Покупатели самолетов все еще находят финансирование несмотря на высокие процентные ставки

Несмотря на повышение процентных ставок в этом году и на то, что рынок вышел из перегретого состояния, финансирование самолетов в основном остается доступным, даже несмотря на то, что банки стали более жесткими в своих требованиях к кредитованию. Ожидается, что со временем финансирование будет увеличиваться.

Недавно опубликованное исследование Airbus Corporate Jets показало, что 82% базирующихся в США финансистов бизнес-авиации и брокеров частных самолетов ожидают, что в течение следующих трех лет наряду с устойчивым спросом вырастет доступ к финансированию. Однако, хотя 98% полагают, что ставки по финансированию джетов останутся привлекательными, почти половина отметила небольшое увеличение требований к наличным средствам.

Когда аналитики спросили, стало ли клиентам труднее найти финансирование в свете повышения процентных ставок, Барт Демоски, исполнительный вице-президент и финансовый директор Bombardier, ответил, что компания «не заметила никакого негативного воздействия». Руководители Bombardier недавно встречались с различными финансовыми компаниями, которые работают в сфере бизнес-авиации, уточнил он, и «все они видят рост в своих отчетах». Они очень поддерживают отрасль. Как группа, все они заявили, что вкладывают больше капитала в бизнес-авиацию, потому что она приносит им высокие результаты». По его словам, это особенно актуально для клиентов Bombardier, но признал, что эти клиенты имеют возможность зарабатывать деньги.

Специализированные кредиторы, такие как Global Jet Capital (GJC), продолжают расти на этом рынке. Генеральный директор GJC Вивек Каушал воодушевлен тем, что бизнес остается стабильным. «В этом году дела шли хорошо», - сказал Каушал. «Мы примерно находимся в том же темпе, что и в 2022 году, что на самом деле очень хорошо, учитывая, что это был несколько меньший рынок». GJC приближается к 10-летию своей деятельности, и за это время она стала одним из крупнейших финансистов и арендодателей в отрасли бизнес-джетов, объем инвестиций которой приближается к $4 млрд.  Он согласился с утверждением других, что доступность финансирования «по-прежнему довольно хороша». Что касается GJC, Каушал добавил: «Мы сохранили аппетит. Мы сохранили нашу позицию, как и в предыдущие годы».

Тем не менее, он отметил, что с учетом процентных ставок традиционные банки могут «нацелиться на более широкий спектр кредитования, чем раньше, что, возможно, имело место 12 месяцев назад. Если вы занимаетесь кредитованием инвестиционного уровня, получить доступ к банкам по-прежнему относительно просто».

Трудности могут возникнуть, когда банки находятся в не лучшем состоянии, сказал Каушал, указав на некоторые региональные банки, которые столкнулись с финансовыми проблемами в прошлом году. Именно здесь рынок немного это почувствовал. Но очень крупные банки все еще продолжают неплохо существовать. «Мы не расширили спектр кредитования, как это сделали они. Как специализированный провайдер финансирования бизнес-авиации, мы можем проявлять гибкость, что очень важно на этом переходном рынке».

Кроме того, у GJC нет такого регуляторного контроля и ограничений, как у банков, которым, возможно, придется настаивать на определенных кредитных требованиях, в отношении которых «у них нет достаточной гибкости». Даже если процентные ставки, возможно, немного охладили спрос, «я не могу сказать, что это обязательно плохо», - сказал Каушал. «Я думаю, что это привнесло некоторую рациональность в рынок транзакций, где в прошлом году значительная часть сделок была совершена без проверок перед покупкой. Это уже не так, поэтому рынок вернулся к стандартной практике».

Рынок нормализуется, признал Филип Уинтерс, вице-президент по продажам самолетов и управлению чартерными перевозками компании Western Aircraft (и вступающий в должность председателя Международной ассоциации авиационных дилеров IADA), «за исключением процентных ставок, которые будут интересной эволюцией». Уинтерс несколько более осторожен в отношении перспектив, говоря: «Я думаю, что мы находимся на ранних стадиях воздействия на людей, покупающих самолеты». По его словам, крупные покупатели самолетов, как правило, могут больше полагаться на наличные.

Исполнительный директор IADA Уэйн Старлинг также согласился с тем, что ситуация с традиционными банками может быть немного более сложной, сообщив, что «все банки сделали шаг назад в отношении руководящих принципов андеррайтинга, особенно в отношении предлагаемых ими условий». Но Старлинг добавил: «Это неприменимо, когда они разговаривают с одним из своих крупных банковских клиентов. Изменения касаются в основном небанковских клиентов».

Он также видел, что более мелкие банки оставались на рынке лишь короткое время. Но Старлинг далее отметил, что процентные ставки «не являются существенным фактором при принятии решения покупать или не покупать», особенно в отношении самолетов. «Речь идет больше о том, финансирую ли я или плачу наличными… Наличные по-прежнему правят».

Развивающийся рынок также создал возможности для новых игроков в финансовой сфере. Одной из таких компаний является Jet Support Services Inc. (JSSI), которая в этом году запустила специализированное финансовое подразделение после приобретения Shearwater Global Capital. «Это альтернатива традиционным вариантам кредитования», - сказала директор по маркетингу и стратегии JSSI Мегха Бхатия. Кредитор, основанный на активах, «находится в нужном месте, чтобы восполнить пробел на рынке, ориентированного на самолеты среднего возраста». Она определила это как самолет старше 15 лет.

JSSI обнаружила, что с появлением новых участников и рекордно низким уровнем запасов на вторичном рынке интерес к старым жизнеспособным бизнес-джетам увеличился. «Хотя мы видим, как эти тенденции нормализуются, а производители осторожно увеличивают темпы производства, чтобы соответствовать спросу, возможности традиционного процесса кредитования, особенно для старых самолетов, ограничены, что дает возможность кредиторам, которые могут быстро и легко обслуживать этот рынок на протяжении всего периода финансирования».

По ее словам, JSSI Aviation Capital может предоставить финансовые решения в качестве альтернативы для клиента, который может не соответствовать критериям финансирования традиционных кредиторов. «Наши кредиты структурированы по-другому, исходя из стоимости активов, а не кредитного профиля владельца; это формирует синергетическое партнерство между JSSI Aviation Capital и клиентом для поддержания или даже увеличения остаточной стоимости самолета».

Что касается бизнеса, Бхатия повторила мысли других: «Рынок деловой авиации устойчив, даже несмотря на то, что процентные ставки продолжают расти. Новые поставки остаются сильными. Объем сделок с подержанными самолетами нормализуется на уровне выше, чем в 2019 году».

Между тем, Каушал видит выгоду в финансировании с более высокими процентными ставками: «Поскольку более высокие ставки являются сдерживающим фактором, они также являются причиной для кого-то искать финансирование для такого актива, как бизнес-джет, чтобы они могли сохранить эту ликвидность для более длительного использования. Это среда, в которой люди могут быть оппортунистами и вкладывать эти деньги в свой бизнес, вкладывать свои деньги в приобретение, вкладывать свои деньги в создание возможностей с более высокой прибылью в будущем, которая намного превышает стоимость финансирования».