Разделить владение самолетом с незнакомцем

Делиться – это весело. Ужин с друзьями, отпуск с родственниками мужа и жены. Но как насчет того, чтобы разделить владение самолетом с незнакомцем?

Для многих это прозвучит далеко не привлекательно. Вы инвестируете миллионы в новый блестящий бизнес-джет (или подержанный самолет) и рассчитываете на полный и бесплатный доступ к нему в режиме 24/7. Верно? По данным Partners In Aviation (PIA), это не так. Компания, специализирующаяся на подборе двух владельцев для совместного использования одного самолета, сообщает, что идея наконец-то набирает обороты, по крайней мере в США.

Хотя PIA вряд ли можно назвать беспристрастным наблюдателем за рынком, есть свидетельства того, что совместное владение и экономика совместного пользования становятся все более популярными, особенно среди представителей поколения миллениалов в США (родившихся в период с 1981 по 1996 год) и поколения Z (GenZ, родившиеся в период с 1996 по 2010 год).

Согласно прошлогоднему отчету Allied Market Research, в 2022 году рынок совместного использования оценивался в $387,1 млрд и, по прогнозам, достигнет $827,1 млрд к 2032 году. Это означает, что совокупный годовой темп роста (CAGR) составляет 7,7%. В отчете отмечается, что совместные полеты особенно перспективны для роста. «Совместные перевозки доминировали на рынке в 2022 году, составляя две пятых доли рынка, и, как ожидается, будут доминировать на рынке в течение прогнозируемого периода», - говорится в отчете. «По прогнозам, в период с 2023 по 2032 год этот сегмент достигнет самого высокого среднегодового показателя в 7,1% благодаря доступности услуг, уникальным скидкам и росту интернет-услуг на рынке». GenZ доминирует в долевой экономике США и, вероятно, сохранит это положение, по крайней мере, до 2032 года.

Очевидно, что авторы не имеют в виду совместное владение бизнес-джетами. Но, по словам Марка Моллоя, президента PIA, в их словах есть резон. Ранее, на протяжении своей более чем 30-летней карьеры в сфере продаж самолетов, Моллой отговаривал потенциальных совладельцев от этой идеи. «Раньше я думал, что структуры совместного владения – хорошая математика, но все остальное – плохо. Математика всегда была захватывающей, но именно то, как вы прорабатываете все детали, вызывало проблемы», - говорит он.

Теперь, когда формализованная структура партнерства закреплена в законе, идея совместного владения привлекает все больше владельцев и несобственников, утверждает он. Ранее большинство партнерств по совместному владению, управляемых PIA, заключались в поиске партнеров, не являющихся владельцами, – часто это были владельцы разнообразных карточных продуктов, которые хотели стать полноправными владельцами самолетов за половину стоимости. Но сейчас компания чаще всего обслуживает индивидуальных владельцев, которые хотят продать половину своих недостаточно используемых самолетов. Моллой предпочитает не разглашать количество клиентов PIA, но подтверждает ряд недавних партнерских сделок. В этом месяце компания заключила контракт с Cessna Citation II во Флориде, а недавние сделки по совместному владению включают в себя Gulfstream G450 и Praetor 600.

Компания специализируется на поиске совладельцев для трех категорий воздушных судов, на каждую из которых приходится примерно треть сделок. Это легкие джеты, самолеты среднего и суперсреднего размера. Но компания также нашла совладельцев турбовинтовых самолетов, таких как PC-12, и тяжелых бизнес-джетов.

Совладельцы платят единовременный сбор по фиксированной ставке, соответствующей категории воздушного судна, независимо от того, является ли оно новым или бывшим в употреблении. PIA требует от владельцев обязательства на три года, но есть возможность выйти досрочно, хотя выплата полной рыночной ставки за половину их доли не гарантируется при досрочном выходе. По истечении трехлетнего срока у совладельцев есть возможность выйти из договора по полной рыночной цене, рассчитанной независимыми оценщиками, или продлить его на один год, что большинство и делает, говорит Моллой.

По словам PIA, клиентами движут две основные мотивации – затраты и контроль. «Все крупные цифры сокращаются вдвое». Моллой говорит о приобретении, постоянных затратах и некоторых других издержках. Эксплуатационные расходы на 100% покрываются совладельцем, владеющими самолетом.

Другой важной мотивацией является контроль. Совладельцам нравится идея владения самолетом, полета на собственном самолете с постоянным экипажем (который становится как семья) и известной историей технического обслуживания и менеджером.

Третьим мотивом, который приобретает все большее значение, является стремление владельцев снизить выбросы углекислого газа. Моллой считает, что в будущем этому вопросу будет уделяться гораздо больше внимания.

Разве совместное владение самолетом не приводит к конфликтам при организации перелетов? По-видимому, нет. Совладельцы имеют полный доступ к джету раз в две недели и доступ в другие дни, когда другой совладелец не пользуется самолетом. «Эта модель позволяет владельцам пользоваться своим самолетом 25 и более дней в месяц за половину стоимости, что представляет собой выгодное предложение для тех, кому не требуется постоянное использование самолета», - говорит он. Такая доступность обусловлена тем, что каждый из совладельцев обычно использует свой самолет всего от 50 до 150 часов в год – одну или две деловые поездки или поездки на отдых в месяц. По словам Моллоя, для использования 200 часов в год наилучшим вариантом является полное владение или другие решения.

Но, конечно, совместное использование многомиллионных активов, таких как бизнес-джеты, – это не по-американски? Майк Стенгел, руководитель консалтинговой компании AeroDynamic Advisory, говорит нам, что большинство владельцев рассматривают свои возможности в бинарном смысле. «Владельцы могут либо сохранить за собой полное право собственности/доступа/контроля и нести все расходы, либо монетизировать свой актив через компанию по управлению воздушными судами, которая может зафрахтовать самолет от их имени, чтобы возместить часть затрат», - говорит он. «Программа, предлагаемая PIA, по-видимому, представляет собой золотую середину, когда вы привлекаете только еще одного владельца, с которым вы можете познакомиться и согласовать философию владения, а не фрахтовать судно для неизвестных сторонних клиентов».

Совместное владение очень распространено среди владельцев Cessna и им подобных в авиации общего назначения, но «платформа интересна тем, что на ней можно найти партнеров», - добавляет он. «Тем не менее, всегда будет сегмент владельцев, которые хотят сохранить 100%-контроль и нести 100% расходы только ради удобства и доступности».

Моллой признает: «Совместное использование не в духе американцев – вот почему у людей часто проходит шесть месяцев с момента их первого проявления интереса к PIA и до того, как они соглашаются совместно использовать самолет». Но он замечает, что у молодого поколения наблюдается больший интерес к совместному использованию.

«Экономика совместного использования продолжает оставаться перспективой для следующего поколения, поэтому я абсолютно уверен, что все эти модели совместного использования будут по-прежнему успешными. Сегодня людям удобнее делиться, чем 10 лет назад. И я думаю, что через 10 лет они будут чувствовать себя еще более комфортно с идеей совместного владения бизнес-самолетом, чем сегодня».