Развитие услуг ТОиР деловой авиации в Центральной Азии

Рынок бизнес-авиации стран Центральной Азии за последние пару лет словно проснувшись от нестабильности после пандемии и глобальной экономической корректировки, начинает активно формироваться, но уже с принципиально новым портретом клиента. Безусловными лидерами этого роста становятся страны Средний Азии, где клиентура, у которой появились новые экономические возможности и международная кооперация, стремится сделать свой бизнес не только эффективным, но и комфортным.

Именно Казахстан и Узбекистан становятся теми драйверами роста, которые формируют облик рынка деловой авиации региона – с современной инфраструктурой и разнообразным парком воздушных судов. На правах анонимности аналитик одного из известных казахстанских банков отметил, что ежегодный темп прироста в инфраструктурные проекты и приобретение воздушных судов составляет порядка 12-14% и такая тенденция сохранится еще 5-7 лет.

И если реализация проектов аэропортовой инфраструктуры находится только в самом начале своего пути, то покупка самолетов и вертолетов идет активно уже давно. Впрочем, выявить явные предпочтения по типам воздушных судов в этом регионе весьма сложно. Здесь востребованы бизнес-джеты и вертолеты совершенно разных классов – от ультрадальних джетов Gulfstream G650 и Bombardier Global 7500, до самолетов среднего и легкого классов (Pilatus PC-24 и Cessna Citation CJ). Особую популярность набирают турбовинтовые самолеты – это  однодвигательный Pilatus PC-12NGX (в 2023-2024 гг. на рынок Казахстана поставлено несколько самолетов) и двухдвигательный Beechсraft King Air 350 Series (несколько самолетов эксплуатируется в Казахстане и еще один самолет поставлен в одну из сопредельных республик в 2023 г.), способные удовлетворить региональные запросы операторов самолетов и вертолетов  деловой авиации и государственных структур.

Если представить символический портрет клиента, то, как правило, это представители крупного бизнеса, эксплуатирующие самолеты исключительно в своих корпоративных интересах или государственные и частные компании, выполняющие специализированные задачи. При этом, в зависимости от миссии выбирается конкретный тип самолета, способный выполнять рейсы даже на аэродромы с весьма неудовлетворительной инфраструктурой. Именно таких аэропортов в регионе большинство. Аналогичная картина складывается и в вертолетном сегменте, где хорошо зарекомендовали себя такие модели как: Leonardo Helicopters AW139 и Airbus Helicopters H145. И еще один нюанс – количество пользователей услуг бизнес-авиации, которые впервые полетели на джетах или вертолетах стремительно растет, а это значит, что новый тип клиента в регионе обязательно станет источником роста всего сегмента. Среди этой категории можно выделить IT специалистов, молодых успешных представителей предпринимателей и владельцев бизнеса, связанного с сельским хозяйством, а также государственные структуры, которым необходимо использовать авиацию для выполнения специальных работ. Все они потенциальные покупатели самолетов и вертолетов в будущем.

Однако, большой наплыв воздушных судов сопряжен с одной из главных проблем – полноценного послепродажного обслуживания в регионе. Мировой опыт предполагает, что счастливые владельцы новых самолетов и вертолетов вместе с ключами получают и сервисное обслуживание от производителя в рамках гарантии или пакетов техподдержки. Для обладателей самолетов «со вторички» проблема, как и где обслуживать воздушное судно возникает сразу после покупки. Любые работы по техническому обслуживанию, как известно, предполагают однозначное присутствие воздушного судна в сертифицированном сервисном центре, либо в сертифицированном и авторизованном производителем сервисном центре, что наиболее предпочтительно, так как предполагает прямую поддержку и исполнение гарантийных обязательств от завода-изготовителя в части полноценной технической поддержки. Количество провайдеров услуг ТОиР в регионе сейчас ограничено, а авторизованных центров – единицы. Создание полноценного центра послепродажного обслуживания довольно длительный и финансово затратный процесс, ведь нужно пройти подготовительный этап: обзавестись подходящими производственными площадями, закупить необходимый инструмент и оборудование, а также запасные части и собрать профессиональную и опытную команду инженерно-технического персонала. После подготовительного этапа требуется пройти самый важный этап – сертификацию авиационных властей и аудит производителя, и как итог – получить признание и разрешение на производство работ.

BizavNews удалось пообщаться с казахстанской компанией Pure Technics, которая рассказала о своей работе. В 2022 году открылся сервисный центр Pure Technics в аэропорту Нурсултан Назарбаев и получил сертификат организации по техническому обслуживанию и ремонту от авиационных властей Казахстана по обслуживанию самолетов Pilatus PC-12 и PC-24, а также вертолетов Leonardo AW139. Далее центр получил признание (валидацию) авиационных властей Республики Узбекистан. В течении первого года работы были успешно проведены крупные чеки по периодическому техническому обслуживанию на двух PC-24 и двух PC-12NG. По словам представителей компании, основной упор был сделан на рынок послепродажных услуг в Казахстане и соседних стран, делая авиацию более доступной за счет предоставления профессиональных и качественных услуг по конкурентным ценам.

Изначально компания создавалась, как авторизованный сервисный центр по обслуживанию самолетов швейцарского производителя Pilatus Aircraft в Казахстане. С самого начала работы команда Pure Technics постоянно мониторит рынок и ищет дополнительные точки роста. Компания сосредоточилась на работе с теми производителями, которые присутствуют в стране, расширяя свои предложения, позволяющие владельцам выполнить большинство работ именно в своем регионе и оптимизировать расходы на пустые перегоны для выполнения технического обслуживания в Европе. Так Pure Technics уже начала работать с одним из лидеров мирового рынка, Textron Aviation. Начиная с осени 2023 Pure Technics успешно проведены переговоры с этим знаменитым производителем самолетов из США, закуплен необходимый инструмент, собрана команда инженеров, получен доступ к пулу запасных частей. «В настоящее время мы прошли подготовительный этап и интенсивно готовимся к расширению сферы деятельности нашего центра послепродажного обслуживания. В дополнение к уже имеющимся типам самолетов Pilatus и вертолетов Leonardo, действующий сертификат организации ТОиРАТ в ближайшее время будет расширен на оперативное и периодическое ТО самолетов Beechcraft King Air Series, а также вертолетов Airbus Helicopters H145 (BK117)» - прокомментировали в компании.

Что же, пожелаем Pure Technics успеха и с нетерпением ждем новостей.