По мере того, как глобальная пандемия Covid все больше уходит в прошлое, объем перевозок деловой авиацией в Юго-Восточной Азии значительно возрос. Согласно данным WingX Advance, в Сингапуре количество вылетов бизнес-джетов из аэропортов Чанги (Changi) и Селетар (Seletar) в прошлом году выросло почти на 28% по сравнению с уровнем 2019 года.
«Привычка путешествовать вернулись к уровню, существовавшему перед Covid, при этом спрос на бизнес-авиацию продолжает расти», - пояснил Файзал Хан, директор Jet Aviation по FBO в Сингапуре. «Этому также способствует стратегическая роль Сингапура и его расположение в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Из двух аэропортов города-государства, Селетар явно доминирует в пассажиропотоке деловой и частной авиации. По данным WingX, в 2023 году на специализированный аэропорт авиации общего назначения пришлось 93% всех рейсов деловой авиации, направлявшихся в Сингапур.
Несоответствие привело к тому, что крупный наземный провайдер бизнес-авиации Signature Aviation недавно закрыл свое представительство в Чанги. Хотя у компании там не было физического офиса, она размещала сотрудников в Чанги для обслуживания своих клиентов, которые прилетали в главный коммерческий аэропорт острова.
«Это был человек в фургоне в буквальном смысле, потому что вам приходится пользоваться инфраструктурой аэропорта», - объяснил генеральный директор Signature Aviation Тони Лефевр, добавив, что сотрудники будут встречать прибывающих пассажиров у трапа, проводить их через таможню и помогать с любыми запросами при вылете. «Я поработал в обоих аэропортах, поэтому понимаю, почему клиенты выбирают Селетар, а не Чанги», - сказал он. «К тому же это ближе к городу, так что в этом есть смысл».
Signature поддерживает партнерские отношения с одним из менеджеров Селетар, к которому компания может направлять клиентов, а также сохраняет долю в Гонконгском центре деловой авиации (HKBAC), единственном представительстве FBO в международном аэропорту Гонконга. Лефевр поднял вопрос о возможности присоединения FBO в Селетар к глобальной сети компании из более чем 200 локаций. «Я бы сказал, что это область, в которой мы заинтересованы, и при наличии подходящей возможности мы бы ею воспользовались», - сказал он.
Для Юго-Восточной Азии в целом «проблемы с инфраструктурой сохраняются, особенно потому, что аэропорты в регионе изначально не были предназначены для бизнес-авиации», - пояснила Ивонн Чан, региональный директор Universal Weather and Aviation. «Это включает в себя ограничения объектов и на самолеты большего размера, что приводит к ограничениям на парковку».
Gulfstream и Bombardier наблюдают рост числа бизнес-джетов с большим салоном
Действительно, среди типов самолетов, используемых в этом регионе, преобладают самолеты с большим салоном. «Эксплуатационные характеристики Gulfstream, представленные в G650, оказались идеальными для клиентов в Юго-Восточной Азии и регионе APAC, поэтому интерес к ним продолжает расти», - сказал Майкл Свифт, вице-президент американского производителя по продажам в регионе EMEA и APAC. «Сейчас мы наблюдаем повышенный спрос на наш флагманский G700 и сверхдальний G800, поскольку высокие скорости и дальность полета, которые обеспечивают эти самолеты, желательны для операторов в регионе, желающих совершать беспосадочные рейсы в Европу и другие части мира».
Это также справедливо и для канадской Bombardier. «Мы по-прежнему наблюдаем большой интерес к нашим самолетам со стороны Индии, Австралии и Юго-Восточной Азии, и в настоящее время Global 7500 базируются по всему региону [APAC] в Японии, Австралии, Индии, Большом Китае, Сингапуре, Индонезии и Малайзии», - отметил Мэтью Николлс, советник по коммуникациям и связям с общественностью.
Поскольку бизнес-авиация находится на подъеме, Управление гражданской авиации Сингапура (CAAS) пытается помочь владельцам и операторам. Ивонн Чан из Universal Weather and Aviation отметила, что выдача разрешений требует времени из-за программы надзора ведомства за иностранными операторами, которая использует методологию оценки иностранных перевозчиков и бизнес-джетов, основанную на оценке рисков.
При оценке учитываются такие факторы, как способность государства эксплуатанта осуществлять надзор за безопасностью полетов, государство регистрации, эксплуатационные возможности перевозчика и данные о безопасности конкретного воздушного судна и типа воздушного судна. «Мы понимаем и поддерживаем решение CAAS пересмотреть записи о безопасности полетов эксплуатантов и воздушных судов», - сказала Чан.
Большая часть трафика, направляющегося в Сингапур, поступает из региона АСЕАН, в частности из Индонезии, Таиланда и Малайзии. Рост трафика из этих регионов компенсировал сохраняющийся спад, наблюдаемый в материковом Китае, где пока не наблюдается такого же оживления.
Лефевр, который входит в совет директоров HKBAC благодаря доле владения Signature, рассказал о перспективах гонконгского рынка. «Азия, и, конечно же, Китай, все еще находились в режиме восстановления, и поэтому мы начинаем видеть преимущества снятия различных ограничений, которые там были», - сказал. «Это были хорошие 12 месяцев, и тенденция восстановилась не в полной мере, но, безусловно, в правильном направлении».