Мой джет – моя галерея!

Эксперты считают, что использование художественных работ на борту частных самолетов требует достижения тонкого баланса между творческим самовыражением и строгими авиационными стандартами.

Владельцы частных самолетов стремятся отразить свой стиль в салоне, и для этого популярным средством является искусство. «У всех владельцев бизнес-джетов есть коллекции произведений искусства, они либо любители искусства, либо инвестируют в него», - комментирует Матье Фаэн, основатель Art&Jet, арт-консалтинговой компании, специализирующейся на частной авиации.

Дэвид Вандерцвааг, генеральный директор Airhawke, предоставляющей услуги по разработке интерьеров, согласен с тем, что на них есть спрос: «Мы довольно часто получаем запросы на картины, а также вазы, лампы и часы, которые призваны стать художественным оформлением».

Температура и давление

При размещении произведений искусства на частных самолетах возникает множество технических проблем. Адам Уайт, генеральный директор Comlux Completion, говорит, что экстремальные проблемы окружающей среды, с которыми сталкиваются произведения искусства на борту самолетов, включая колебания температуры и давления, требуют тщательного отбора материалов. «Такие экстремальные перепады температур (от 46°С до минусовой) могут нанести ущерб произведению искусства», - объясняет он. «на самом деле классические произведения искусства не следует размещать в самолете на постоянной основе. Альтернативой могут служить репродукции произведений из частных коллекций. «На самом деле, для наших клиентов не редкость создавать произведения на заказ».

Йорг Левес, руководитель отдела продаж, комплектации и дизайна Lufthansa Technik, ознакомился с широким спектром запросов на художественные инсталляции на частных самолетах – от «классических» картин до фотографий, скульптур и цифрового искусства. Чаще всего заказывают скульптуры из металла или стекла, уникальные стеклянные чаши или скульптурные светильники. Lufthansa Technik также установила уникальные обугленные /карбонизированные изделия из засохшего дерева, выполненные в виде художественной выставки. Все чаще встречаются гравюры на металле с различными мотивами или текстами, от известных цитат до стихов, городских пейзажей или других достопримечательностей. В некоторых случаях эти металлические вставки также могут иметь слегка трехмерный вид.

«Более недавняя тенденция связана с NFT [невзаимозаменяемыми токенами], цифровыми произведениями искусства, которые используют крипто- и блокчейн-технологии для подтверждения их права собственности и подлинности», - говорит Левес. «Они могут быть представлены с помощью цифровых экранов или даже гигантской потолочной проекционной системы, представленной в нашей концепции VIP-салона Explorer, в которой используются проекционные технологии немецкой компании Diehl. Изготовленные на заказ NFT различных стилей и размеров также могут стать уникальным украшением салона VIP-самолета».

Цифровое искусство на экранах в салоне самолета

Art&Jet также видит потенциал в цифровом искусстве для показа на установленных экранах. Компания рассматривает возможность подписной программы, позволяющей владельцам самолетов выбирать художников из каталога. «Новые работы могут выставляться каждые несколько недель», - говорит Фаэн из Art&Jet.

Безопасность превыше всего

Сертификация является жизненно важным фактором для размещаемых предметов искусства. «Предметы искусства должны соответствовать тем же строгим критериям сертификации, что и любые другие памятники архитектуры или изделия из материалов», - говорит Левес из Lufthansa Technik. «В процессе сертификации соответствие должно быть проверено и задокументировано. Помимо требований к воспламеняемости, выделению дыма или тепла, предметы искусства должны безопасно выдерживать обязательный краш-тест 9G».

«Обеспечение соответствия установленных элементов искусства требованиям летной годности, как правило, предполагает внесение в них определенных изменений, а также стремление сохранить внешнюю привлекательность изделия», - говорит Вандерцвааг из Airhawke. «Это включает в себя повторное использование огнестойких материалов; тщательное проектирование и интеграцию точек крепления; или, в некоторых случаях, создание точной копии, устойчивой к разрушению или усиленной для сохранения целостности конструкции в случае аварийной посадки. В одном случае мы напечатали картину маслом на шелкографии, к удовлетворению владельца, в двух экземплярах, чтобы облегчить проверку на воспламеняемость».

Подходы к монтажу

Йорг Левес из Lufthansa Technik Loewes приводит в пример большую металлическую статую скачущей лошади, стоящей на задних ногах. «При минимальном материальном соединении (двух опор) с наземной опорной плитой возникла огромная инженерная задача, связанная с сертификацией 9G», - говорит он.

Инженеры решили эту проблему с помощью специальных ограничителей. «Стальная сетка была незаметно проложена через ноги лошади к специально спроектированным точкам крепления в нижележащем предмете мебели и, наконец, к узлам крепления конструкции и направляющим сиденья», - говорит Левес.

Для другой бронзовой статуи животного мебель под ней была усилена, чтобы выдерживать нагрузки, в три-четыре раза превышающие обычные точечные нагрузки. В прошлом сертификация несъемных стеклянных элементов была сложной задачей. Однако, по словам Левеса, многослойное стекло стало достаточно современным, чтобы удовлетворить многие требования в этой области.

Местоположение имеет решающее значение

«Соответствующее расположение в салоне воздушного судна также имеет первостепенное значение для сертификации, особенно в отношении сценариев и путей эвакуации», - говорит Левес. «Картины или фотографии на стенах обычно не имеют решающего значения в этом отношении. С другой стороны, объемные скульптуры потенциально могут перекрыть путь эвакуации или другие жизненно важные элементы безопасности и, следовательно, должны быть тщательно спроектированы и сертифицированы. Вес и сбалансированность на уровне самолета в целом являются еще одним важным аспектом при установке в салоне, но концентрация нагрузок и соответствующие траектории загрузки имеют решающее значение».

Выбор материалов

Материалы подбираются тщательно. «Чтобы снизить риск воспламенения, при заказе работ мы используем такие материалы, как шелк, шерсть и драгоценные металлы», - говорит Дэвид Ноулз, генеральный директор и основатель консалтинговой компании Artelier. «Для борьбы с токсичностью мы выбираем краски, которые выделяют минимум вредных испарений, например, акварельные краски или специальные акриловые краски. Если возникает проблема с весом, мы отдаем предпочтение облегченным решениям, используя такие материалы, как сотовый материал из углеродного волокна и сертифицированный поликарбонат. Чтобы гарантировать надежность произведения искусства, мы выбираем бронзу, сталь и алюминий. “Тест на захват” позволяет определить, нужно ли вам цепляться за какой-либо предмет во время турбулентности. Сталь и бронза предпочтительнее из-за их прочности, так как они с меньшей вероятностью сломаются».

Другой альтернативный вариант, предложенный Ноулзом из Artelier и Левесом из Lufthansa Technik, заключается в добавлении предметов искусства в качестве неинтегрированных или «разрозненных» предметов ручной клади. Они должны быть надежно уложены и зафиксированы во время руления, взлета и посадки. «В частных самолетах очень мало нестандартных идей для создания произведений искусства», - говорит Левес. «Наши инженеры обладают многолетним опытом, который помогает реализовать самые требовательные запросы. Только в некоторых случаях – например, когда воздушное судно зафрахтовано и, следовательно, применяются более строгие правила коммерческой сертификации – некоторые идеи могут быть пересмотрены или отвергнуты».

«Нет ничего строго запретного», - говорит Ноулз из Artelier. «Наша работа заключается в том, чтобы воплощать амбиции клиентов в осязаемую реальность. Возможность приобрести произведения искусства ручной работы означает, что клиенты могут получить все, что захотят, в разумных пределах. Тем не менее, мы будем избегать масляной краски, горючих материалов или деликатных материалов, таких как керамика, фарфор или стекло.