Открытие в начале 2020 года FBO компании Jetex в Марракеше стало показателем того, что стратегия органического роста международного оператора FBO со штаб-квартирой в Дубае приносит свои плоды в ведущем туристическом регионе Марокко.
«Мы официально открыли Марракеш в феврале 2020 года», - сказал Джулиан Питарези, генеральный менеджер Jetex во Франции и Марокко. «К сожалению, в марте того же года Covid накрыл всю планету». Питарези отметил, что правила Королевства были очень строгими, и в результате оно было полностью заблокировано почти на два года. Те немногие рейсы, которые прилетали в Марракеш, должны были соответствовать очень строгим разрешениям, но Питарези был уверен, что FBO переживет Covid благодаря бренду Jetex.
«Когда Марокко было заблокировано, с другой стороны в Дубае все было открыто», - объяснил он. «Благодаря сети мы достигли своеобразного баланса в разных местах. Поскольку в компании в Марокко работает более 80 человек, нам нужно было найти способ поддерживать их мотивацию и активность, используя время для получения сертификатов и повышения квалификации».
Когда в марте прошлого года граница наконец открылась, это спровоцировало рост числа путешественников в стране. «Я читал в новостях, что в мае этого года количество туристов выросло на 63% по сравнению с маем 2019 года», - сказал Питарези. «Чемпионат мира по футболу определенно оказал влияние. Люди поспешили поздравить Марокко с выходом в полуфинал».
У Jetex 86 сотрудников в Марокко, 56 из них в Марракеше. Компания также управляет FBO в Рабате, Касабланке, Агадире и Дахле, последний откроется в первом квартале этого года. «У нас есть эта контролирующая сеть, поэтому мы можем отправить кого-нибудь в любой аэропорт, просто чтобы убедиться, что обслуживание будет на том уровне, который нам нужен для пассажиров», - пояснил Питарези.
Последние данные Управления аэропортов Марокко (ONDA) показывают, что Jetex обслуживает 82% трафика FBO в Марракеше. Ее терминал, созданный по образцу объекта компании в Дубае, имеет площадь 1000 кв.м. На первом этаже предусмотрены отдельные входы для персонала, экипажа и VIP-персон. Наверху расположены офисы компании и конференц-залы, что дает дополнительные 250 кв.м. площади.
Питарези видит, что все больше и больше американцев приезжают в Марракеш, среди последних наиболее заметных гостей были Опра Уинфри и Роберт де Ниро. «Все больше и больше людей хотят приехать», - сказал Питарези. «В октябре в Марракеше прошли ежегодные заседания Международного валютного фонда и Всемирного банка».
Помимо пассажиров из США и Европы, Питарези также рассматривает Марокко как направление для жителей Ближнего Востока. «Им очень нравится приезжать сюда на каникулы», - сказал он. «Для нас это очень важный FBO, потому что люди, приезжающие из Дубая, также едут в Париж и Лондон. Вот почему мы вложили так много средств — это важное направление, ставшее неотъемлемой частью репутации компании. Деловая авиация только начала развиваться в Марокко. Это первый FBO, который мы полностью построили в стране, и самый роскошный в Африке».
Еще одним фактором в пользу Марракеша как пункта назначения является то, что проект бизнес-аэропорта Тит-Меллиль в Касабланке, который должен был обслуживать первых пассажиров, начиная с 2025 года, был «заморожен на неопределенный срок», что по словам Питарези, повышает вероятность того, что операторы выберут Марракеш.
Владельцы частных самолетов Королевства эксплуатируют широкий спектр самолетов от ведущих производителей. В их число входят две чартерные компании: базирующаяся в Рабате Air Ocean Maroc и Sarah Airways из Касабланки. «Вместе у них девять самолетов, включая Hawker 800XP, Learjet 45, Legacy 600 и Falcon 100», - сказал Питарези.
Он добавил, что сейчас все очень интересуются Марокко. «Деловые возможности существуют; частный сектор и даже правительство помогают. Раньше это, возможно, было немного сложно, но теперь стало очень легко. Марокко прогрессирует: туризм здесь развит, и многие предприятия инвестируют в него».
Питарези считает Королевство одним из самых простых мест для управления самолетом. «Мы видим высокий уровень удовлетворенности наших клиентов в Марокко», - сказал он. «Людям очень нравится дух и сила бренда, а также сочетание гостеприимства и авиации».