В связи с участившимися случаями нарушения безопасности на взлетно-посадочной полосе Honeywell Aerospace готовится представить Surf-A – систему оповещения о положении воздушного судна на взлетно-посадочной полосе, которая обеспечит пилотам «третью пару глаз».
На прошлой неделе компания Honeywell продемонстрировала систему Surf-A на серии рейсов между Сиэтлом и Якимой, используя свою летающую лабораторию Boeing 757. Если все пойдет по плану, Surf-A может быть сертифицирован FAA и доступен для модернизации в ближайшие 12-18 месяцев.
Surf-A непосредственно предупреждает пилотов на борту воздушного судна о риске выезда за пределы взлетно-посадочной полосы, отклонений от нее или других происшествий. Программное обеспечение использует данные GPS и ADS-B в зоне взаимодействия со взлетно-посадочной полосой для мониторинга руления, пробега или разбега и выдает звуковое оповещение пилоту, когда его алгоритмы определяют, что самолет находится на траектории, которая может привести к инциденту в течение следующих 30 секунд.
Пилоты, использующие программное обеспечение Surf-A, могут слышать четыре различных предупреждения: «движение по РД», «препятствия», «движение на взлетно-посадочной полосе» и «движение на пересечении взлетно-посадочной полосы». В дополнение к звуковым предупреждениям на навигационном дисплее пилота также отображаются текстовые сообщения.
«Пилот в конечном счете принимает решение о том, что делать с этой информацией», - комментируют в Honeywell Aerospace. «Точно так же, как если бы ваш второй пилот сказал: «Эй, там кто-то есть на взлетно-посадочной полосе», — это третья пара глаз для пилота».
Surf-A основан на уже сертифицированной Honeywell системе информирования на взлетно-посадочной полосе и программном обеспечении SmartRunway/SmartLanding, которые используют GPS-координаты самолета в сочетании с географическими данными для оповещения пилота о риске выезда за пределы взлетно-посадочной полосы или посадки вне ее. SmartRunway и SmartLanding также могут предупреждать пилотов, например, о том, что при взлете закрылки не установлены в необходимом положении, заход на посадку неустойчивый или взлетно-посадочная полоса слишком короткая.
Следующим этапом развития этой технологии Honeywell является Surf-IA, которая добавляет более сложные визуальные индикаторы на бортовые дисплеи. Honeywell тестирует ее с 2018 года в сотрудничестве с Airbus и Dassault.
В то время как Surf-IA предназначена для установки на новые самолеты, более базовая система Surf-A будет доступна в виде модернизации, доступной по цене и простой в установке, пояснили в компании. «Мы хотим получить его не просто в качестве готового варианта, но и дооснастить, а также использовать эту возможность на самолетах различных типов».