самолет устарел. Но достаточно вспомнить, что такой популярный самолет, как Boeing-737, на год старше Як-40, а Hawker – на два года! Даже столь полулярные Challenger-604/605 и Falcon-900 ведут свою историю с начала 80-х.
Предложения полетов на охоту, рыбалку и для туризма в отдаленные уголки России и СНГ в последнее время стали востребованы не только среди частных заказчиков, но и среди туркомпаний, специализирующихся на VVIP путешественниках. Согласитесь, удобно иметь неприхотливый универсальный самолет в своем «базовом аэропорту» для развоза туристических групп. За рубежом этот опыт также распространен, но самолеты намного «хилее», что по дальности, что по полезной нагрузке.
Сегодня Як-40 трудятся в разных странах мира – России, СНГ, Африке. Они выполняют различные перевозки: пассажирские регулярные, VIP и грузовые. Росавиация и АО «ОКБ им. А.С.Яковлева» рассматривают вопрос существенного продления назначенного срока службы Як-40 и восстановления большого количества заброшенных самолетов данного типа. СибНИА провели ремоторизацию самолета, заменив три двигателя АИ-25 на два более мощных Honeywell TFE-731-5BR, разработали новое композитное крыло для него. Прорабатывается и вариант установки двух новейших отечественных моторов АИ-222. Техническое обслуживание Як-40 выполняется несколькими крупными центрами по техническому обслуживанию и ремонту, Минский авиаремонтный завод выполняет капитальный ремонт, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации готовит пилотов и бортмехаников. Впереди у этого заслуженного самолета много интересного. Команда «ДримДжет» ждет Вас на борту этого уникального отечественного бизнес-джета!